Конспект урока (фрагмент)





Скачать 50.97 Kb.
НазваниеКонспект урока (фрагмент)
Дата публикации01.10.2013
Размер50.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Никиточкина М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»


Серебряный век русской поэзии. Символизм.

План – конспект урока (фрагмент).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями «Серебряный век», «Символизм»

  2. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи

Задачи урока.

Учебные:

1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст и особенности живописи;

2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка и живописи, и их роли в произведении;

3. Расширение кругозора учащихся посредством виртуальных экскурсий;

Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);

- развивать творческие умения;

Воспитательные:

- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;

- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению

Формы работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная.

Ход урока

(фрагмент)

1. Слово учителя. Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX – начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века.

Эпиграф нашего урока:

Солнце наивного реализма закатилось

А. Блок.

2. Понятие символизма

а) Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворения В.Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь...»

- Каков строй мыслей и чувств стихотворения?

- Каковы ключевые слова?

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете

б) Работа с учебником по группам. Русская литература 20 века. 11 класс. Под редакцией Журавлёва В.П. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010. – Ч.1, стр.19.

1 группа

- Выписать основные теоретические основы символизмы.

2 группа

- Выписать имена поэтов – символистов, дать краткий обзор творчества

в) Индивидуальное задание. Изучить материалы «Символизм» (возможно использование телефона для выхода в интернет)

http://literatura5.narod.ru/simvolizm.html

Дополнить ответы учащихся.

г) Проверка – фронтальный опрос. Составление конспекта.

3. Символизм в живописи.

- Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве, которое охватывало не только литературу, но музыку и живопись. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

- Совершим виртуальную экскурсию в ГТГ, чтобы познакомиться с символизмом в живописи.

Знакомимся с картинами Богаевского К. «Берег моря», Борисова – Мусатова В. (нашего земляка), «Призраки», Врубеля М. «Демон (сидящий)»

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/search/?string=%F1%E8%EC%E2%EE%EB%E8%E7%EC&collection=42&period=&gogogo=%CD%E0%E9%F2%E8

Работа в группах. Откройте в своих телефонах одну из картин

1 группа - Богаевский К. «Берег моря»,

2 группа - Борисов – Мусатов В. «Призраки»,

3 группа - Врубель М. «Демон (сидящий)»

Может быть, кого – то привлечет другая картина. пожалуйста! Подготовьте развернутый ответ по вопросам:

-Как в живописи воплотились идеи символизма?

- Какими выразительными средствами пользуются художники?

- С какой из картин наиболее соотносится стихотворение поэта – символиста Брюсова «Творчество»?

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.
Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

1 марта 1895

(Валерий Брюсов. Стихотворения. –Москва: Детская Литература, 1971)

Это интересно! Знаете ли вы?

Впервые заявили о себе русские живописцы-символисты в 1904 году в городе Саратов. Там прошла выставка «Алая Роза» саратовских художников Кузнецова П.В., Уткина П.С.

Виртуальная выставка «Алая роза»

http://www.youtube.com/watch?v=zwmIvXwb710&feature=g-upl

3. Представление поэта. Работа в группах (Брюсов В., Бальмонт К., Белый А.). Группы должны представить:

  • краткие сведения о поэте;

  • краткий обзор творчества;

  • выразительное чтение стихов, краткий анализ.

  • Д/з Анализ одного стихотворения поэта символиста или творческое восприятие одной картины художника – символиста (на выбор)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока (фрагмент) iconУрока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов....
Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока
Конспект урока (фрагмент) iconВ уроке использован фрагмент мультфильма «Ничуть не страшно!»
Фрагмент открытого урока «Страшные истории» для презентационных мероприятий по обмену опытом инновационных образовательных практик...
Конспект урока (фрагмент) iconФрагмент урока

Конспект урока (фрагмент) iconФрагмент урока

Конспект урока (фрагмент) iconФрагмент урока Предмет
Цель урока: систематизировать изученный материал о звонких и глухих согласных, закрепление умения применять полученные знания
Конспект урока (фрагмент) iconТема урока «Отмена крепостного права»
Фрагмент урока с использованием картины «Чиновник разъясняет крестьянам манифест Александра ii» художника В. Карпущенко, из коллекции...
Конспект урока (фрагмент) iconПлан-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе...
Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос...
Конспект урока (фрагмент) iconУрока: Зимние явления Задачи урока
Этот урок можно подготовить в игровой форме. Возможна ролевая игра по группам. Каждая группа обыгрывает определенный фрагмент текста:...
Конспект урока (фрагмент) iconУрока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника»
Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока...
Конспект урока (фрагмент) iconПрезентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1
Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные...
Конспект урока (фрагмент) iconУрока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ»
Сегодня к вам на урок пришли известные герои. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их
Конспект урока (фрагмент) iconУрока: Обобщить знания, полученные по теме «Архимедова сила»
Легенда про Архимеда – Корона царя Гиерона -видео фрагмент мультфильма «Коля, Оля и Архимед»
Конспект урока (фрагмент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фрагмент урока. «Знакомство детей с окончанием». Казаковой Анастасии, 3 курс, 1 группа
Конспект урока (фрагмент) iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока (фрагмент) iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока (фрагмент) iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск