Скачать 202.47 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Русская проза и поэзия: комментарий и интерпретация» для направления/ специальности подготовки бакалавра Автор программы: Осповат Александр Львович, профессор факультета филологии Кучерская Майя Александровна, кандидат филологических наук, профессор факультета филологии Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину Научно-исследовательский семинар «Русская проза и поэзия: комментарий и интерпретация». Программа разработана в соответствии с: подготовки 032700.62 «Филология» рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденном в 2012 г. 2Цели освоения дисциплиныОсновными целями научно-исследовательского семинара «Русская проза и поэзия: комментарий и интерпретация» являются:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь: Писать небольшое научное исследование; Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; Уметь составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации. Иметь навыки (приобрести опыт): Написания текста академического характера; Библиографического описания печатных и электронных изданий; Самостоятельного конспектирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; Публичного обсуждения работ на семинаре. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к блоку гуманитарных дисциплин и обеспечивает базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках филологической науки и освоение первичных академических навыков. Иначе говоря, она носит преимущественно прикладной и вспомогательный характер и в итоге призвана помочь студентам написать самостоятельное исследование (курсовую работу). Наиболее тесно данная дисциплина связана с дисциплиной «Академическое письмом». В течении второго и третьего модуля многие задания, исполняемые студентам по дисциплине «Академическое письмо», непосредственно связаны с выбранной ими темой для научного исследования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
Написание самостоятельной исследовательской работы необходимо для того, чтобы студент сумел продемонстрировать овладение первичными навыками академической работы, комментирования и анализа текста. Зачет призван продемонстрировать свободную ориентацию в темам, обсуждавшихся в рамках курса 6.1Критерии оценки знаний, навыков
Ясное понимание исследуемой темы; Глубина изучения данной темы; Наличие четкой структуры текста; Доказательность аргументации; Самостоятельность и оригинальность работы; Стилистическая выдержанность текста; Соответствие правилам оформления; Соответствие заданным параметрам объема текста; Наличие грамотно составленной библиографии. 2. Критерии устных выступлений Знакомство с ключевыми историко-литературными работами и изложенными в них концепциями по предложенной теме Самостоятельность и оригинальность Аргументированность излагаемой точки зрения 7Содержание дисциплиныРаздел 1 Тема 1. Принципы составления библиографии. Круг основных библиографических источников. Комментарий – основа филологии. Основные принципы комментирования художественного текста. Тема 2. Мастер-класс по комментированию текста на материале повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Литература к разделу 1 Основная: Аверинцев С.С. Филология //Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. Т. 1—9. Т.7. Исупов К. Вненаходимость комментатора // Вопросы литературы. 2008. № 2. Баршт К. О направлениях и пределах комментирования художественного текста. По поводу статьи К. Исупов а// Вопросы Литературы. 2009. № 5.ъ Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Опыт прочтения. М.: РГГУ, 1995. Дополнительная: Бонди С. М. Об академическом издании сочинений Пушкина// Вопросы литературы. 1963. № 2. Рейсер С. А. Основы текстологии. Л.: Просвещение, 1978. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М.: Искусство, 1959. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Просвещение, 1971. Мандес М. И. О задачах филологии // "Филологическое обозрение", 1897, т. 12; Раздел 2 Тема 1. Принципы составления библиографии. Круг основных библиографических источников. Энциклопедии, словари, справочники. Тема 2. Типы библиографических источников: традиционные и новейшие носители библиографической информации. Основные электронные библиотеки. Тема 3. Как составлять библиографию в научной библиотеке? (В рамках этого занятия предполагается просветительская экскурсия в одну из научных московских библиотек). Литература к разделу 2 Основная: Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования: Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л.: Учпедгиз, 1955. 154 с. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т.1 – 5. М., Советская энциклопедия, 1989-. История русской литературы Х1Х века. Библиографический указатель. Под ред. К.Д.Муратовой. М.-Л., 1962 История русской литературы XIX – начала XX века: Библиогр. указ. Общая часть / ИРЛИ; Под ред. К. Д. Муратовой. – СПб: Наука, 1993. Русская периодическая печать (1702-1894; 1895-октябрь 1917). Справочник. М.,1959, 1957. Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII—XIX вв. М., 1965. Словарь Академии Российской. СПб., 1789. Дополнительная: А.А. Гречихин. Общая библиография: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2000. Раздел 3 Тема 1. Основные структурные элементы научного исследования. Тема 2. История создания произведения: реконструкция замысла по этапам; источники; эволюция замысла (жанр, герои, сюжет, отдельные эпизоды). Источники сведений об истории создания: дневники; публицистика; переписка; мемуары. Летопись жизни и творчества. Тема 3 История публикации произведения: место первой публикации, различные редакции, разночтения, критические отклики. Литература к разделу 3 Основная литература Тынянов Ю.