Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»





Скачать 165.65 Kb.
НазваниеРабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
Дата публикации05.08.2014
Размер165.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 22

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ гимназии № 22

____________Шпигель Н.Н.

«_____»______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

на 2010-2011 учебный год

Программа рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов

руководитель __________ Гордеева И.Н.

Программа согласована с методическим советом гимназии

руководитель ____________ Орлова Л.Н.

составитель:

Алексеенко А. А. - учитель начальных классов МОУ гимназии № 22

г. Калининград

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс позволяет использовать огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии, развивать формы мышления, формировать высокую мотивацию учебного процесса. В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в школьной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Наглядная геометрия в начальных классах" представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником, а также для проведения внеурочных занятий в начальной школе.

Курс "Наглядная геометрия" в 1-м классе четырехлетней начальной школы ориентирован на типовую подготовку детей дошкольного возраста, но с учетом того, что дети, подготовленные по альтернативным дошкольным программам "Математика и конструирование", "Школа 2100", "Детство" и "Радуга", имеют расширенную геометрическую подготовку.

Для проведения уроков по наглядной геометрии используется 2 часа в неделю, курс составляет 18 часов. Программа и содержание курса "Наглядная геометрия" находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе. Программа рассчитана на 4 года обучения.

Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных "тренировочных" заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так, чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.

Контролирующие задания используются только в контрольных тестах, приведенных в конце каждой тетради. Их цель – сделать вывод об уровне усвоения материала.

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный "Дидактический набор", содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см, для работы на фланелеграфе – 32 х 32 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации.

МОЗАИКА РАМКА



ДИДАКТИЧЕСКИЙ НАБОР

(если нет образца, то фигурки надо вырезать и сложить в конверт)



Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи курса “Наглядная геометрия”

Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся.

В конце первого года обучения дети должны:

1) иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием "от угла"; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

В конце тетрадей № 1 и 2 приводятся тестовые задания для проверки сформированности перечисленных выше знаний и умений.

Для проверки сформированности умений 5, 6 и 7 следует предложить детям выполнить практическую работу, требующую применения этих умений: начертить и вырезать круг, найти в нем центр сгибанием и выполнить симметричный орнамент с рамкой. Получить квадрат загибанием "от угла" листа бумаги, найти в нем центр перегибанием и выполнить симметричный орнамент (или аппликацию) с рамкой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (18 часов) 1 класс

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра "Закрой окошки", выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания "от угла". Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами "Сложи фигуру").

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (18 часов) 2 класс

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

Сходство и различие прямой и кривой.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.

Использование циркуля для получения деталей аппликации ("Снеговик", "Слоненок" и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.

Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.

Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).

Симметричный орнамент в круге и квадрате.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (18 часов) 3 класс

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение "под углом". Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием "план". План комнаты: расстановка мебели.

ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (18 часов) 4 класс

Представление о геометрическом теле.

Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры "Угадай, какая фигура, как она стояла?" и "Поставь так же, как на рисунке".

Знакомство и работа с кубиками Никитина.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Сроки проведения


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (18 часов) 1 класс




1

Что изучает геометрия.

1




2

Об истории возникновения геометрии.

1




3

Поверхности. Линии. Точки.

1




4

Отрезок.

1




5

Отрезок, луч , прямая.

1




6

Окружность.

1




7

Круг.

1




8

Угол.

1




9

Треугольник.

1




10

Прямоугольник.

1




11

Ромб и его свойства.

1




12

Квадрат.

1




13

Сравнение фигур по различным признакам.

1




14

Сравнение фигур по различным признакам.

1




15

Классификация фигур по размеру и форме.

1




16

Классификация фигур по форме.

1




17,18

Геометрические фигуры (обобщение). Симметричный орнамент. Работа с конструктором.

2




НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (18 часов) 2 класс

1, 2

Симметричный орнамент.

2




3

Начальные геометрические понятия: точка и прямая.

1




4

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну точку и через две точки.

1




5

Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок.

1




6

Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

1




7,8

Квадрат. Диагональ квадрата.

2




9

Геометрические фигуры. (повторение)

1




10

Окружность и круг.

1




11

Диаметр круга и его свойства.

1




12

Радиус круга и его свойства.

1




13

Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

1




14

Симметричные фигуры.

1




15

Внутри и снаружи.

1




16

Замкнутая и незамкнутая.

1




17, 18

Конструирование и трансформация фигур.

2




РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (18 часов) 3 класс

1

Знакомство с конструктором: название деталей и инструментов. Изготовление букв. Понятие о жесткости конструкции

1




2,3

Виды соединений: встык с накладкой, внахлест. Изготовление лесенки.

2




4,5

Изготовление многоугольников. Изготовление модели на основе многоугольника: дорожный знак, часы.

2




6-9

План. Конструирование мебели

4




10, 11

Конструирование букв.

2




12-14

Конструируем дома.

3




15, 16

Конструирование и трансформация фигур.

2




17,18

Обобщение.







ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (18 часов) 4 класс

1,2

Распознавание геометрических фигур в объемных телах.

2




3,4

Три проекции объемного тела.

2




5,6

Пирамида.

2




7,8

Конус.

2




8,10

Куб.

2




11, 12

Шар, сфера.

2




13, 14

Цилиндр.

2




15,16

Конструирование объёмных геометрических фигур.

2




17, 18

Геометрические фигуры. Повторение. Подведение итогов.

2





Список литературы:

  1. Тетрадь по математике. Наглядная геометрия. 1 класс Истомина Н. Б. тетрадь по математике. 1 класс. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010 г.



  1. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по наглядной геометрии 1- 4 класс, М.: ВАКО, 2004 г.

 

  1. Шадрина И.В. Обучение геометрии начальных классов М.: Школьная пресса 2002 г.



  1. Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Тетрадь № 1. Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль, 2003 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа По элективному курсу «Наглядная геометрия» 5 класс
«Геометрия» программа умк шарыгина для общеобразовательных учреждений 7-11 классы, М. Дрофа 2011 – 62 (2), для учебника «Наглядная...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРешение педсовета протокол №6 от 29. 08
«Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы»
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и...
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс
Принято Утверждено на заседании приказом директора школы педагогического совета от 09. 13 №534С
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (направление общественно-полезная...
«Программы начального и основного общего образования. Технология» Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2007г., авторы: Симоненко...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconМуниципальное бюджетное образовательное
Учебно-методического комплекта Шарыгин, Н. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРасписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса...
Расписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса мбоу «Белбажская оош»
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРасписание занятий внеурочной деятельности

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРасписание занятий внеурочной деятельности "Согласовано"

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconПрограмма курса «Наглядная геометрия»
...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск