Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи





Скачать 100.76 Kb.
НазваниеПасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи
Дата публикации01.10.2013
Размер100.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Пасхальные традиции русского народа

Занятие по внеурочной деятельности

Детское творческое объединение «Говорушки»
Воспитательные задачи:

  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;

  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

  • пробуждение интереса к русскому фольклору , старинным русским обрядам.

Образовательные задачи:

  • познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора

  • учить играть на русских народных инструментах.

Развивающие задачи:

– формирование художественно – эстетического вкуса
– развитие творческих способностей каждого ребёнка
– активизация творческой фантазии и воображения

Оборудование:

  • выставка детских рисунков “Пасхальное яйцо”;
    – выставка пасхальных открыток;
    – русские народные инструменты: балалайка, трещотки, ложки, треугольник;
    – веточки берёзы с листочками;
    – оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, “крашеные” пасхальные деревянные яйца, домашняя утварь.



Вступительное слово учителя

«Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Большинство старинных праздников –религиозные.

- Какие русские народные праздники знаете вы?

- Мы уже говорили с вами о Рождестве, Крещении, участвовали в празднике «Масленица». У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы.

- Сегодня мы познакомимся с традициями, одного из любимых русским народом, православного праздника.

- О каком празднике идет речь в этом стихотворении?

«…Малиновый звон над рекою плывет.
Служба пасхальная в храмах идет.
Слышно везде, раздается окрест:
«Христос воскрес!» (Пасха) Слайд 1.

- Что бы вы хотели узнать об этом празднике? (приметы, игры, песни)

- Давайте перенесёмся в прошлое нашей страны и познакомимся с обычаями, приметами, народными играми в этот день.

- В какое время года бывает Пасха? (весной) Слайд 2.

- В этом году весна долго не вступает в свои права. Давайте покличем весну, как это делали ваши сверстники 200-300 лет тому назад.

Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках – веточки берёзы. Каждая группа заходит со своей закличкой.

Девочки:

– Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из – за тёмных лесов,
Из – за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!

Мальчики:

– Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Дети встают у расставленных полукругом стульев.

Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.

Дети:

– Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!

– Со льном высоким ( поднимают веточки) ,
С корнем глубоким ( приседают с веточками),
С дождями сильными ( идут в центр),
С хлебами обильными ( расходятся в круг)!

Дети поднимают веточки берёзы, образуя “воротики”.

Звуки весеннего леса” (Щелчок)

Входит в класс девочка – Весна, проходит через “воротики” несколько раз, останавливается в центре круга.

Дети:

– Весна – красна,
Где бывала?

Весна:

– В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.

Дети:

– Весна – красна,
На чём пришла?

Весна:

– На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жёрдочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!

Дети:

– Весна – красна,
Что нам принесла?

Весна:

– Соху, борону
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломки пучок!

Дети:

– Весна – красна,
Что в подарок принесла?

Весна:

– Светлый праздник –
Святу Пасху!

Дети ставят веточки берёзы в большую вазу, садятся на места.

Учитель:

- Дети, а вы знаете, что обозначает слово «Пасха»? Слайд 3.

- Прочитаем на доске : Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”.

Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом . Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!
Вот просыпается земля И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков )

Учитель. Слайд 4.

- Посмотрите на слайд. Какую пасхальную традицию вы видите?

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ

начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

В каждом храме звучит церковное песнопение, посвященное Пасхе, которое называется тропарь.

Слушание тропаря

- Какой характер у этой музыки?

- Какое настроение стало у вас после слушания этой музыки?

- А вот какие еще пасхальные традиции существуют, нам об этом расскажет Якимычев Рома.

Рассказывает ученик. Слайд 5.6.

– Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите , какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!

  • В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”

Слайд 7.

  • На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.

– Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов. (Щелчок)

Пасхальный перезвон

Учитель:

  • Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
    ( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное )

Слайд 8.

  • ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ КАТАНИЕ ЯИЦ

В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц».

Слайд 9.

ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ КАЧЕЛИ

В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

Слайд 10.

  • К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Прочитаем на доске: волочебники. Слово это означает “поющие под окнами”. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.

