Скачать 128.11 Kb.
|
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №585 Кировского района Санкт – Петербурга Санкт –Петербург, проспект Дачный д. 3/4 Программа ,,Школа России’’ 3 класс Уровень образования: начальное общее образование Конспект урока - исследования по литературному чтению Тема урока ,,Русская народная сказка ,,Сивка- бурка ‘’ . Учитель начальных классов Будкина Алла Юрьевна. Санкт-Петербург 2011 год Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’. Задачи: 1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов; 2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом; 3) вызвать интерес к изучению сказок; 4) развивать фантазию, воображение; 5) формировать систему читательских умений. Оборудование урока: видеоклип ,,Сказки гуляют по свету’’, карточки с названием частей сказки, слайды из презентации ,, Устное народное творчество’’, сравнительная таблица ( сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, кассета с аудиозаписью сказки ,,Сивка – бурка’’, карточки с заданиями для работы в парах, хрестоматия по литературе, волшебный клубок и волшебный сундучок, ,,шкала настроения’’. Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы. Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве. Здоровьесберегающие компоненты урока: -смена видов деятельности; -динамическая пауза; -игровой компонент; -рефлексия. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах. Во время урока использовалось слушание, обсуждение, сравнительный анализ таблицы, работа с планом,просмотр видеоклипа, редактирование текста, чтение по цепочке, выборочное чтение, обращалось внимание на выразительность чтения, При подготовке к уроку ученики должны прочитать сказку ,, Сивка – бурка’’ в хрестоматии, найти в тексте сказочные выражения., по желанию подобрать интересный материал о древних обрядах, связанных со сказками. Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся
На уроках, предшествующих данному, учащиеся уже знакомились с волшебными сказками. При их проведении необходимо обратить особое внимание на структуру сказок. Если этот материал отработан, то дети легко сориентируются в особенностях волшебной сказки с новым сюжетом. Учителю необходимо перед уроком проверить и отредактировать материалы о древних обрядах, которые подобрали учащиеся к уроку, чтобы их содержание было доступно для восприятия учениками 3 класса. Дети должны уметь работать с редакторскими знаками. Учитель должен быть готов к неожиданным вопросам и нестандартным суждениям детей. Анализ результативности деятельности на уроке. Урок характеризовался высоким темпом работы. В течение его происходила поэтапная актуализация знаний, применение их как в стандартной ситуации, так и в ситуации, требующей творческого подхода. Урок оказался очень эмоциональным и интересным! Ребята с увлечением анализировали сказку, задавали неожиданные вопросы, высказывали и доказывали свое мнение о поступках героев. При сочинении дома своего произведения практически никто не сделал ошибок в структуре волшебной сказки. Сказки получились интересными! Примеры детских работ. На уроке присутствовали родители учеников. Прилож Приложение 1.Откуда возникли сказки? Сказки создавались в глубокой древности, когда писать люди не умели. Они хранились лишь в народной памяти и, созданные несколько тысяч лет назад, были впервые записаны только лет 200-300 назад. Много тысяч лет назад , при родовом строе, когда люди еще жили племенами, они очень сильно зависели от природы. Человек не верил в собственные силы, казалось, что стрела летит в цель не потому, что охотник метко стреляет, а потому, что она заколдована. Поэтому для древнего человека было чрезвычайно важно получить власть над предметами, над природными силами. Наблюдая за природой, за тем, как деревья теряют листву, а затем снова возрождаются к жизни, люди думали, что ничто в мире не умирает, не исчезает бесследно. НЕ умирают и люди , они лишь переходят жить в иной , потусторонний мир, и , попадая в этот мир, они приобретают магическую силу, они могут оказать помощь своему племени. В эти времена существовал обряд инициации - обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. Суть этого обряда сводилась к тому, чтобы юноша заручился поддержкой предков, получить от них магическую силу, чтобы ему стала подвластна природа. А для этого он должен был побывать в потустороннем мире у предков. Но ведь человек не может умереть на время, а потом опять вернуться к жизни. Поэтому в обряде имитировалась временная смерть – путешествие в царство мертвых. В это время люди часто погибали во время охоты, поэтому и один из способов приобщения к потустороннему миру состоял в том, что разыгрывалось поглощение человека животным, но не настоящим. Животное, его чрево имитировалось – то есть строилось специальное сооружение, напоминающее животное, в этом помещении происходил обряд. Вспомните избушку бабы-яги, как она выглядит? У нее нет окон и дверей, зато она стоит на курьих ножках. Обряд был окружен тайной, проводился он в лесу, специальными людьми. Обычные члены племени не только не допускались к месту обряда, но и не должны были знать, что там происходит. Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Проводили обряд женщины, представительницы того племени, из которого юноша брал себе жену. В сказке, в избушке на курьих ножках живет баба-яга. Испытания, которым подвергался юноша, были очень жестокими. Если он выдерживал, то возвращался в племя и мог жениться. Шло время, люди убеждались в том, что не магия, а их труд способствует удачной охоте и хорошему урожаю. Постепенно их вера в необходимость обряда ослабевала, и обряд перестали проводить. Осталось воспоминание о нем. Рассказы передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями и подробностями. Так возникли волшебные сказки. 2)Редакторские знаки: ^-вставить пропущенное слово; - - - заменить слово; 1234- изменить порядок слов. Литература 1.Берюхова Е.К. Видеоклип ,,Сказки гуляют по свету.’’ viki.ruhttp://video.mail.ru/mail/igordeeva/1885/1897.html 2. Воюшина М.П. Хрестоматия по литературе для 3 класса четырехлетней начальной школы. СПб.:,,Папирус’’, 2003. 3.Воюшина М.П. Методические рекомендации к урокам литературы во2 классе. СПб.:,,Папирус’’, 1998. 4.Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова.- М.: Издательство ,,Экзамен’’, 2010. 5.Нечаева Т.И. Презентация ,,Устное народное творчество’’. ’’www.viki.ru |
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | Задачи: Образовательная: отработка умений систематизировать, обобщать... Цель: Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Делимость натуральных чисел» через решение задач | ||
Цель: обобщить и расширить знания по теме «Земноводные». Задачи Учитель: о чем напоминает эта музыка? (о передаче «В мире животных»). Сегодня мы побываем в «мире Земноводных» | Урок- игра «Счастливый случай» по теме «Задачи на совместную работу» Образовательные закрепить и обобщить знания и умения учащихся по теме «Задачи на совместную работу» | ||
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах | Урок чтения во втором классе (обобщающий) «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника | ||
Урок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка... Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес... | Урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать... Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Познакомить детей с зоопарком, как местом общения людей с животными; обобщить знания по теме «Группы животных» | ||
Урок по теме «северная америка» Цели и задачи Цели и задачи: обобщить знания учащихся о населении и природе Северной Америки. Подвести итог изучению темы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Урок семинар по теме: «Решение уравнений и систем уравнений». Цели... Обобщить и углубить знания учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной работе и зачету | Урок-путешествие в сказку Тема: «Цвета, знакомство» Задачи урока : 1 Обобщить знания учащегося, поддержать интерес к английскому языку, тренировать детей в употреблении знакомых структур... | ||
Цель: обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова и Эзопа. Задачи Учитель: Сегодня мы будем работать в парах, поэтому давайте вспомним правила для работы в парах: Не ссориться, уметь договариваться,... | Урок игра «Математический тир» по теме: «Решение логарифмических уравнений» Цель урока: обобщить знания по теме, сформировать умения решать логарифмические уравнения |