Скачать 85.59 Kb.
|
Падалко Татьяна Викторовна, учитель русского языка, Бейский район, Новониколаевская ООШ Предлагаю разработку темы урока «Буквы о - а в корне –гор- гар-», вроде бы нетрудной, но тем не менее являющейся для многих учеников на протяжении нескольких лет камнем преткновения. В 6 классе на изучение данной темы дается 1 час. Мы все знаем, как важно знание орфограмм при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ. Если орфограмма хорошо усвоена, закреплена, учащиеся не будут путать правописание о или а в корнях -гор-гар. Поэтому я ставлю задачу основательного запоминания правила, причем включая разные механизмы: зрительную, слуховую, логическую. В конспекте урока данная тема изучается через разнообразные упражнения и современные технологии. Методика обучения русскому языку средствами субъективизации предполагает непосредственное, активное и осознанное участие школьников в организации и проведении учебного процесса. Учащимся передается ряд функций учителя. Они определяют и формулируют тему и цель (образовательную) всего урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы. С высокой долей самостоятельности овладевают новым учебным материалом, обобщают его, формулируют орфографические правила, составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям (этап урока-изучение нового материала) Технология уровневой дифференциации - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение — это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. При дифференцированном подходе к обучению уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат (этап урока -проверка усвоения материала) Использование здоровьесберегающей технологии ограждает детей от перегрузок и переутомления на уроке. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений (этап урока-физминутки). План-конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока «Буквы о - а в корне –гор- -гар-» Цель:
Задачи:
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный тренажёр, раздаточный материал(карточки, рисунки с улыбками) Технология: обучение русскому языку средствами субъективизации (методика Бакулиной Г. А.,доктор педагогических наук, профессор), здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология уровневой дифференциации. Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Настрой на урок (Цель: снять напряжение учащихся, настроиться на работу) здоровьесберегающая технология Мы проснулись, мы здоровы И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган здоровее. Нервы крепкие, стальные Как пружинки заводные Руки, ноги - все в движенье. Вот и снято напряженье - За ваши правильные ответы будете получать от меня «улыбки» - рисунки. Улыбнитесь друг другу 2.Орфографическая разминка (Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания) Игра в парах: кАсается, прилАгательное, рОсток, слОжить, вырОсла, отрАсль, кОснуться, возрАст, прилАгать, стЕреть, сдИрать, слАгаемое 3. Мобилизирующий этап (Цель: вспомнить правило с чередующими гласными(-лаг, -лож, -раст, -рос, -кас, -кос); умение самостоятельно делать выводы, сформулировать тему урока, назвать цель урока) -обучение русскому языку средствами субъективизации
-Прочитайте ряды слов вслух. - Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. -Прочитайте слова первого ряда. -Скажите, какое слово в нем можно выделить и почему? -Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож -лаг-. -Назовите слова второго ряда. - Какое слово можно выделить и почему? -Расскажите правило о правописании безударной гласной в корне –раст-рос-. -Что вы можете сказать о словах третьего ряда? - Расскажите правило о правописании безударной гласной в корне -кос- —кас-. 4.Формулирование темы и цели урока -Назовите слова, выделенные из каждого ряда. -Скажите, какие гласные и в какой части слова в них пропущены. -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Мы выделили слова загар, гореть, горелый. В корне этих слов пропущены гласные о или а. Значит, тема сегодняшнего урока:«Гласные о и а в корне –гор-гар-». Запись числа и темы урока - Сформулируйте цель урока по опорным записям, опираясь на его тему. Цель урока: познакомиться с………. ; учиться находить и правильно……. 5. Изучение нового материала - Напишите в строчку выделенные в начале урока слова. - Выделите в этих словах корень. - Скажите, какое лексическое значение имеют слова горелый, гореть, загар? - Мы видим, что корень –гор-гар- имеет значение поддаваться воздействию огня, жара. -А теперь поставьте в словах горелый, гореть, загар ударение. - Определите, от чего зависит чередование гласных оиав корне –гор -гар-? - Сформулируйте вывод. Чтение правила по учебнику. 6. Физминутка - здоровьесберегающая технология Делаем носом вдох, а на выходе произносим слова: Писать «корова» нелегко. Даёт корова молоко, Она пасется на лугу, Мы слышим громкое «му-му». Вдох носом, на выходе: Мы за коровой последим, Подышим носом, помычим: «М-М-М-М-М». 7. Закрепление изученного материала (Цель: умение выполнять правильно задания на изученное правило, от простого к более сложному заданию) Задание №1 - Я показываю приставки, а вы запишите слова с корнем –гор-гар. (с,-вы,-до,-на,-за,-пере,-у) Задание №2 Отгадай слово От глагола приехать взять приставку. От существительного горение - корень. От глагола лететь взять суффикс. От глагола увидеть -окончание. - Какое слово у вас получилось? пригореть Задание №3 Разберите это слово по составу; Задание №4