1 мальчик ( встаёт):

– Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в то село,
Поздравим всех с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!

2 мальчик:

– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
Волочебники – полуночники!
“Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”

3 мальчик:

– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!

Учитель:

  • Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово “волочебники”?
    ( “Волочить”, волочить ноги )

  • Давайте послушаем старинную песню волочебников.

Р. н. п. “Далалынь! По яиченьку!”

Учитель:

  • Какой характер этой русской народной песни ? (Напевный, торжественный, протяжный)

  • Что свойственно этой русской народной песне ? (Своеобразный припев: “Христос воскрес, сыне божий!”, радостное пасхальное настроение)

  • У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?

Р. н. приметы

Дети:

  • В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

  • А у нас на Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

  • А у нас девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”

  • Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.

- А у нас весёлые хороводы водят!

Р. н. п. “На горе – то калина ” ( круговой хоровод)

Учитель:

  • С каким настроением вы водили этот хоровод? (С весёлым, радостным, светлым, озорным)

  • Дети, вы обратили внимание , что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Почему?

( Круг – символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота) .

  • Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: “Кто меня поцелует, тот и выручит”. В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя.

Р. н. игра “На калиновом мосту”

Дети встают в круг. В центре сидит девочка.

Девочка:

Я сижу одна, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю молодца, страдаю,
Всё и думаю о нём.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!

Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.

Мальчик:

– Я сижу один, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю ,
Всё и думаю о ней.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!
Мальчика “выкупает” другая девочка.

Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу.

Р. н. игра «Золотые ворота»

Учитель:

В традициях русского народа были веселые и задорные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. А знаете такую игру «Золотые ворота»? Давайте поиграем.

Играющие разбиваются на две группы. Одна группа становится в круг, вторая поднимает руки «воротами». Те, кто в кругу, должны пройти через все ворота. При этом играющие говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй раз - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

С последними словами все «ворота» закрываются, а те ребята, которые остались в кругу, должны заплатить штраф: спеть, сплясать.

  • Дети садятся.

- Понравилась ли вам игра? Где можно будет поиграть в эту игру?

Учитель:

  • В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? ( балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)

Выходите, музыканты, поскорей!

В святу Пасху нам сыграйте веселей!

Р. н. м. “Калинка”

Исполнение в оркестре.

ПАСХАЛЬНЫЙ ПОДАРОК

  • Не представить себе пасхальное поздравление без расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!», очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

И напоследок мне хочется тоже сделать вам подарок. Вот эти наклейки помогут вам украсить пасхальные яйца и вы подарите их тому, кому пожелаете.

Учитель:

  • Дети, с каким праздником русского народа мы познакомились?

  • Что вы узнали нового, интересного?

  • Какое у вас сейчас настроение?

  • Продолжите фразу.

  • Я (узнал, смог придумать, представить, изобразить, ) … и захотелось …

  • Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …,теперь я …

  • Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было(стало) …

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconФакультативное занятие на тему: «Пасхальные традиции русского народа» Цели
Учитель: Сегодня мы узнаем, как праздновали праздник «Пасхи» в старину, какие обычаи и обряды сохранились в настоящее время
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconРайон имени Лазо Хабаровского края
Сидима работает детское творческое объединение «Занимательная микробиология». Объединение занимается в отдельный кабинете биологии...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Детское...
Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рукодельница» художественно-эстетической направленности, является модифицированной и создана на основе авторских образовательных...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconВопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью...
Практическое занятие Творческое проектирование на тему: Историческая память и музеи
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Поиск»...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское объединение «Сороки» самостоятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, основанное на принципах самостоятельности,...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское объединение "стд" за первое полугодие представляет свои достижения в разных областях своей деятельности
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconРабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconКонспект урока "Равнины суши" Воспитательные задачи
Воспитательные задачи урока: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconИ традиции русского народа
Докина С. А., преподаватель истории, первая дидактическая степень, теоретический лицей им. Петру Мовилэ, мун. Кишинэу
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconУрока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей....
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconИспользование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм....
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconА. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск