Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо





Скачать 274.75 Kb.
НазваниеДепартамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо
страница1/2
Дата публикации25.09.2013
Размер274.75 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2374 ЮОУО


цикл бесед с детьми и семейных гостиных


Методическое пособие

Москва, 2010

Рекомендовано к изданию решением заседания кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института Протокол №8 от 12.04.2010 г.
Рецензенты:

Старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно», Л.Н. Куркина

К.п.н., профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Л.И. Осечкина
Моя Родина: цикл бесед с детьми и семейных гостиных. Методическое пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: МГПИ, 2010. – 28 с.
В пособии представлен методический комплекс к авторской программе «Содружество: формирование ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада» ГОУ ЦРР-детского сада №2374. Он включает конспекты тематических бесед с детьми, семейных гостиных и очно-заочных экскурсий воспитанников детского сада вместе с родителями, направленных на формирование представлений и чувства сопричастности к образу малой родины (Москвы) и большой Родины (России).

Пособие рекомендовано для воспитателей, педагогов дополнительного образования (по музейной педагогике) и старших воспитателей детских садов.


© Московский гуманитарный педагогический институт, 2010

© ГОУ ЦРР-детский сад №2374, 2010
Содержание
Тематический блок «Дорогая моя столица»

Беседа на тему: «Юрий Долгорукий»

Семейная гостиная «Путешествие по родной Москве»

Семейная гостиная «Кремль – сердце нашей Родины»

Литература

Тематический блок «Прогулки в Царицыно»

Семейная гостиная «Архитектурный ансамбль «Царицыно»»

Беседа на тему: «Как строил В.И.Баженов Царицыно»

Беседа на тему: «Мастера 18 века»

Литература

Тематический блок «Мы идем смотреть Родину»

Беседа на тему: «Мы идем смотреть Родину»

Беседа на тему: «Времена года «Весна»»

Беседа на тему: «Времена года «Осень»»

Беседа на тему: «Времена года «Зима»»

Литература

Комплекс «Я и моя Родина»
В комплекс ГОУ ЦРР-детского сада №2374 г. Москвы, разработанный на основе анализа и обобщения результатов диагностики патриотического воспитания детей, вошли 3 блока:

1 блок: Дорогая моя столица

2 блок: Прогулки в Царицыно

3 блок: Мы идем смотреть Родину

Охарактеризуем их подробнее.
1 блок: Дорогая моя столица

Цель и задачи:

  1. Формирование патриотических чувств у дошкольников

  2. Дать понятия словам «Родина», «Столица», «Россия».

  3. Закреплять знания о Москве – городе, где родился и вырос ребенок.

  4. Вызвать интерес у детей к родному городу, его достопримечательностям.

  5. Формирование чувств у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам – День города Москвы!

  6. Развивать понятие «Семейные экскурсии», закреплять семейные взаимоотношения


Беседа на тему: «Юрий Долгорукий»

Авторы: Голованова Наталья Владимировна, Батейкина Любовь Ивановна, Юренкова Любовь Васильевна

Программные задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, формировать потребность изучать историю Москвы, своей страны, своего народа, помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, познакомить с личностью князя Юрия Долгорукого, оружием и доспехами того времени.

МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображение памятника Ю.Долгорукому, иллюстрации Москвы деревянной, белокаменной, московского Кремля, репродукции картин А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким», «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.», записи песен о Москве,

иллюстрации современной Москвы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Экскурсия по Москве с родителями,

- Беседа с детьми об истории Москвы, России,

- Чтение художественной литературы о князьях,

- просмотр слайдов «Древнерусская архитектура»

- экскурсия в мини-музей «Москва- столица России».

Ход:

- Ребята! Посмотрите на эту иллюстрацию (памятник Ю. Долгорукому), знаете ли вы кто это? Правильно это Юрий Долгорукий – основатель города Москвы. Итак, сегодняшнее наше занятие посвящено этому великому человеку.

Давным-давно на Руси было множество городов, селений, земель. Правили ими князья. Ребята, а кто такие князья? (правители, такие же как современные руководители государства – президенты). Многие русские князья пытались распространить свою власть на как можно большее количество земель, то есть вели борьбу за единодержавие. Обо всех исторических личностях того времени, о войнах, об укладе жизни тех времен мы узнаем из летописей. Так вот древнерусские летописцы «наградили» суздальского князя Юрия Владимировича, сына Владимира Монамаха, прозвищем «долгорукий». Свое прозвище он получил из-за того, что пытался распространить свою власть на главные города севера и юга Руси: Новгород и Киев.

