Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято Утверждено на заседании приказом директора школы педагогического совета от 5.09.13 № 534С
от 30. 08. 13 № 1
Рабочая программа
по курсу «Наглядная геометрия»
5 класс
на 2013 – 2014 учебный год.
Учебная программа по математике для 5-6 классов. Авторы - составители :
Г.А.Долгополова, А.Ш. Абдурашитова, Н.С.Новикова, Д.А.Боровинская, С.В, Тимина,
учителя МОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово,
( Экспертное заключение НМЭС ГБОУ ДПО НИРО от 15 ноября 2011 года № 383)
Состовитель:
Кузнецова В. П.,
Новоторова М.В.
учителя математики
2013 – 2014 уч. г
г.Кстово Содержание: 1.Пояснительная записка 3 2.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 3
3.Цели курса 4
4.Календарно - тематическое планирование: 5
Календарно - тематическое планирование 5 «А» 5
Календарно - тематическое планирование 5 «Б» 8
Календарно - тематическое планирование 5 «В» 11
Календарно - тематическое планирование 5 «Г» 14
5.Содержание тем учебного курса 16
6.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 16
7.Перечень учебно-методического обеспечения 17
8.Литература для учителя 17
9.Литература для учащихся 18 Пояснительная записка Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, разнообразное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка.
Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Цели курса: * создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей и методов;
* максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
* показать роль геометрических знаний в познании мира;
* развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося. Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.
Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2000 г.
Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.
Календарно - тематическое планирование 5 «А» (35 часа).
№
| Наименование разделов и тем
| Кол-во час.
| Вид
занятия
| Дата проведения
| Корректировка
| План
| Факт
| 1.
| Пространство и размерность.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 2.
| Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 3.
| Углы, их построение и измерение.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 4.
| Треугольник, квадрат.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 5.
| Задачи со спичками.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 6.
| Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», « согни отрежь», и др. игры.
| 3
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 7
| Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», « согни отрежь», и др. игры.
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 8.
| Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», « согни отрежь», и др. игры.
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 9.
| Танграм.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 10.
| Пентамино.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 11.
| Гексамино.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 12.
| Конструирование из «Т».
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 13.
| Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 14.
| Паркеты, бордюры.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 15.
| Контрольная работа № 1.
| 1
| Урок проверки знаний
|
|
|
| 16.
| Фигуры одним росчерком пера.
| 2
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 17.
| Фигуры одним росчерком пера.
|
| Урок проверки знаний
|
|
|
| 18.
| Лист Мебиуса
| 2
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 19.
| Лист Мебиуса
|
| Урок проверки знаний
|
|
|
| 20.
| Многогранники, их свойства.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 21.
| Куб, его свойства.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 22.
| Фигурки из кубиков и их частей.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 23.
| Движение кубиков. Уникуб.
| 1
| Урок применения знаний
|
|
|
| 24.
| Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.
| 1
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 25.
| Оригами
| 3
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 26.
| Оригами
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 27.
| Оригами
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 28.
| Измерение длин, вычисление площадей и объемов.
| 2
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 29.
| Измерение длин, вычисление площадей и объемов.
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 30.
| Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности.
| 2
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 31.
| Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности.
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 32.
| Объем куба, параллелепипеда.
| 2
| Урок формирования умений и навыков
|
|
|
| 33.
| Объем куба, параллелепипеда.
|
| Урок применения знаний
|
|
|
| 34.
| Контрольная работа № 2.
| 1
| Урок проверки знаний
|
|
|
| 35
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
|
|
| |