Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал





Скачать 86.67 Kb.
НазваниеКонспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал
Дата публикации27.09.2013
Размер86.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Климовск Московской области

___________________________________________________________________________

МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- А, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22

Решение нравственных проблем в

«Слове о полку Игореве»

и опере А.Бородина «Князь Игорь».
Конспект интегрированного урока. Из опыта работы.

Класс: 9


Учитель русского языка и литературы:

Васильева Татьяна Сергеевна (высшая категория)


« Ищучи себе чти…»

Тема урока: « Решение нравственных проблем в «Слове о полку Игореве» и опере А.Бородина «Князь Игорь». ( интегрированный урок, 2 часа)

«…не хочу я лиха,

Но добра хочу братьи и

Русской земли.»

Вл.Мономах.
Цель: 1. На основании текста «Слова о полку Игореве» и оперы А.Бородина «Князь Игорь» раскрыть решение авторами нравственных проблем.

Задачи: 1.Раскрыть образы героев «Слова…» с нравственной точки зрения (в литерат. источнике и в музыкальном произведении).

2.Учить составлять план – конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать

нужный материал.

3.Уметь анализировать текст, находить оценки героев и делать выводы.

4. Учить использовать приём устного рисования для создания образа эпохи,

времени.

5. Показать, как через изображение нравственного облика героев автор приходит

к выводу об объединении русских князей.

6. Показать значение «Слова…» ( переводы, картины, музыка).

7.Учить слушать и понимать музыкальные характеристики героев.

8. Воспитывать у учащихся патриотические и гуманистические чувства , эстетические вкусы.
Ход урока.

Оформление ( на доске- тема урока, эпиграф).

Слева отдельно выписаны слова, обозначающие нравственные категории: честь, благородство, честолюбие, патриотизм).

Стенды «Русская икона в музеях России» ( А.Рублёв).

«Искусство Древней Руси». «Современные художники и их картины по мотивам «Слова...».( презентация учащихся)

Выставка рисунков учащихся по мотивам произведений.
1.Вступительное слово учителя о величайшем памятнике древнерусской литературы.

Появление этого памятника вызвало сенсацию среди учёных – настолько талантливым и самобытным оказалось «Слово о полку Игореве».

« Случилось бы такое, что пришлось бы нам держать ответ перед какой –то всесветной силой за национальную духовность, - что представили бы мы отчётом за свою историческую продолжительность? Бессомненно «Слово о полку Игореве», Пушкина и

Достоевского, остальное в зависимости от того, как много позволилось бы назвать. Но эти три строки прежде всего и в таком именно порядке;

…Мы, пожалуй, и не подозреваем, насколько глубоко «Слово…» впиталось в нашу кровь…Две вещи поражают меня всякий раз, когда я перечитываю «Слово…». Первая: что и в те времена у русского человека была богатая история… И второе. Замечаем ли мы, что «Слово…» - это энциклопедия русской души во всех её лучших и не самых лучших качествах?» ( В.Г.Распутин)

2. Работа по группам./ Историки/

Сообщение об исторических особенностях эпохи. ( Весь класс составляет план – конспект).

1-ый ученик.

Х11 век. Русь потеряла могущество единого государства. После Владимира Мономаха страну потрясли одна за другой мощные междоусобные схватки, в результате которых Киев утратил былое значение общенационального цензора. Над Русью нависла серьёзнейшая угроза . В период описываемых событий великокняжеским престолом в Киеве правили 2 соперничающих князя – Святослав и Рюрик, что ещё больше усложило положение Киева как столичного города. Половцы были в курсе русских дел. Их планы разгрома Киева и других городов были вполне реальны. Князь Святослав, мобилизовав ряд княжеств, совершил несколько походов в половецкие земли. Поход 1168 года оказался удачным. Автор « Слова…» славит за эту победу Святослава, который « пришёл на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озёра, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой».

2-ой ученик.

Но особенно участились столкновения в 1184 – 1185 годах, так как натиск половцев всё возрастал. Войскам Святослава удалось выиграть ряд сражений, в том числе и битву в марте 1185 года, предотвратившую внезапное нападение Кончака на Русь. Победа эта на реке Хороле была весьма значительна.

Принять участие в этом походе был приглашён новгород – северский князь Игорь Святославович, герой «Слова…». Но Игорь в бою не участвовал. Он то ли сознательно уклонился от сражения, то ли действительно не сумел вовремя подойти к войскам из – за тумана, как объяснили некоторые летописцы.