Владимир Мономах, который был отцом Юрия, направил своего сына править Владимиро-Суздальской землей. Владимир, Суздаль и Ростов – древние русские города, которые стоят на берегу великой реки – Волги, тут и земля богатая, и рыбы в достатке было, и такие непроходимые чащи, что врагу не пробраться. Кстати, такие города как Владимир, Суздаль, Ярославль входят в состав Золотого Кольца России. Золотое Кольцо составляют те города, которые являются древнейшими на Руси, богаты архитектурными памятниками. Итак, князь Юрий охотно принимал под свою защиту всех талантливых и трудолюбивых людей. Князь понимал, что богатство земли приумножается трудом простых людей. Юрий Владимирович строил новые храмы, основывал новые селения, города. Он выкупал многие земли, а другие брал силой, так и набирало мощь Владимиро-Суздальское княжество.

Как-то с Юрием Долгоруким произошла интересная история. Однажды проезжал князь селение Кучково, что стояло у оживленной торговой дороги на берегу Москвы – реки, там, где сливалась она с рекой Неглинкой. Понравилось ему это место, да еще по Москве-реке купцы(торговые люди) возили зерно и другие товары. Решил князь на этом месте построить город, но селение это принадлежало богатому боярину Кучке, который категорически отказался продать свое имение князю.( Ребята, а кто такой боярин, кто знает? Бояре – это знатные, очень богатые люди, они имели земли, крестьян.) Тогда князь велел на границе его имений начинать строительство города. И вот заслышался веселый стук топоров, стал расти строительный поселок. (посмотрите на иллюстрации: детям показываю иллюстрации из книги «Как строили на Руси», картины А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким» и «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.»). Тогда-то и понял старый боярин, что новый город скоро разрастется и потеряет он свою власть. Тогда он подговорил языческих волхвов, своих верных слуг, и те напали со своими людьми на новопостроенный поселок. Но вовремя пришла на выручку дружина князя Юрия Долгорукого. Успел он спасти свое селение. Так и появилось сначала селение, которое назвали Москвой, потом обнесли его деревянной стеной и рвом. (А как вы думаете, ребята, для чего строили высокие стены, да еще рыли глубокие рвы? Правильно, для защиты от врагов). И в летописи записано, что в 1156 году князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, «заложил Москву».

Послушайте, как о Москве написал Федор Глинка:

«Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных,

Это- матушка Москва!»

Со временем, в 1367 году, стены Москвы заменили на белокаменные, это спасло город от литовских войск. Потом стены Кремля построили из красного кирпича, это произошло уже при Иване Грозном. А уже при Петре первом московские улицы замостили камнем. И вот с тех пор город начинает становиться похожим на ту самую Москву, которую знаем и любим мы с вами (рассматриваем иллюстрации старой Москвы, современной, сравниваем).

Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее. В Москве строятся новые храмы, дома, школы, и мы с вами гордимся тем, что можем носить звание москвича.

Ты москвич, а это значит

«Должен честным быть,

Должен добрым быть,

И на благо всем трудиться,

И трудом своим гордиться.

А иначе, а иначе ты, брат, не москвич!»

Сегодня мне также хотелось бы поиграть с вами в игру. Мне кажется вам и самим хотелось бы на время превратиться в древних зодчих. Давайте попробуем вместе с вами построить деревянную крепость. (дети берут конструктор и пытаются построить крепость, дома, поселить в них жителей).

Воспитатель включает аудиозаписи песен о Москве.
Семейная гостиная: «Путешествие по родной Москве»

(старшая группа)

Воспитатели Косова Е.А., Талишевская Т.В.

Старший воспитатель Попкова О.Ф.

Цель и задачи:

  1. Формирование патриотических чувств у дошкольников

  2. Дать понятия словам «Родина», «Столица», «Россия».

  3. Дать знания о Москве – городе, где родился и вырос ребенок.

  4. Вызвать интерес у детей к родному городу, его достопримечательностям.

  5. Формирование чувств у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам – День города Москвы!

Материал:

  1. Иллюстрации города Москвы.

  2. Фотоальбомы выполненные родителями после экскурсии в музей.

  3. Совместные поделки детей и родителей, рисунки.

  4. Муляжи хлеба.

  5. Чай, угощения.

  6. Постройка «Машина времени» из модулей.

Предварительная работа:

Чтение литературы.

