Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи





Скачать 77.24 Kb.
НазваниеЦель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи
Дата публикации25.09.2013
Размер77.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: ПО СТРАНИЦАМ БАСЕН
Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока - обобщение.

Форма урока - урок-презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Содержание.

  1. Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Теме подведем итог.

Будем знания обобщать

На вопросы отвечать.

II. Подготовка к восприятию.

-Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

-Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.
«Кот, петух и лиса»

«Ворона и Лисица»

«Волк и Ягнёнок»

«Волк и семеро козлят»

«Лев и Лисица»

Литературы новый жанр узнали,

Особенности басен распознали.

Произведения вместе мы читали,

Урокам баснописцев мы внимали.
III.Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы побываем в мире басен. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.
IV. Работа по теме урока.

-Что такое басня?

- Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

-Кого называют баснописцами?

Баснописцами называют создателей басен.

- Знаете ли вы баснописцев?

-Д. Эзоп, И.А. Крылов

-Как возникли басни?

- Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, считают древнегреческого баснописца Эзопа. Он жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

До сих пор, иносказательную речь называют «эзоповым языком». Читая басни, мы учимся понимать «эзопов язык». Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь - Что осуждают и высмеивают баснописцы?

- Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

- Что такое ирония?

-Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

- В баснях используется аллегория. Что это такое?

- Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

- Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

- Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме

- Молодцы! Следующее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Работаем 2 минуты. Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

1

Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы




2

Большое по объему произведение




3

Может быть написана в прозе или стихах




4

В начале или в конце сформулирован вывод-мораль




5

Повторы




6

Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)




7

Мало описаний




8

Высмеиваются человеческие пороки




9

Много диалогов




10

Интересный короткий занимательный сюжет




11

Волшебный помощник




- Вот мы и оказались в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.

Умей выслушать другого.

-Уважай мнение других.

- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

- Внимание на слайд. Перед вами иллюстрации (сюжеты) к басням Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы. Задание! Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня. Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», « Слон и Моська», «Мартышка и очки», « Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Карточки со строчками из басен:

1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

  1. Вперёд чужой беде не смейся голубок.

  2. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.

  3. Аи, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!

  4. Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

6. Ты всё пела? Это дело: Так, поди, же попляши!

- Как много басен И.А. Крылова вы узнаете. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни «Ворона и Лисица»

1 группа готовила инсценировку басни: "Ворона и Лисица". Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

-Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

-Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека)

- А ворона? (Глупого, невнимательного человека)

В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

2 группа «Волк и Ягненок»

- Назовите мораль всей басни. («У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы?

-Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям басен, которых вы увидели. На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

-Почему возникла потребность в таком литературном жанре, как басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И что бы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

- Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит жить, опираясь на нравственные принципы.

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди людей по-прежнему живут Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое ни труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерные Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня. Вы тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

-Сами сформулировали мораль. Молодцы!

-Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев. Физминутка. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо­вой. Если басня принадлежит Эзопу - присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки.

(Крылов «Слон и Моська»)

2. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

3. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

4. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав

его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп «Лисица и лев»)

  1. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва,
    спасши ему жизнь. (Эзоп «Лев и мышь»)

  2. Мартышка тут с досады и с печали
    О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали. (Крылов «Мартышка и Очки»)

7. Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

(Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

8. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в
воду. (Эзоп «Муравей и голубь»)

9. Чижа захлопнула злодейка - западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

(Крылов «Чиж и Голубь»)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен

И.А. Крылова сейчас прозвучали.

( «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь»)

А сейчас мы отпустим наших гостей. Спасибо, что вы к нам пришли на урок. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение урока: Басни Эзопа и Крылова имеют много общего. И. А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создаёт свои, неповторимые,...
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconЦель: обобщить знания детей по теме,,Волшебная сказка’’. Задачи
Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconУрок чтения во втором классе (обобщающий)
«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить знания учащихся по творчеству И. А. Крылова, знакомство с жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья...
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систематизировать и углубить знания учащихся о биографии и творчестве И. А, Крылова
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconЦель : Обобщить у детей понятия о значении предлогов и правильности...
Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схемам к ним
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обучение выразительному чтению, расширение знаний о творчестве И. А. Крылова
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconЦель: Закрепить и обобщить знания детей о пользе витаминов и их значении...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Обобщить знания детей о Кубани, о Краснодарском крае и его символикой....
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconЗадачи: Образовательная: отработка умений систематизировать, обобщать...
Цель: Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Делимость натуральных чисел» через решение задач
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить знания о баснях Крылова, развивать навык выразительного чтения, творческие способности, речь, логическое мышление, умение...
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма : Система Л. В. Занкова
Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий...
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить знания детей об истории и достопримечательностях города Чайковского
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconУрок основы языка изображения
Ц е л и : обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном...
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи iconЦель: обобщить и расширить знания по теме «Земноводные». Задачи
Учитель: о чем напоминает эта музыка? (о передаче «В мире животных»). Сегодня мы побываем в «мире Земноводных»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск