Скачать 86.67 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Климовск Московской области ___________________________________________________________________________ МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- А, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 Решение нравственных проблем в «Слове о полку Игореве» и опере А.Бородина «Князь Игорь». Конспект интегрированного урока. Из опыта работы. Класс: 9 Учитель русского языка и литературы: Васильева Татьяна Сергеевна (высшая категория) « Ищучи себе чти…» Тема урока: « Решение нравственных проблем в «Слове о полку Игореве» и опере А.Бородина «Князь Игорь». ( интегрированный урок, 2 часа) «…не хочу я лиха, Но добра хочу братьи и Русской земли.» Вл.Мономах. Цель: 1. На основании текста «Слова о полку Игореве» и оперы А.Бородина «Князь Игорь» раскрыть решение авторами нравственных проблем. Задачи: 1.Раскрыть образы героев «Слова…» с нравственной точки зрения (в литерат. источнике и в музыкальном произведении). 2.Учить составлять план – конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал. 3.Уметь анализировать текст, находить оценки героев и делать выводы. 4. Учить использовать приём устного рисования для создания образа эпохи, времени. 5. Показать, как через изображение нравственного облика героев автор приходит к выводу об объединении русских князей. 6. Показать значение «Слова…» ( переводы, картины, музыка). 7.Учить слушать и понимать музыкальные характеристики героев. 8. Воспитывать у учащихся патриотические и гуманистические чувства , эстетические вкусы. Ход урока. Оформление ( на доске- тема урока, эпиграф). Слева отдельно выписаны слова, обозначающие нравственные категории: честь, благородство, честолюбие, патриотизм). Стенды «Русская икона в музеях России» ( А.Рублёв). «Искусство Древней Руси». «Современные художники и их картины по мотивам «Слова...».( презентация учащихся) Выставка рисунков учащихся по мотивам произведений. 1.Вступительное слово учителя о величайшем памятнике древнерусской литературы. Появление этого памятника вызвало сенсацию среди учёных – настолько талантливым и самобытным оказалось «Слово о полку Игореве». « Случилось бы такое, что пришлось бы нам держать ответ перед какой –то всесветной силой за национальную духовность, - что представили бы мы отчётом за свою историческую продолжительность? Бессомненно «Слово о полку Игореве», Пушкина и Достоевского, остальное в зависимости от того, как много позволилось бы назвать. Но эти три строки прежде всего и в таком именно порядке; …Мы, пожалуй, и не подозреваем, насколько глубоко «Слово…» впиталось в нашу кровь…Две вещи поражают меня всякий раз, когда я перечитываю «Слово…». Первая: что и в те времена у русского человека была богатая история… И второе. Замечаем ли мы, что «Слово…» - это энциклопедия русской души во всех её лучших и не самых лучших качествах?» ( В.Г.Распутин) 2. Работа по группам./ Историки/ Сообщение об исторических особенностях эпохи. ( Весь класс составляет план – конспект). 1-ый ученик. Х11 век. Русь потеряла могущество единого государства. После Владимира Мономаха страну потрясли одна за другой мощные междоусобные схватки, в результате которых Киев утратил былое значение общенационального цензора. Над Русью нависла серьёзнейшая угроза . В период описываемых событий великокняжеским престолом в Киеве правили 2 соперничающих князя – Святослав и Рюрик, что ещё больше усложило положение Киева как столичного города. Половцы были в курсе русских дел. Их планы разгрома Киева и других городов были вполне реальны. Князь Святослав, мобилизовав ряд княжеств, совершил несколько походов в половецкие земли. Поход 1168 года оказался удачным. Автор « Слова…» славит за эту победу Святослава, который « пришёл на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озёра, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». 2-ой ученик. Но особенно участились столкновения в 1184 – 1185 годах, так как натиск половцев всё возрастал. Войскам Святослава удалось выиграть ряд сражений, в том числе и битву в марте 1185 года, предотвратившую внезапное нападение Кончака на Русь. Победа эта на реке Хороле была весьма значительна. Принять участие в этом походе был приглашён новгород – северский князь Игорь Святославович, герой «Слова…». Но Игорь в бою не участвовал. Он то ли сознательно уклонился от сражения, то ли действительно не сумел вовремя подойти к войскам из – за тумана, как объяснили некоторые летописцы. Святослав отлично понимал, что победа над « меньшицей» Кончака не снимала угрозы. Он начал энергично готовить совместный поход, собирая силы со всех земель, откуда было можно. Но именно в этот момент Игорь и замыслил свой злосчастный поход на половцев, желая внезапно напасть на них и добыть « себе хвалы», как говорит владимиро – суздальский летописец. Игорь постепенно собрал войска, призвал с собой вассальных князей – брата Всеволода, племянника Святослава Олеговича, сына Владимира и пустился в землю «незнаемую». 3-ий ученик. История создания «Слова…» «Слово…» создано по горячим следам событий. Оно написано никак не позднее 1187 года, так как один из героев «Слова…» Ярослав Осмомысл умер 1-го октября 1187 г. Но к нему Святослав Киевский обращается как к живому. Другой герой «Слова…» - Владимир Переяславский, благодаря мужеству которого была выиграна битва с Кончаком под Переяславлем, умер от ран ещё раньше – в апреле 1187 году. Академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Слово о полку Игореве» и его современники в 1971 году выдвинул предположение, что поэма была написана в разгар самих событий, т.е. летом 1185 году, и была прочитана самим князем во время сбора у Святослава в присутствии Игоря, вернувшегося из плена. Если предположение верно, то значит автор /неизвестный певец/ обращается к живым героям «Слова…» от имени Родины, народа с настоятельным требованием «закрыть Полю ворота», спасти страну от порабощения. Учитель: Враждебная неизвестность… И князь ведёт своё войско навстречу судьбе… Что приготовит она ему и его дружине? Автор заставляет нас взглянуть на происходящее с плоскогорья нравственности и общих интересов всей русской земли. Кто они – русичи? Какие? Что любили? Кого и за что уважали и чтили? Одним из излюбленных выражений автора является « ищучи себе чти». Поиски чести – одна из излюбленных главных забот героев «Слова…». И это не та «честь», о которой ехидно спрашивала княгиня Ольга у сброшенных в яму вместе с ладьёю древлянских послов: «добра ли вы честь?» В понимании автора честь – это не то, что достаётся людям благодаря случайным и не зависящим от них причинам: честь вследствие происхождения. С точки зрения автора, - это внутренняя добродетель, это то, что личность приобрела благодаря своим собственным усилиям, благодаря своему мужеству, силе воли, боевой удаче, вонской доблести. Учитель. А теперь обратимся к литературному первоисточнику, к « Слову о полку Игореве». Посмотрим, как автор изобразил главных героев. 3.Работа с текстом. ( работает весь класс) 1) Как автор изображает князей в самом начале повествования? Найти характеристику князя Игоря, данную автором. Когда он только отправляется в дорогу. ( Доблестный воин, храбр, мужествен; речь к своим воинам благородна. Автор называет его и брата «соколами», «солнцем». Каков брат Игоря Всеволод? / Доблестный воин, неотделим от своих воинов / Каково его войско? / Битва при Каяле. Беспримерное мужество, подобен богатырям/. 2) Анализ эпизода « Бой в пятницу». Что было основной двигательной силой См. текст. в бою ( жажда наживы, стяжательство)? 3) В каких эпизодах автор показывает полное презрение к врагу? 4) Каким показывает автор «Слова…» князя Святослава? («Золотое слово» Святослава.) Святослав «великий и грозный киевский». Автор воплощает свой идеал мудрого могущественного правителя Русской земли, хранителя её чести и славы. Прославляется победа Святослава над половцами в 1184 году. Победу его прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, т.к. в результате этой победы стали безопасными торговые пути Руси с юго- западными странами Европы. Образ его раскрыт в «золотом слове» Святослава и его сне. Это призыв к наиболее могущественным князьям Руси вступиться « за землю Русскую, за раны Игоревы…» Учитель.Автор не скрывает от потомков и негативные стороны происходящего. Какие герои показаны с отрицательной нравственной стороны? Княжеские междоусобицы. Олег Святославович Черниговский, дед Игоря. Олег Гориславич, т.к. горькую славу в Русской земле стяжал. Олег первый прибег к помощи половцев, наведя их на русскую землю. Другой защитник феодальных распрей – Всеслав Брячиславич Полоцкий. Автор обращается к его внукам с призывом прекратить старую вражду и « выскочить» из худой дедовской славы. 5. Какова цель исторических отступлений? Напомнить ещё раз своим современникам, потомкам Всеслава и крамольникам Олега, к чему приводит политика раздоров, и призвать к установлению прочного мирного княжеского союза для совместной борьбы с внешними врагами Русской земли. 6.Почему Игорь прощён автором и народом? Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси. Его мужество в походе, верность брату в бою, томление в плену, энергия его стремления на родину ( побег), радость возвращения на родину – всё это побуждает автора славить Игоря. Мир Родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта – как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. Добро – основа плача Ярославны и « золотого слова » Святослава. Добро для автора – основа отношения к миру. 7. Сделайте вывод. Какие нравственные качества ценит автор «Слова…»? Вывод. В «Слове…» нет ни богов, ни героев в традиционном смысле слова. В нём действуют живые реальные люди со своими слабостями и недостатками. Но их сила в свободе нравственного выбора между худом и добром, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Возвращение Игоря из плена, его успешные дипломатические переговоры с киевским князем встречаются великой радостью. Герои «Слова…» не грешны ни перед языческим, ни перед христианским богом. Если они и грешны, то перед своей собственной совестью. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей и нравственным совершенствованием, развитием чувства гражданственности и чести. «Познайте, князи, своё величество и свою честь» - так выразит эту мысль автор «Слова о князьях », написанного незадолго до появления «Слова о полку Игореве». Автор воспевает героев не за победу, а за проявленную ими доблесть в бою. За рыцарскую честь и стойкость. 2-ой урок. Работа литературоведов. 1.Работа искусствоведов. Презентация.Рассказ о влиянии «Слова…» на развитие культуры. К «Слову» обращались и известные художники, и музыканты. В чём вы видите причины этого?( сообщение) Переводы, литература других народов, наши современники о «Слове о полку Игореве», творчество художников. 2.Работа музыковедов. Презентация.( Анализ основных сцен оперы. Пути решения нравственных проблем в музыкальном произведении). 1. История создания оперы Бородина « Князь Игорь». Прослушивание пролога. Какое настроение, какие ощущения вызывает музыка? 3.Картина 1.Галицкий. Что для него честь? ( Власть. «Пожить бы всласть…») Действие 2. Половецкий стан. Князь Игорь и Кончак. ( диалоги) Князь Игорь. Что томит его душу? Кончак. Чем он озабочен? Каким он предстаёт ? Почему он держит Игоря не как пленника? Почему Кончак так откровенен с князем? Тема любви. Сцена свидания . Кончаковна и Владимир( сын Игоря). Как звучит лирическое начало в опере? Зачем Бородин включил эту тему в своё произведение? 3.Заключение. Сделать вывод о путях решения нравственных проблем в «Слове…» и в музыкальном произведении Бородина «Князь Игорь»? ( работа музыковеда и литературоведа) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Конспект открытого урока по английскому языку в 7а классе. Тема:... Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,... | ||
Урока: Систематизировать знания учащихся о написании не с разными частями речи Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения | Ход мероприятия: Вступление Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,... | ||
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе. Тема: «Повторение... Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения | Урок №1 Тема урока: «Введение и активизация лексики по теме «Мои игрушки» Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,... | ||
Учебник: А. А. Вигасин История древнего мира Тема: «Письменность, знания древних египтян» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать навыки групповой работы. Совершенствовать умения работы с микроскопом и микропрепаратами, уметь находить и видеть нужный... | ||
«Разбуди Обломова!» Ученики сами распределили роли: Обломова, Волкова,... Цель фрагмента урока: осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, совершенствовать умения учащихся отбирать текстовый... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: учиться с помощью компьютера решать проблему, находить нужный материал с интерактивными картами. Обучатся самостоятельной работе... | ||
Конспект открытого урока по теме " Домашние животные" (2 кл.) Цель:... Ученики по очереди называют звуки, один уч-ся у доски «убивает» мух-звуки. Пока он ищет нужный звук, класс хором проговаривает этот... | Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроке» Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать... | ||
Урок 47 (8 класс) Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционно-развивающая: развитие умений отбирать материал текста для работы над темой; развитие умений сравнительного анализа;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать... | Урок 1 (8 класс) Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь... |