Программа курса «Наглядная геометрия»





Скачать 175.79 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Наглядная геометрия»
Дата публикации05.08.2014
Размер175.79 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Математика > Программа курса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 110 им. Л.К. Гришиной




Утверждаю
Директор лицея № 110 им.Л.К. Гришиной

Приказ № __ от «___» __________ 20__

____________________________________

Виноградова И.Ю.



Программа курса

«Наглядная геометрия»
для учащихся 5-6 классов




Составитель _Анисимова М.В____________

ФИО

учитель математики высшей к.к.__________

предмет, квалификационная категория

МАОУ лицея № 110 им.Л.К. Гришиной


Екатеринбург

2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой данной программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот (С.-Петербург).

Актуальность введения курса

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость, позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Ученики 7 класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. Одним из способов преодоления этих трудностей является ведение пропедевтического курса геометрии в 5-6 классах.

Первая ступень изучения – интуитивная – основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших, более серьезных занятиях геометрией. Досистематический курс геометрии – курс наглядной геометрии – влияет на всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и жизненной ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Вторая ступень – логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и алогических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту степень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного «взятия» первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.

Выделение особого «интуитивного» пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой – может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов.

Цели курса

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • Развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.

  • Формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи курса

Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, «в картинках».

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.д. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Место предмета в учебном плане

Курс реализуется за счет компонента образовательного учреждения – вариативной части учебного плана школы. Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.

уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

№пп

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Начальные понятия

15

3

Углы. Конструкции из углов

8

4

Измерения

10

5

Резерв

1




Итого

35

6 класс

№пп

Тема

Кол-во часов

1

Повторение. Знакомые и новые понятия

5

2

Взаимное расположение фигур

14

3

Движения фигур

9

4

Конструкции из равных фигур

6

5

Резерв

1




Итого

35


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

Введение

Основная цель: познакомить учащихся с новым предметом – геометрия.

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Трехмерное пространство. Двухмерное пространство. Одномерное пространство.

Начальные понятия

Основная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, отрезок, луч, многоугольник. Угол, ломаная. Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников. Многоугольники, их элементы. Круг и окружность (элементы, способы построения). Многогранники (куб, параллелепипед и др.) и тела вращения (цилиндр, конус) – элементы, свойства.

Углы. Конструкции из углов

Основная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об углах, познакомить учащихся с понятием двугранного угла, классификацией треугольников по углам.

Углы (плоские и двугранные), их построение, измерение, сравнение. Виды углов. Пары углов. Перпендикуляр к плоскости. Классификация треугольников.

Измерения

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Единицы изменения различных величин. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.
6 класс

Повторение. Знакомые и новые понятия

Основная цель: актуализировать материал 5 класса, познакомить учащихся с понятиями отношение отрезков, подобие фигур.

Фигуры на плоскости и в пространстве. Отношение отрезков, подобие фигур.

Взаимное расположение фигур

Основная цель: познакомить учащихся с классификацией взаимного расположения прямых и плоскостей на плоскости и в пространстве, прямоугольной системой координат.

Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Расстояние между объектами. Прямоугольная система координат.

Движения фигур

Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.

Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи. Зеркальное отражение. Параллельность и перпендикулярность. Поворот. Фигуры вращения.

Конструкции из равных фигур

Основная цель: познакомить с способами применения симметрии для решения задач и конструирования пространственных фигур.

Пересечение и объединение фигур. Склеивание фигур. Применение поворота, параллельного переноса, осевой симметрии при решении конструктивных задач.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

5 класс

Введение




1

Новый предмет – геометрия. Что такое геометрическая фигура

1

Начальные понятия (15 ч.)




2

Точка. Линия. Виды линий

1




3-4

Простейшие геометрические фигуры (прямая, луч, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, окружность)

2




5

Треугольник. Элементы треугольника

1




6

Виды треугольников

1




7

Неравенство треугольника

1




8

Конструкции из треугольников

1




9

Плоские и пространственные фигуры

1




10

Свойства квадрата, четырехугольника

1




11

Геометрия клетчатой бумаги

1




12

Круг и окружность. Их элементы. Способы построения

1




13

Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранник)

1




14

Развертка куба, параллелепипеда

1




15

Цилиндр и его элементы. Виды цилиндров

1




16

Конус и его элементы. Виды конусов

1

Углы. Конструкции из углов (8 ч.)




17

Плоский угол. Его элементы. Двугранный угол. Его элементы

1




18-19

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла

2




20

Виды углов

1




21-22

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой

2




23

Перпендикуляр к плоскости

1




24

Новая классификация треугольников

1

Измерения (10 ч.)




25

Измерения отрезков

1




26

Различные меры длины. Решение задач

1




27-28

Площадь плоской фигуры

Площадь прямоугольника, площадь треугольника

2




29

Единицы измерения площадей. Из истории мер площади

1




30

Объём тела. Объём прямоугольного параллелепипеда

1




31

Различные единицы объёма

1




32-33

Измерение углов. Транспортир

2




34

Урок-игра «Геометрический лабиринт»

1




35

Резерв

1







Всего

35

6 класс

Повторение. Знакомые и новые понятия (5 ч.)




1

Фигуры на плоскости и в пространстве (треугольник, параллелограмм, правильный многоугольник, шар, сфера)

1




2-3

Отношение отрезков. Подобие фигур. Масштаб

2




4

Длина окружности и площадь круга

1




5

Решение задач

1

Взаимное расположение фигур (14 ч.)




6-7

Расстояния (между точками, от точки до фигуры: прямой и плоскости)

2




8-9

Перпендикулярность. Высоты геометрических фигур

2




10-11

Параллельность. Параллельные прямые: определение и построение

2




12

Скрещивающиеся прямые

1




13-14

Решение задач

2




15-16

Получение фигур из параллельных отрезков. Четырехугольники с параллельными сторонами

2




17

Где мы встречаемся с координатами

1




18

Прямоугольная система координат

1




19

Решение задач

1

Движения фигур (9 ч.)




20

Понятие преобразования фигуры. Параллельный перенос.

1




21

Решение задач

1




22

Поворот фигуры на плоскости

1




23

Пространственный поворот фигуры. Фигуры вращения

1




24

Осевая симметрия фигур

1




25

Решение задач

1




26

Центральная симметрия фигур

1




27

Зеркальная симметрия фигур

1




28

Решение задач

1

Конструкции из равных фигур (6 ч.)




29

Пересечение и объединение фигур

1




30

Склеивание фигур

1




31

Применение параллельного переноса

1




32

Применение поворота

1




33

Применение осевой симметрии

1




34

Фигуры, обладающие симметрией

1




35

Резерв

1







Всего

35


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-6 класс.

Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н.

2000 г.

Дрофа,

Геометрическая линия в учебниках математики для 5-6 классов

Смирнова Е.С. Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон.

2004 г.

УМЦ «Школа 2000…»

Наглядная геометрия 5-6 классы

Ходот Т.Г.

Журнал «Математика в школе», №7, 2006.

Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов.

Рослова Л.О.

М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009




Электронные ресурсы

Адрес ресурса

Наглядная геометрия на уроках геометрии в школе

http://school-collection.edu.ru

Методическое пособие «1 сентября»

www. festival.1september.ru



Сайт интересных задач

http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа По элективному курсу «Наглядная геометрия» 5 класс
«Геометрия» программа умк шарыгина для общеобразовательных учреждений 7-11 классы, М. Дрофа 2011 – 62 (2), для учебника «Наглядная...
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРешение педсовета протокол №6 от 29. 08
«Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы»
Программа курса «Наглядная геометрия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа курса «Наглядная геометрия» iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и...
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс
Принято Утверждено на заседании приказом директора школы педагогического совета от 09. 13 №534С
Программа курса «Наглядная геометрия» iconМуниципальное бюджетное образовательное
Учебно-методического комплекта Шарыгин, Н. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на...
Программа курса «Наглядная геометрия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк обучения геометрии учащихся 7-10 классов: учебных комплектов «Наглядная планиметрия», «Наглядная стереометрия» (включающих систему...
Программа курса «Наглядная геометрия» iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Программа курса «Наглядная геометрия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение данной дисциплины базируется на знании курса «Алгебра» и«Геометрия» в объеме курса средней общеобразовательной школы
Программа курса «Наглядная геометрия» iconНазвание курса
Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики...
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа По учебному курсу «Геометрия». для 9 класса
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2008
Программа курса «Наглядная геометрия» iconКонспект урока Предмет Геометрия Класс 7
Программа/учебник, к которым составлен комплект – Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия....
Программа курса «Наглядная геометрия» iconРабочая программа по предмету «геометрия»
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,ориентированная...
Программа курса «Наглядная геометрия» iconАтанасян Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Геометрия. 7-9 класс. – М. Просвещение, 2008»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск