Скачать 100.76 Kb.
|
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности Детское творческое объединение «Говорушки» Воспитательные задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи: – формирование художественно – эстетического вкуса – развитие творческих способностей каждого ребёнка – активизация творческой фантазии и воображения Оборудование:
Вступительное слово учителя «Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Большинство старинных праздников –религиозные. - Какие русские народные праздники знаете вы? - Мы уже говорили с вами о Рождестве, Крещении, участвовали в празднике «Масленица». У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. - Сегодня мы познакомимся с традициями, одного из любимых русским народом, православного праздника. - О каком празднике идет речь в этом стихотворении? «…Малиновый звон над рекою плывет. Служба пасхальная в храмах идет. Слышно везде, раздается окрест: «Христос воскрес!» (Пасха) Слайд 1. - Что бы вы хотели узнать об этом празднике? (приметы, игры, песни) - Давайте перенесёмся в прошлое нашей страны и познакомимся с обычаями, приметами, народными играми в этот день. - В какое время года бывает Пасха? (весной) Слайд 2. - В этом году весна долго не вступает в свои права. Давайте покличем весну, как это делали ваши сверстники 200-300 лет тому назад. Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках – веточки берёзы. Каждая группа заходит со своей закличкой. Девочки: – Ой, весна моя, Ты весняночка! Из – за тёмных лесов, Из – за синих морей Приходи! Солнцем, светом озари! Мальчики: – Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам! Дети встают у расставленных полукругом стульев. Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой. Дети: – Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С доброй радостью, С великой милостью! – Со льном высоким ( поднимают веточки) , С корнем глубоким ( приседают с веточками), С дождями сильными ( идут в центр), С хлебами обильными ( расходятся в круг)! Дети поднимают веточки берёзы, образуя “воротики”. “Звуки весеннего леса” (Щелчок) Входит в класс девочка – Весна, проходит через “воротики” несколько раз, останавливается в центре круга. Дети: – Весна – красна, Где бывала? Весна: – В лесу зимовала, Огород городила, Капусту садила. Дети: – Весна – красна, На чём пришла? Весна: – На сохе, бороне, На кривой кочерге, На жёрдочке, На бороздочке, На ржаном колоску, На пшеничном пирожку! Дети: – Весна – красна, Что нам принесла? Весна: – Соху, борону И кобылку ворону. Солнца клочок И соломки пучок! Дети: – Весна – красна, Что в подарок принесла? Весна: – Светлый праздник – Святу Пасху! Дети ставят веточки берёзы в большую вазу, садятся на места. Учитель: - Дети, а вы знаете, что обозначает слово «Пасха»? Слайд 3. - Прочитаем на доске : Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом . Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо! Вот просыпается земля И одеваются поля, Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков ) Учитель. Слайд 4. - Посмотрите на слайд. Какую пасхальную традицию вы видите? ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. В каждом храме звучит церковное песнопение, посвященное Пасхе, которое называется тропарь. Слушание тропаря - Какой характер у этой музыки? - Какое настроение стало у вас после слушания этой музыки? - А вот какие еще пасхальные традиции существуют, нам об этом расскажет Якимычев Рома. Рассказывает ученик. Слайд 5.6. – Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите , какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!
Слайд 7.
– Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов. (Щелчок) Пасхальный перезвон Учитель:
Слайд 8.
В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц». Слайд 9. ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ КАЧЕЛИ В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели. Слайд 10.
1 мальчик ( встаёт): – Ну–те, братцы – товарищи! Собирайтесь до кучечки! Пройдёмте в то село, Поздравим всех с праздником, С Христовым днём, С красным яйцом! 2 мальчик: – Не гуси летят, не лебеди – Христос воскрес на весь свет! Идут – бредут волочебники, Волочебники – полуночники! “Челом здоров , хозяинушка! Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?” 3 мальчик: – Нам по чарке поднесёшь, Своё счастье сбережёшь! Не жалей, не береги, По яичку одели! Да пожалуй – ко яичко Ещё красненькое, Что на красном блюде И при добрых людях! Учитель:
Р. н. п. “Далалынь! По яиченьку!” Учитель:
Р. н. приметы Дети:
- А у нас весёлые хороводы водят! Р. н. п. “На горе – то калина ” ( круговой хоровод) Учитель:
( Круг – символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота) .
Р. н. игра “На калиновом мосту” Дети встают в круг. В центре сидит девочка. Девочка: Я сижу одна, пылаю На калиновом мосту. Люблю молодца, страдаю, Всё и думаю о нём. Кто меня любит, тот и выручит, Кто поцелует, тот и выкупит! Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место. Мальчик: – Я сижу один, пылаю На калиновом мосту. Люблю девицу, страдаю , Всё и думаю о ней. Кто меня любит, тот и выручит, Кто поцелует, тот и выкупит! Мальчика “выкупает” другая девочка. Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу. Р. н. игра «Золотые ворота» Учитель: В традициях русского народа были веселые и задорные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. А знаете такую игру «Золотые ворота»? Давайте поиграем. Играющие разбиваются на две группы. Одна группа становится в круг, вторая поднимает руки «воротами». Те, кто в кругу, должны пройти через все ворота. При этом играющие говорят: Золотые ворота пропускают не всегда, Первый раз прощается, второй раз - запрещается, А на третий раз не пропустим вас! С последними словами все «ворота» закрываются, а те ребята, которые остались в кругу, должны заплатить штраф: спеть, сплясать.
- Понравилась ли вам игра? Где можно будет поиграть в эту игру? Учитель:
Выходите, музыканты, поскорей! В святу Пасху нам сыграйте веселей! Р. н. м. “Калинка” Исполнение в оркестре. ПАСХАЛЬНЫЙ ПОДАРОК
И напоследок мне хочется тоже сделать вам подарок. Вот эти наклейки помогут вам украсить пасхальные яйца и вы подарите их тому, кому пожелаете. Учитель:
|
Факультативное занятие на тему: «Пасхальные традиции русского народа» Цели Учитель: Сегодня мы узнаем, как праздновали праздник «Пасхи» в старину, какие обычаи и обряды сохранились в настоящее время | Район имени Лазо Хабаровского края Сидима работает детское творческое объединение «Занимательная микробиология». Объединение занимается в отдельный кабинете биологии... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское... Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рукодельница» художественно-эстетической направленности, является модифицированной и создана на основе авторских образовательных... | ||
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью... Практическое занятие Творческое проектирование на тему: Историческая память и музеи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Поиск»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детское объединение «Сороки» самостоятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, основанное на принципах самостоятельности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детское объединение "стд" за первое полугодие представляет свои достижения в разных областях своей деятельности | ||
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на... | Конспект урока "Равнины суши" Воспитательные задачи Воспитательные задачи урока: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры | ||
И традиции русского народа Докина С. А., преподаватель истории, первая дидактическая степень, теоретический лицей им. Петру Мовилэ, мун. Кишинэу | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Урока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей.... Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся | Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.... | ||
А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка... |