Справка: перег...рел, ог...рок, наг...рел, разг...р, обг...рел, перег...р, дог...релый, заг...рел, приг...релый, наг...р, уг...рел. - Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. -Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. -Скажите, что есть общего во всех словах упражнения? -Что еще можете отметить общего в словах упражнения?(Во всех словах есть приставка). -Расскажите о правописании приставок в этих словах, сгруппировав их по правилам написания. 8. Физминутка В классе на стенах буквы О, А, И, Е .-здоровьесберегающая технология - Я называю слово, вы определяете корень и идёте в сторону этих букв. СобИрать ягоды, ВырОсли в деревне, Любимое рАстение, ПрикОсновение ветра, РасстИлался туман, догОрает костёр. Задание № 5.( работа у доски по карточкам; работа за компьютером(электронный тренажёр), работа в паре).- ИКТ, 9. Физминутка( частушки о чередующихся гласных) – здоровьесберегающая технология Я на солнышке лежу, Виной солнечный удар Вы куплеты нам пропели Загораю иль горю. С удареньем корень гар. На тему очень важную. Гар иль гор,гор иль гар Без него в корне О И хочу, чтоб не забыли Как писать я не пойму. Загорая, но загар. Тему актуальную. Задание № 6. (Работа в группах) Рассвет тяжело разгорался над гор...дом. В самом разг...ре стремительное лето. За ...кном легко несутся ...блака, солнце г...рячими пятнами лежит на куп..лах, летает ...бильный пух от ...дуванчиков. Нева шла гр...мадой железной в...ды, волны грозно рок...тали около м...стовых, в д...мах г...рели свечи. Первая зарисовка: Рассвет над городом».1.[ ]• 2.[ ],[ ],[ ]. Вторая зарисовка: Разгар лета».1-[ ]• 2.[ ],[ ],[ ]. -Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.(Из предложений надо составить две зарисовки. В каждую зарисовку должно входить одно простое и одно бессоюзное сложное предложение. Зарисовки озаглавить). 10. Проверка усвоения материала (Цель: проверить уровень усвоения темы)-уровневая дифференциация. Оценка «5» (указать количество слов с буквой О) Оценка «4» (вставить пропущенные буквы) Оценка «3»(вставить пропущенные буквы с подсказками) 11. Итог урока
12. Домашнее задание 13. Оценивание учащихся Я вам сегодня подарила много улыбок. Улыбайтесь чаще. Хочу напомнить вам слова В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза-смотреть, ноги-ходить, рот-поглощать пищу,- всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и ясно. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Таким образом, на данном уроке умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников и высокое качество овладения ими изученной темы; помогает вывести учащихся на более высокий уровень интеллектуального развития; значительно возрастает степень их интеллектуальной самостоятельности. Данная орфограмма хорошо усвоена, закреплена, учащиеся не будут путать правописание о или а в корнях -гор-гар. Литература Бакулина, Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 класс.: Интеллектуальное развитие школьников.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 256 с. Баранов, М. Т. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-176 с. Казбек-Казиева, М.М. Русский язык. 6 класс. Тесты. Дидактические материалы.-М.: Айрис-пресс, 2008.- 176 с. |
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории | Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | Сочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках... «Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы | ||
Тема: Основные группы сложносочиненных предложений Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20... | Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы... Сформировать представление о способе выбора написания гласных е – и в корнях, умение определять написание гласных е – и в корнях,... | ||
Легко ли быть молодым? Разработали: учитель литературы Попова Екатерина Юрьевна, учитель истории Рюмина Татьяна Викторовна | Краткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися... Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского... | ||
Урок-путешествие Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара | Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Учитель:... ... | ||
Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу... Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | «В поисках капитана Гранта» Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Вопросительные местоимения»... Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с... |