Скачать 223.01 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Наглядная геометрия» 5 класс Составлена учителем математики Матрениной Н.И. 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе авторской программы «Геометрия» программа УМК Шарыгина для общеобразовательных учреждений 7-11 классы, М. Дрофа 2011 – 62 (2), для учебника «Наглядная геометрия». 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 -2010 – 192 с. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В курс входит одна итоговая контрольная работа. Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования. В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности. Курс наглядной геометрии – это пропедевческий курс геометрии, он имеет следующие цели; - пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс); - формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность; - сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся; - обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования; - знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности; - осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью; - развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе; - развитие логического мышления, пространственных представлений; - ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического понятийного аппарата; - формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории; - формирование математической речи; - формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности. Указанные цели реализуются путем решения следующих задач: - широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии; - наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений; - усвоение геометрической терминологии и символики; - осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур; - сравнение и измерение геометрических величин; - приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами; - знакомство с наиболее важными фактами систематического курса; - решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности; - формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; - специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач. В учебном плане МБОУ «Крапивенская ООШ» предмет рассчитан на 35 часов, в неделю 1 час (35 учебных недель). Требование к уровню подготовки учащихся. - знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других; - изображать знакомые фигуры по их описанию; - выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах; - иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; - измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие; - выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений; - вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы; - проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса; - пользоваться геометрической символикой; - устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам Основные умения и навыки: - владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира; - умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур; - построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий); - пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков; - умение анализировать свойства геометрических фигур; - складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур; - умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии; - конструирование объемных фигур; - умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера; - построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат; - использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач; - развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности; - умение использовать теоретические знания в практической работе; уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе. Календарно-тематическое планирование 5 класс, Наглядная геометрия
Содержание обучения 1. Введение. Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки. 1 ч 2. Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности. 1ч. 3. Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива. 2ч. 4. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. Построение и измерение углов. 4ч. 5. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из Т. 1ч. 6. Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. Куб и его свойства. Развертка куба. 2ч. 7. Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. 2 ч. 8. Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Египетский треугольник. 4ч. 9. Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. 2ч. 10. Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион. 2ч. 11. Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Единицы длины. 2ч. 12. Измерение площади. Единицы площади. Измерение объема. Единицы объема. 2ч. 13. Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. Вычисление объема. 2ч. 14. Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. 2ч. 15. Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. 1ч. 16. Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком .2ч. 17. Задачи со спичками. 2 ч Формы и средства контроля В 5 классе формой контроля являются творческие работы и итоговая контрольная работа. Оценка "5"ставится: а) работа выполнена полностью и без ошибок; б) количество недочетов в такой работе не должно превышать двух. Оценка "4" ставится: а) работа выполнена полностью, но содержит не более 3-4 недочетов; б) из всех предложенных заданий не выполнено одно задание; в) содержит одну грубую ошибку. Оценка "3" ставится: а) выполнено верно половина из всех предложенных заданий б) работа содержит не более 5-7 недочетов. Оценка "2" ставится во всех остальных случая Грубые ошибки. К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять, незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебных пособиях, а также вычислительные ошибки, если он не являются опиской. Негрубые ошибки - потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; - отбрасывание без объяснения одного из корня и равнозначные им. К недочетам относятся: - нерациональное решение, описки, недостаточность; - отсутствие пояснений, обоснований в решениях. Если одна и та же ошибка (один и тот же недочет) встречаются несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет). Зачеркивание в работе (желательно, чтобы они были аккуратными) свидетельствует о поисках решения, что считать ошибкой не следует. Итоговая контрольная работа. № КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК И ПРЯМОУГОЛЬНИК ЛЕЖАТ НА СТОЛЕ. ВЫДЕЛИТЕ СПЛОШНЫМИ ЛИНИЯМИ ТЕ ЧАСТИ ФИГУР, КОТОРЫЕ ВИДНЫ И РАСКРАСЬТЕ ДАННЫЕ ФИГУРЫ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО: Рис.2 ЦЕНТР КРУГА БУДЕТ ВИДЕН НА РИС. _________________ ВЕРШИНА ТРЕУГОЛЬНИКА - НА РИС. ________________ №2
Учебно-методические средства обучения 1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с. 2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с. 3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с. 4. . Белоусова А.Г. Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. – http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155 Методические материалы Образовательные технологии: - технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др); - технология проблемного обучения; - технология развивающего обучения. Лабораторно - практическое оборудование Линейка, транспортир, циркуль, треугольники. Лабораторный набор для определения площадей объёмов фигур. Примерный перечень оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом уровне Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Оснащенность 70% |
Рабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 | Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс Принято Утверждено на заседании приказом директора школы педагогического совета от 09. 13 №534С | ||
Решение педсовета протокол №6 от 29. 08 «Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы» | Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В.... | ||
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” | Рабочая программа По учебному курсу «Геометрия». для 9 класса Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2008 | ||
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» | Муниципальное бюджетное образовательное Учебно-методического комплекта Шарыгин, Н. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений | ||
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на... | Аннотация к рабочей программе по элективному курсу «Химия и медицина», 9 класс Программа элективного курса предназначена для учащихся 9класса на 16 часов и носит межпредметный характер | ||
Календарно-тематическое планирование Геометрия, 10 класс А. В. Погорелов Геометрия. 10-11 класс: Учеб для общеобразоват учреждений М.: Просвещение, 2008 | Программа курса «Наглядная геометрия» ... | ||
Рабочая программа по геометрии для 11 класса 2013-2014 учебный год Программами общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Автор программы Т. А. Бурмистрова. Просвещение 2009 класс. Программа... | Атанасян Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных... Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Геометрия. 7-9 класс. – М. Просвещение, 2008» | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса» «Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край | Предмет – геометрия Класс Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, Ю. А. Глазкова по учебнику «Геометрия 7 – 9» 7 класс |