Беседа с детьми о столице России – городе Москва, ее истории,

Беседа с родителями об экскурсиях в музеи города.

Экскурсии в музей детского сада.

Рассказ воспитателя о рождении Москвы, о ее основателях.

Рассматривание иллюстраций московской панорамы, исторических зданий и памятников культуры.

Литература:

1. «Как научить детей любить Родину». Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 годы». Москва. 2003

2. Рогов А. «Как строили на Руси». Центр детской книги. Москва. 1997.

3. Александрова Л. «Деревянное зодчество Руси». Москва. 2004.

4. «С чего начинается Родина?» Из опыта работы ДОУ г. Москвы

5. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

6. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ»

Ход:

Дети по очереди садились в машину времени с мамами набирали заветный код и переносили нас в одно из мест города Москвы. Рядом мы организовали несколько зон по поделкам детей и родителей:

  1. Красная площадь

  2. Дарвинский музей

  3. Царицыно

Рассказ шел от ребенка, а взрослый только помогал наводящими вопросами и иллюстрациями, фотографиями.

Дети с интересом слушали друг друга, рассматривали поделки, помогали рассказывать свои впечатления и то, что он запомнил.
Семейная гостиная: «Кремль – сердце нашей Родины»

(в подготовительной группе)
Воспитатель Голованова Н.В.

Цель и задачи:

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, формировать потребность изучать историю Москвы, Кремля, своего народа, формировать уважение и бережное отношение к историческим ценностям Кремля, помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.

Привлечь родителей к воспитанию патриотических чувств у детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Предварительная работа с родителями (продолжительность – 2 месяца).

- Встреча-консультация воспитателя и родителей. Тема встречи: подготовка к семейной гостиной «Кремль – сердце нашей Родины». Постановка целей, задач.

- Рекомендации о правилах поведения в музеях. Распространяется в виде памяток.

- Консультация педагога дополнительного образования Самойловой Н.М. Тема: «Кремль глазами детей». Цель: предложить родителям различные способы «отражения» совместной экскурсии с ребенком (в виде рисунков, поделок, фотоальбомов).

- Индивидуальные консультации для родителей по проведению экскурсий совместно с детьми: выбор времени, дня, места, продолжительности, содержании.

- Индивидуальные консультации с родителями по подготовке совместного выступления с ребенком, по презентации фотоальбома.

- Индивидуальная консультация с родителями ребенка-экскурсовода.

Предварительная работа с детьми (продолжительность – 2 месяца).

- Виртуальное путешествие в Кремль. Просмотр фильма-экскурсии на DVD «Московский Кремль».

- Чтение книг о Москве, стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением Московского Кремля, Александровского сада, Красной площади.

- Беседа о башнях Кремля.

- Прослушивание песен о Москве (диск «10 песен о Москве»).

Материал:

Иллюстрации с изображением достопримечательностей Красной Площади, Кремля, Александровского сада. CD- записи песен о Москве, кроссворд о Кремле, книги о Кремле, флаг России, портрет президента, брелки с изображением Кремля.

Ход

Дети входят в зал под гимн Москвы («Дорогая моя столица…»). Их встречает ребенок – экскурсовод, который представляет работы детей, совместно с родителями изготовленные поделки, фотоальбомы. В зале висит портрет президента, российский флаг, представлены книги о Кремле, красочные фотоиллюстрации.

Воспитатель: - Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Многие из Вас посетили Кремль, побывали на экскурсиях в музеях и соборах Кремля и тема нашей сегодняшней встречи – Кремль.

Мы с Вами жители города Москва, как вы думаете, как по-другому нас можно назвать? (москвичи).

Мы с вами любим Москву за ее необыкновенные красоты: златоглавые храмы, кремлевские башни, многочисленные площади, шумные проспекты. Москва больше чем город: это центр, сердце страны. Москва – целый мир. Москва – прошлое и настоящее, история и современность.

Аня С , вместе с мамой читает стихотворение Д. Смирнова «Москва».

Воспитатель:- В нашем городе много больших площадей, но есть одна самая главная. Как она называется? Да, это Красная площадь. Слово «красный» в старину означало «красивый, парадный». У Красной площади находится Московский Кремль, где работает наше правительство (показывает фотографию президента ,флаг, герб). Все люди стремятся побывать в Москве, увидеть Красную площадь, полюбоваться башнями Кремля.

Юля К. читает стихотворение И.Токмаковой «Красная Площадь», затем она с мамой рассказывает о Красной площади, показывают свой фотоальбом. Руслан с папой рассказывают о посещении Мавзолея.

О Красной площади рассказывают Данила В. с мамой, что там проходили парады, демонстрации, встречали и чествовали известных людей нашей страны, например, Ю.А.Гагарина – первого космонавта.

Воспитатель: Итак, самое сердце нашей Родины – это КРЕМЛЬ. Вы все побывали в Кремле, многие и не раз. Сердцу каждого русского человека близко и дорого это место. Послушайте, как поэт Юрия Панкратова пишет о Кремле (читает мама Кати К. « КРЕМЛЬ».

Воспитатель: -Одной из самых главных достопримечательностей Кремля считаются его неповторимые башни. Скажите, а знаете ли вы названия башен Кремля? Назовите их. (Дети и взрослые называют башни Кремля.)

Над какими башнями кремля горят звезды? В любое время года, суток, в хорошую и плохую погоду горят кремлевские звезды.

Эти звезды горят

И ночью и днем,

Эти звезды горят

Ярко-красным огнем.

Ни под снегом не гаснут,

Ни под дождем.

Эти звезды знает и любит Земля,

А горят эти звезды

На башнях Кремля.

Дети поют ПЕСНЮ « КРЕМЛЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ».

Катя К. загадывает загадку о часах на Спасской башне.

Воспитатель: - Бой кремлевских Курантов мы с вами слышим всегда, когда встречаем Новый Год, послушайте его ( звучит аудиозапись «БОЙ КУРАНТОВ»). Скажите, а на какой башне Куранты? Правильно, на Спасской.

Воспитатель: Чтобы попасть внутрь Кремля через какую башню нам надо пройти? Правильно, сквозь Кутафью башню, о ней нам расскажет Олег П.

Выступление Олега с мамой.

Воспитатель: Кто знает, где находится самая большая пушка?

Правильно, в Кремле, и называется она Царь-пушка. О ней расскажет и покажет макет, который сделан с помощью папы Настя К.

Воспитатель: А какие пословицы о Москве вы знаете? (отвечают дети, помогают родители).

Воспитатель: Замечательно. А вот я знаю еще одну пословицу о Москве: «За Москву-мать не страшно умирать». Много раз пытались вражеские полки завоевать нашу столицу. В давние времена на землю русскую напали польские войска, и Москву защитило народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Пожарским. Тревожно забили тогда колокола, созывая русских людей на борьбу с врагом (аудиозапись звона колоколов).

А какой колокол никогда не звонил? Да, правильно Царь –колокол , о нем расскажет и покажет макет, который изготовлен вместе с папой Егора П.

Наверное. Самый большой и самый красивый музей Кремля является Оружейная палата, о ней хочет рассказать нам Иван З. с папой.

Воспитатель предлагает вопросы:

- почему площадь назвали Красной? (красная – красивая)

- что было раньше на месте ГУМа? (торговые ряды)

- чем отличается Спасская башня от всех остальных? (курантами).

Показывает иллюстрации с видами Кремля, Красной площади, предлагает детям назвать их.

Воспитатель подводит итоги встречи, благодарит всех. Родители вручают памятные сувениры (детям брелки с изображением Кремля, календарики с видами Кремля).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconДепартамент образования города москвы гбну «московский институт развития...
«Россия Республика Корея: Информационные образовательные (цифровые) технологии и их трансфер»
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Центр развития ребенка детский сад №355 открыто в 1971 году. Расположено в Мотовилихинском районе города Перми по адресу: 614077,...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconУрок окружающего мира в 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр развития ребёнка- детский сад №2584, юго-восточного окружного...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу центр развития ребенка – детский сад №183 муниципального района Кузьминки Юго- восточного окружного управления образования г....
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу центр развития ребенка – детский сад №183 муниципального района Кузьминки Юго- восточного окружного управления образования г....
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconТема: В. Драгунский «Что любит Мишка» Цель
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр развития ребёнка- детский сад №2584, юго-восточного окружного...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconПлан работы гбоу детский сад №357 города москвы восточного окружного...
Реализация новой общеобразовательной программы гоу детский сад №357 в соответсвии с федеральными государственными требованиями
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconПрограмма на 2012 2013 учебный год г. Москва содержание пояснительная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр развития ребёнка- детский сад №2584, юго-восточного окружного...
Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

Департамент образования города москвы московский гуманитарный педагогический институт гоу центр развития ребенка – детский сад №2374 юоуо iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск