Скачать 175.79 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 110 им. Л.К. Гришиной
Программа курса «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов
Екатеринбург 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основой данной программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот (С.-Петербург). Актуальность введения курса Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость, позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности. Ученики 7 класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. Одним из способов преодоления этих трудностей является ведение пропедевтического курса геометрии в 5-6 классах. Первая ступень изучения – интуитивная – основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших, более серьезных занятиях геометрией. Досистематический курс геометрии – курс наглядной геометрии – влияет на всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и жизненной ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Вторая ступень – логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и алогических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту степень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного «взятия» первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении. Выделение особого «интуитивного» пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой – может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов. Цели курса Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
Задачи курса Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, «в картинках». На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.д. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся. Место предмета в учебном плане Курс реализуется за счет компонента образовательного учреждения – вариативной части учебного плана школы. Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю в каждом классе. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В результате изучения курса учащиеся должны: знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур. уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс
6 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс Введение Основная цель: познакомить учащихся с новым предметом – геометрия. Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Трехмерное пространство. Двухмерное пространство. Одномерное пространство. Начальные понятия Основная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе. Простейшие геометрические фигуры: прямая, отрезок, луч, многоугольник. Угол, ломаная. Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников. Многоугольники, их элементы. Круг и окружность (элементы, способы построения). Многогранники (куб, параллелепипед и др.) и тела вращения (цилиндр, конус) – элементы, свойства. Углы. Конструкции из углов Основная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об углах, познакомить учащихся с понятием двугранного угла, классификацией треугольников по углам. Углы (плоские и двугранные), их построение, измерение, сравнение. Виды углов. Пары углов. Перпендикуляр к плоскости. Классификация треугольников. Измерения Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Единицы изменения различных величин. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда. 6 класс Повторение. Знакомые и новые понятия Основная цель: актуализировать материал 5 класса, познакомить учащихся с понятиями отношение отрезков, подобие фигур. Фигуры на плоскости и в пространстве. Отношение отрезков, подобие фигур. Взаимное расположение фигур Основная цель: познакомить учащихся с классификацией взаимного расположения прямых и плоскостей на плоскости и в пространстве, прямоугольной системой координат. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Расстояние между объектами. Прямоугольная система координат. Движения фигур Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости. Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи. Зеркальное отражение. Параллельность и перпендикулярность. Поворот. Фигуры вращения. Конструкции из равных фигур Основная цель: познакомить с способами применения симметрии для решения задач и конструирования пространственных фигур. Пересечение и объединение фигур. Склеивание фигур. Применение поворота, параллельного переноса, осевой симметрии при решении конструктивных задач. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
|
Рабочая программа По элективному курсу «Наглядная геометрия» 5 класс «Геометрия» программа умк шарыгина для общеобразовательных учреждений 7-11 классы, М. Дрофа 2011 – 62 (2), для учебника «Наглядная... | Решение педсовета протокол №6 от 29. 08 «Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.... | Программа внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и... «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.... | ||
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс Принято Утверждено на заседании приказом директора школы педагогического совета от 09. 13 №534С | Муниципальное бюджетное образовательное Учебно-методического комплекта Шарыгин, Н. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений | ||
Рабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 | Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» В работе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк обучения геометрии учащихся 7-10 классов: учебных комплектов «Наглядная планиметрия», «Наглядная стереометрия» (включающих систему... | Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение данной дисциплины базируется на знании курса «Алгебра» и«Геометрия» в объеме курса средней общеобразовательной школы | Название курса Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... | ||
Рабочая программа По учебному курсу «Геометрия». для 9 класса Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2008 | Конспект урока Предмет Геометрия Класс 7 Программа/учебник, к которым составлен комплект – Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия.... | ||
Рабочая программа по предмету «геометрия» Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,ориентированная... | Атанасян Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных... Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Геометрия. 7-9 класс. – М. Просвещение, 2008» |