Н. Журнал, критик, читатель и писатель / Ю.Н. Тынянов //Тынянов Ю.Н. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького / Редкол.: Е. И. Анненкова, А. Г. Битов, С. Г. Бочаров, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, И. А. Зайцева, И. В. Карташова, Ю. В. Манн (гл. ред); Лингвист. консультант изд. А. Д. Шмелев. — М.: Наука, 2001—. Т.1-4 (см. истории создания отдельных произведений). Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: В. А. Котельников, Е. А. Краснощекова, Т. И. Орнатская (зам. гл. ред.), М. В. Отрадин, К. Савада, Н. Н. Скатов, П. Тирген, В. А. Туниманов (гл. ред.); Подгот. текста и сост. примеч. А. Ю. Балакина, А. Г. Гродецкой, С. Н. Гуськова, Н. В. Калининой, Е. И. Кийко, Т. И. Орнатской, К. Савады, В. А. Туниманова. — СПб.: Наука, 1997—. (см. истории создания отдельных произведений, истории публикаций отдельных произведений) Гусев Н.В. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, т. 1. М., 1958; т. 2. М., 1960. Дополнительная литература Abbott, H. Porter, The Cambridge Introduction to Narrative, Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. – 3-е изд. – М.: Издательство "Эгвес", 1999. Зайончковский П.А. "История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах". М. , 1976-1986. Т.1-4 Раздел 4 Работа с научными текстами, связанными с исследованием. Цитирование и плагиат . Литература к разделу 4 Основная литература. Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования: Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л.: Учпедгиз, 1955. 154 с. Библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам»: — Серия «Литературоведение». М.: ИНИОН, 1970-. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук / Сост. и сопроводительные статьи С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 2000. Дополнительная литература. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. – 3-е изд. – М.: Издательство "Эгвес", 1999. Раздел 5 Тема 1 Композиция исследования. Тема 2 Стиль научного исследования. Основная литература. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук / Сост. и сопроводительные статьи С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 2000. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2004. Дополнительная литература. Academic Writing for Graduate Students: Essential Tasks and Skills. John M. Swales and Christine B. Feak. The University of Michigan Press, Ann-Arbor, 2008. Образовательные технологии На занятиях используется форма дискуссий, подготовленных диспутов с распределением ролей, презентации. 8 Образовательные технологии Количество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 15 человек. В рамках изучения курса студенты пишут 4-6 письменных работ в течение каждого модуля. Преподаватель проверяет каждую работу, письменно комментируя ошибки и недочеты. Последовательность освоения новой темы:
8Образовательные технологииКоличество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 15 человек. В рамках изучения курса студенты пишут 2 кратких письменных работ, подготавливают 3 устных сообщения. В результате студенты пишут самостоятельное исследование (курсовую работу). Преподаватель проверяет каждую работу, письменно комментируя ошибки и недочеты. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Тематика заданий текущего контроляПримерные домашние задания: 1. Прочитайте повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Подчеркните в тексте слова, имена, фрагменты, которые требуют комментирования. 2. Сформулируйте ключевые принципы комментирования и напишите на эту тему эссе. 3. Выявите основные типы комментируемых фрагментов (историческая реалия, имя) 4. Напишите собственный комментарий к фрагменту текста на выбор. 5. Составьте литературоведческую библиографию к вашему исследованию (курсовой работе). 6. Составьте список исторических источников, необходимых вам для работы над курсовой 7. Подготовьте устное сообщение об истории создания произведения, которому посвящена ваша курсовая. 8. Напишите историю создания произведения, которому посвящается ваша курсовая. 9. Напишите историю публикации произведения, которому посвящается ваша курсовая. 10. Аргументируйте избранное вами построение вашей курсовой работы. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. Что именно требует комментария в художественном тексте? 2. Каковы критерии отбора исторических и литературных реалий, подлежащих комментированию? 3. Какие литературные и биобиблиографическии энциклопедии и словари вы знаете? 4. Какие электронные библиотеки вам известны? 5. Какие основные библиографические издания используются при создании библиографии по теме, посвященной литературе Х1Х века? 6. Каким вопросам посвящена история создания произведения? 7. Каковы основные источники, необходимые для реконструкции истории создания текста? 8. Каким образом выясняется история публикации произведения? 9. В соответствии с какими задачами формируется структура литературоведческого исследования? 10. Насколько обширным должно быть цитирование чужих исследований? 10 Порядок формирования оценки по дисциплинеРезультирующая оценка по дисциплине «Научно-исследовательский семинар: Русская проза и поэзия: комментарий и интерпретация» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38). Оценка за промежуточный и итоговый контроль включает в себя оценку за текущий контроль и оценку работы над итоговым заданием. Текущий контроль Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность в дискуссиях, правильность ответов на вопросы. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, включающую письменные работы в указанных жанрах и другие работы. Каждая самостоятельная письменная работа оценивается отдельной оценкой по 10-ти балльной шкале. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Первый модуль: Отекущий = 0,1·Оауд. + 0,1·Оконспект+ 0,1·Оаннотац.1 + 0,2·Ореф + 0,2·Оаннотац.2 + 0,3·Ок/р ; Второй, третий и четвертый модули: Отекущий = 0,2·Оауд. + 0,2·Описьм. раб.+ 0,2·Описьм.раб.. + 0,2·Описьм.раб + 0,2·Описьм. раб/устн. сообщение. Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета (1 модуль) выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Опромежуточный = 0,3·Озачет + 0,7·Отекущий Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена (третий модуль) выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Отекущий На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Одисциплина = 0,2·Опромежуточный + 0,8·Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: округление к ближайшему целому, например: 8,3 – 8; 8,5 – 9; 8.7 – 9. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (за курсовую работу) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 11.1 Базовые учебники и учебные пособия 1. Умберто Эко «Как написать дипломную работу» http://philologos.narod.ru/texts/eco-dipl.htm 2. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук / Сост. и сопроводительные статьи С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 2000. 3. Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования: Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л.: Учпедгиз, 1955. 11.2 Основная литератураАверинцев С.С. Филология //Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. Т. 1—9. Т.7. Баршт К. О направлениях и пределах комментирования художественного текста. По поводу статьи К. Исупов а// Вопросы Литературы. 2009. № 5 Библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам»: — Серия «Литературоведение». М.: ИНИОН, 1970-. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького / Редкол.: Е. И. Анненкова, А. Г. Битов, С. Г. Бочаров, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, И. А. Зайцева, И. В. Карташова, Ю. В. Манн (гл. ред); Лингвист. консультант изд. А. Д. Шмелев. — М.: Наука, 2001—. Т.1-4 (см. истории создания отдельных произведений). Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: В. А. Котельников, Е. А. Краснощекова, Т. И. Орнатская (зам. гл. ред.), М. В. Отрадин, К. Савада, Н. Н. Скатов, П. Тирген, В. А. Туниманов (гл. ред.); Подгот. текста и сост. примеч. А. Ю. Балакина, А. Г. Гродецкой, С. Н. Гуськова, Н. В. Калининой, Е. И. Кийко, Т. И. Орнатской, К. Савады, В. А. Туниманова. — СПб.: Наука, 1997—. (см. истории создания отдельных произведений, истории публикаций отдельных произведений) Гусев Н.В. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, т. 1. М., 1958; т. 2. М., 1960. Исупов К. Вненаходимость комментатора // Вопросы литературы. 2008. № 2. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» -Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992.. Словарь Академии Российской. СПб., 1789. 11.3 Дополнительная литература. Бонди С. М. Об академическом издании сочинений Пушкина// Вопросы литературы. 1963. № 2. Гречихин А.А. Общая библиография: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2000 Мандес М. И. О задачах филологии // "Филологическое обозрение", 1897, т. 12; Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. – 3-е изд. – М.: Издательство "Эгвес", 1999. Рейсер С. А. Основы текстологии. Л.: Просвещение, 1978. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Просвещение, 1971. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М.: Искусство, 1959. Abbott, H. Porter, The Cambridge Introduction to Narrative, Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 11.4 Справочники, словари, энциклопедииЗайончковский П.А. "История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах". М. , 1976-1986. Т.1-4 История русской литературы XIX – начала XX века: Библиогр. указ. Общая часть / ИРЛИ; Под ред. К. Д. Муратовой. – СПб: Наука, 1993. История русской литературы Х1Х века. Библиографический указатель. Под ред. К.Д.Муратовой. М.-Л., 1962 Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» -Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. Русская периодическая печать (1702-1894; 1895-октябрь 1917). Справочник. М.,1959, 1957. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т.1 – 5. М., Советская энциклопедия, 1989-. Словарь Академии Российской. СПб., 1789. Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII—XIX вв. М., 1965. 11. 5 Программные средства Для представления учебного материала используются презентации Microsoft Power Point. Письменные самостоятельные работы студентов выполняются в текстовом редакторе Microsoft Word и высылаются преподавателю на адрес корпоративной почты. 12. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля лекций и семинаров необходим проектор и компьютер с выходом в интернет. |
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Поисковые системы по россии Русская виртуальная библиотека: классические и современные произведения русской литературы: проза и поэзия | ||
Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой? Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А. А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная... | Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза» для направления 45. 03. 01 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | ||
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... |