Урок 1 (8 класс) Гринаш М.А.
«Предмет химии. Вещество». § 1, 4 Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь классифицировать вещества по заданным признакам. а) слайды;
б) (на дем. столе) образцы воды в стаканах I –дистиллированной, II – из аквариума или
пруда, III – минеральной;
в) (на столах уч-ся) олово.
Учитель
| Ученик
| Постановка проблемы и актуализация знаний
| Вот вы и доросли до того возраста, когда, опираясь на навыки и умения, полученные при изучении других предметов, учащиеся приступают к овладению наукой «Химия».
Что является предметом изучения этой науки? Слышали ли вы о ней раньше?
Приведите пример превращений, изученных вами на уроках физики. Приведите пример изученных вами превращений на уроках биологии (фотосинтез).
Для чего нужно изучать химию, если о явлениях превращений веществ вам уже известно?
Что является предметом изучения науки физики? Что изучает химия?
Чем она отличается от других наук?
|
Слышали на уроках природоведения и даже проводили эксперименты, в которых одни вещества превращались в другие. Вода при нагревании превращается в пар (изменяется агрегатное состояние). В состав воздуха входит кислород, который человек или животное вдыхает, а выдыхает вещество углекислый газ. Углекислый газ и вода потребляются растением и превращаются им, в результате фотосинтеза, в кислород и глюкозу. И на уроках природоведения и на уроках физики говорили, что превращения подразделяются на физические и химические. Значит, на химии мы будем изучать те явления, которые на физике не учили. Предмет физики изучает физические тела, их состав и свойства. Химия изучает вещества, из которых состоят физические тела, и превращения этих веществ.
| Поиск решения
| работа с учебником
Проверим наши предположения, сверившись с текстом учебника
(стр.6 абзац 1 – 3).
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте первую подтему урока.
|
(комментированное чтение)
Наука «Химия». Предмет изучения химии.
| Постановка проблемы и актуализация знаний
| Дайте определение понятия «физическое тело». Дайте определение понятия «вещество».
На дем. столе стоят стаканы с жидкостью. Я буду говорить, откуда набраны жидкости, а вы – из какого вещества они состоят.
I – из бутылки с дистиллированной водой…
II – из школьного аквариума…
III – из бутылки с минеральной водой … Вы в трех случаях назвали одно и то же вещество. Разве они не отличаются друг от друга?
На дем. столе лежат три образца : сера, цинк и мел. Запишем их состав с помощью химических символов (на доске): S , Zn, CaCO3 . По каким признакам можно классифицировать эти вещества (с данной классификацией учащихся знакомили на уроках природоведения)? Какую классификацию веществ, кроме названных, вы знаете из курса природоведение? Шелковая блузка Маши состоит из ткани сотканной из нитей шелка, имеющих аналог в природе – шелк, производимый тутовым шелкопрядом. А вот пластмасса, из которой изготовлены ваши ручки, в природе аналога не имеет. Как классифицировать вещества в этом случае? По каким признакам классифицируют вещества?
| Все что имеет массу и объем является физическим телом. Вещество это то из чего состоит физическое тело.
… вода
… вода
… вода
Отличаются: I – вода прозрачная; II – вода мутная; III – вода с пузырьками газа.
Сера и цинк – простые вещества, т.к. состоят из одного вида атомов, а мел –сложное вещество, т.к. состоит из трех видов атомов.
А ещё, сера неметалл, а цинк металл.
Вещества бывают органические и неорганические.
(возможны различные версии)
| Поиск решения
| работа с учебником
За ответом обратимся к учебнику (со стр.6 абзац 3-4, до стр.9), в тетрадях заполните таблицу.
2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Запишем на доске вторую подтему урока. На самом деле мы лишь затронули тему классификации веществ. В дальнейшем изучим её в более полном объёме.
|
(комментированное чтение)
Признак классификации
| Классификационное название
| по агрегатному состоянию
| газообразные,
жидкие,
твердые,
(*плазма)
| по чистоте
| чистые вещества,
смеси
| по происхождению
| неорганические,
органические
| по физическим свойствам
| металлы,
неметаллы
| по составу
| простые,
сложные
| по способу производства
| искусственные,
синтетические
|
Классификация веществ.
| Постановка проблемы и актуализация знаний*
| На уроках природоведения вы знакомились с методами, которыми пользуются ученые для исследования природных явлений. Назовите их. Использовали ли вы эти методы на уроках биологии и физики? Какие методы применяются для исследований в области химии?
В чем заключается особенности исследований в химии?
|
Наблюдение, измерение, эксперимент.
Да, использовали.
Те же.
| Поиск решения
| работа с учебником
Ответ на этот вопрос найдем в учебнике §4. Как ответим на вопрос?
3-тья подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируем третью подтему урока.
|
(комментированное чтение) Методы исследований:
наблюдение,
измерение,
химический эксперимент,
моделирование.
Особенности исследований:
Химический эксперимент – наблюдение явлений, проведенное в строго контролируемых условиях.
Методы исследований в химии и их особенности.
| Постановка проблемы и поиск решения
| В каких сферах деятельности человека нужны химические знания?
А нужны ли знания этого предмета в кораблестроении? В 31 декабря 1969 года в Северодвинске была принята в эксплуатацию суперсовременная, и единственная в то время в мире подводная лодка. Её корпус был изготовлен из легчайшего и прочнейшего металла титана (титановых сплавов). Лодка развивала колоссальную для подводного судна скорость. Инженерами не было учтено то, что титановый корпус подлодки вызывает сильную электрохимическую коррозию. И в одном из морских походов подлодка лишилась антенны изготовленной из железа, а, следовательно, лишилась радиосвязи. А понадобятся ли знания предмета химии в путешествии? Например, вы решили исследовать Антарктиду. В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням Антарктиды, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином – запасы на обратную дорогу. Но на обратном пути Скотта поджидала беда: на первом же складе не оказалось керосина, жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. С трудом добрались путешественники до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. В результате, оставшись без огня и пищи, экспедиция вскоре погибла. Причиной гибели людей явилось банальное незнание химических свойств олова. Бочки с топливом были запаяны металлическим оловом (образцы металла лежат у вас на столах). При низких температурах происходит его аллотропизация, оно превращается в порошок серого цвета. И считавшиеся прочными пробки просто рассыпались в пыль, а топливо вытекло. 4-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Запишем подтему этой части урока. Сформулируйте тему урока?
|
В медицине, в производстве различных промышленных и пищевых продуктов, в сельском хозяйстве… Нет! Там нужны знания по математике, физике, черчению.
Тут уж точно не понадобятся!
Роль химии. Предмет изучения химии, первичная классификация веществ, методы исследований и их особенности, роль химии.
| Обобщение темы
| Что такое физическое тело?
Из чего состоят физические тела?
Из чего состоит вещество?
Приведите примеры классификации веществ.
Чем отличается предмет химии от предметов других наук?
Особенности методов исследований в химии.
Предмет изучения химии.
| (краткие ответы учащихся на вопросы обобщения)
| Самостоятельное применение знаний
| (работа с задачником)
|
| Домашнее задание: стр. 4 – 5, § 1, § 4*; вопросы на стр. 9 (1,2 - письменно).
| |