Святослав отлично понимал, что победа над « меньшицей» Кончака не снимала угрозы. Он начал энергично готовить совместный поход, собирая силы со всех земель, откуда было можно.

Но именно в этот момент Игорь и замыслил свой злосчастный поход на половцев, желая внезапно напасть на них и добыть « себе хвалы», как говорит владимиро – суздальский летописец.

Игорь постепенно собрал войска, призвал с собой вассальных князей – брата Всеволода, племянника Святослава Олеговича, сына Владимира и пустился в землю «незнаемую».

3-ий ученик. История создания «Слова…»

«Слово…» создано по горячим следам событий. Оно написано никак не позднее 1187 года, так как один из героев «Слова…» Ярослав Осмомысл умер 1-го октября 1187 г.

Но к нему Святослав Киевский обращается как к живому.

Другой герой «Слова…» - Владимир Переяславский, благодаря мужеству которого была выиграна битва с Кончаком под Переяславлем, умер от ран ещё раньше – в апреле 1187 году.

Академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Слово о полку Игореве» и его современники

в 1971 году выдвинул предположение, что поэма была написана в разгар самих событий, т.е. летом 1185 году, и была прочитана самим князем во время сбора у Святослава в присутствии Игоря, вернувшегося из плена.

Если предположение верно, то значит автор /неизвестный певец/ обращается к живым героям «Слова…» от имени Родины, народа с настоятельным требованием «закрыть Полю ворота», спасти страну от порабощения.


Учитель:

Враждебная неизвестность… И князь ведёт своё войско навстречу судьбе… Что приготовит она ему и его дружине?

Автор заставляет нас взглянуть на происходящее с плоскогорья нравственности и общих интересов всей русской земли.

Кто они – русичи? Какие? Что любили? Кого и за что уважали и чтили?

Одним из излюбленных выражений автора является « ищучи себе чти».

Поиски чести – одна из излюбленных главных забот героев «Слова…». И это не та «честь», о которой ехидно спрашивала княгиня Ольга у сброшенных в яму вместе с ладьёю древлянских послов: «добра ли вы честь?»

В понимании автора честь – это не то, что достаётся людям благодаря случайным и не зависящим от них причинам: честь вследствие происхождения.

С точки зрения автора, - это внутренняя добродетель, это то, что личность приобрела благодаря своим собственным усилиям, благодаря своему мужеству, силе воли, боевой удаче, вонской доблести.
Учитель. А теперь обратимся к литературному первоисточнику, к « Слову о полку Игореве». Посмотрим, как автор изобразил главных героев.
3.Работа с текстом. ( работает весь класс) 1) Как автор изображает князей в самом начале повествования?

Найти характеристику князя Игоря, данную автором. Когда он только отправляется в дорогу. ( Доблестный воин, храбр, мужествен; речь к своим воинам благородна. Автор называет его и брата «соколами», «солнцем».

Каков брат Игоря Всеволод? / Доблестный воин, неотделим от своих воинов /

Каково его войско? / Битва при Каяле. Беспримерное мужество, подобен богатырям/.
2) Анализ эпизода « Бой в пятницу».

Что было основной двигательной силой См. текст.

в бою ( жажда наживы, стяжательство)?
3) В каких эпизодах автор показывает

полное презрение к врагу?
4) Каким показывает автор «Слова…» князя Святослава? («Золотое слово» Святослава.)

Святослав «великий и грозный киевский».

Автор воплощает свой идеал мудрого могущественного правителя Русской земли, хранителя её чести и славы. Прославляется победа Святослава над половцами в 1184 году.

Победу его прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, т.к. в результате этой победы стали безопасными торговые пути Руси с юго- западными странами Европы.

Образ его раскрыт в «золотом слове» Святослава и его сне. Это призыв к наиболее могущественным князьям Руси вступиться « за землю Русскую, за раны Игоревы…»


Учитель.Автор не скрывает от потомков и негативные стороны происходящего.

Какие герои показаны с отрицательной нравственной стороны?

Княжеские междоусобицы.

Олег Святославович Черниговский, дед Игоря.

Олег Гориславич, т.к. горькую славу в Русской земле стяжал. Олег первый прибег к помощи половцев, наведя их на русскую землю.

Другой защитник феодальных распрей – Всеслав Брячиславич Полоцкий.

Автор обращается к его внукам с призывом прекратить старую вражду и « выскочить» из худой дедовской славы.
5. Какова цель исторических отступлений?

Напомнить ещё раз своим современникам, потомкам Всеслава и крамольникам Олега, к чему приводит политика раздоров, и призвать к установлению прочного мирного княжеского союза для совместной борьбы с внешними врагами Русской земли.
6.Почему Игорь прощён автором и народом?
Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси.

Его мужество в походе, верность брату в бою, томление в плену, энергия его стремления на родину ( побег), радость возвращения на родину – всё это побуждает автора славить Игоря.

Мир Родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр.

Доброта – как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлена в «Слове…» очень ярко.

Добро – основа плача Ярославны и « золотого слова » Святослава.

Добро для автора – основа отношения к миру.
7. Сделайте вывод. Какие нравственные качества ценит автор «Слова…»?
Вывод. В «Слове…» нет ни богов, ни героев в традиционном смысле слова.

В нём действуют живые реальные люди со своими слабостями и недостатками.

Но их сила в свободе нравственного выбора между худом и добром, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.

Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа.

Возвращение Игоря из плена, его успешные дипломатические переговоры с киевским князем встречаются великой радостью.

Герои «Слова…» не грешны ни перед языческим, ни перед христианским богом. Если они и грешны, то перед своей собственной совестью.

Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей и нравственным совершенствованием, развитием чувства гражданственности и чести.

«Познайте, князи, своё величество и свою честь» - так выразит эту мысль автор «Слова о князьях », написанного незадолго до появления «Слова о полку Игореве». Автор воспевает героев не за победу, а за проявленную ими доблесть в бою. За рыцарскую честь и стойкость.

2-ой урок.

Работа литературоведов.
1.Работа искусствоведов. Презентация.Рассказ о влиянии «Слова…» на развитие культуры. К «Слову» обращались и известные художники, и музыканты. В чём вы видите причины этого?( сообщение)

Переводы, литература других народов, наши современники о «Слове о полку Игореве», творчество художников.
2.Работа музыковедов. Презентация.( Анализ основных сцен оперы. Пути решения нравственных проблем в музыкальном произведении).

1. История создания оперы Бородина « Князь Игорь».
Прослушивание пролога. Какое настроение, какие ощущения вызывает музыка?

3.Картина 1.Галицкий. Что для него честь? ( Власть. «Пожить бы всласть…»)

Действие 2. Половецкий стан. Князь Игорь и Кончак. ( диалоги)

Князь Игорь. Что томит его душу?

Кончак. Чем он озабочен? Каким он предстаёт ? Почему он держит Игоря не как пленника? Почему Кончак так откровенен с князем?
Тема любви. Сцена свидания . Кончаковна и Владимир( сын Игоря).

Как звучит лирическое начало в опере? Зачем Бородин включил эту тему в своё произведение?
3.Заключение. Сделать вывод о путях решения нравственных проблем в «Слове…» и в музыкальном произведении Бородина «Князь Игорь»?

( работа музыковеда и литературоведа)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconКонспект открытого урока по английскому языку в 7а классе. Тема:...
Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconУрока: Систематизировать знания учащихся о написании не с разными частями речи
Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconХод мероприятия: Вступление
Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе. Тема: «Повторение...
Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconУрок №1 Тема урока: «Введение и активизация лексики по теме «Мои игрушки»
Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconУчебник: А. А. Вигасин История древнего мира Тема: «Письменность, знания древних египтян»
...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать навыки групповой работы. Совершенствовать умения работы с микроскопом и микропрепаратами, уметь находить и видеть нужный...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал icon«Разбуди Обломова!» Ученики сами распределили роли: Обломова, Волкова,...
Цель фрагмента урока: осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, совершенствовать умения учащихся отбирать текстовый...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: учиться с помощью компьютера решать проблему, находить нужный материал с интерактивными картами. Обучатся самостоятельной работе...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconКонспект открытого урока по теме " Домашние животные" (2 кл.) Цель:...
Ученики по очереди называют звуки, один уч-ся у доски «убивает» мух-звуки. Пока он ищет нужный звук, класс хором проговаривает этот...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconДоклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроке»
Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconУрок 47 (8 класс)
Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающая: развитие умений отбирать материал текста для работы над темой; развитие умений сравнительного анализа;...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать...
Конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал iconУрок 1 (8 класс)
Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск