Урока: Зимние явления Задачи урока





Скачать 344.98 Kb.
НазваниеУрока: Зимние явления Задачи урока
страница1/2
Дата публикации21.09.2014
Размер344.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2
­

Тема урока: Зимние явления
Задачи урока: сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях; сравнить физические свойства снега и льда; продолжить развитие любознательности, наблюдательности, экспериментальных умений; продолжить воспитание эстетических чувств, безопасного поведения в зимнее время.

Прочитав стихотворение М. Пожарова о приходе зимы, ученики отмечают, какое настроение выразил поэт, какие природные явления он отметил, и делятся своими впечатлениями о приходе зимы. Вспоминают, когда был первый снег в этом году, каким он был, сколько пролежал на земле.

Обсудите с учениками заботы людей: утепление жилищ, борьба с гололедицей и снежными заносами, сохранение урожая и др. После беседы ученики выполняют задание № 95, в котором указывают начало зимы по календарю, по Солнцу, природным признакам. Фенологи связывают наступление зимы с установлением снегового покрова.

Тексты (с. 98–102) читаем, объясняя причины природных явлений, наблюдаемых зимой (снегопад, метель, появление изморози, ледостав на реках и озерах, замерзание почвы). С чем связаны эти изменения? С Солнцем, с его положением на небе. Выполняем задание № 97, сравнивая положение Солнца 23 сентября и 22 декабря. На доске, на одном рисунке, можно показать разное положение Солнца летом, осенью, зимой.

Отгадав загадку по заданию № 94, можно перейти к особенностям декабря – первого месяца зимы. Беседа с учениками должна показать им, что зима – это самое суровое время года, грозящее гибелью и растениям, и животным. Составляя поговорки по заданию № 96, ученики объясняют, как и почему они возникли в народе. Обобщите изменения в неживой природе, выполнив задание № 98. Остановитесь на обсуждении правил безопасного поведения на улице при сильных морозах

с ветром, на дорогах во время гололеда, в зимнем лесу и особенно на водоемах.

Перед тем, как обсудить и сравнить свойства снега и льда, можно выполнить такое задание:
Разгадай загадки. Объедини одинаковые отгадки и запиши в рамки.

Он все время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.
Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – прозрачное стекло:

Скользко, весело, светло.
На дворе – горой,

а в избе – водой.
Зимою греет,

весною тлеет,

летом умирает,

осенью оживает.
Зимою был крышей

Для речки, пруда.

Весной не осталось

От крыши следа.
Ни в огне не горит,

ни в воде не тонет.
Бел как мел,

с неба прилетел.

Зиму пролежал,

в землю убежал.

Дома ученики самостоятельно выполнят опыты, результаты которых обсудите на следующем уроке. В опыте 1 ученики установят, что снег растает быстрее и даст меньше воды, чем

лед. В опыте 2 ученики установят (и зарисуют), что и снег, и лед плавают в воде. Опыт 3 докажет, что лед прозрачен и бесцветен, а снег непрозрачен и бел. А опыт 4 выявит рыхлость снега, твердость и хрупкость льда.
Возможен и другой вариант продолжения урока.

Некоторые свойства снега и льда учащиеся уже изучали ранее в теме «Превращения воды», и стоит их вспомнить, организовав, например, рейтинговый конкурс: какой ряд вспомнит больше свойств снега и льда. Можно раздать по одному листку бумаги на ряд, и каждый ученик запишет на нем одно свойство снега (1 вариант), а на обороте – льда (2 вариант). Повторяться нельзя. Затем суммируем результаты и объявляем победителя. Затем проводим второй этап конкурса рядов, вычеркивая из записей свойства, которые указали во всех рядах, и записывая их на доске под надписями «снег» и «лед». Побеждает команда, у которой в списке осталось больше свойств. Добавляем их на доску. Предлагаем учащимся выдвинуть свои гипотезы результатов эксперимента, а затем, дома, проверить предположения. В классе можно каждому зарисовать простым карандашом, а после домашней проверки отметить уже цветными карандашами истинные результаты эксперимента.

Домашним заданием будет экспериментальная проверка гипотез, высказанных в классе. В качестве творческого задания можно предложить ученикам вспомнить и нарисовать героев сказок с «ледяными сердцами» и подумать, какие свойства льда по душе этим героям.

Вопросы для беседы

Как изменяется характер осадков с приходом зимы?

Что произошло с водоемами с приходом зимы?

Как изменилось состояние почвы?

Как изменилась температура воздуха?

Что явилось причиной таких изменений?

Как изменилось положение Солнца на небе? Продолжительность светового дня?

В каком случае появляется изморозь на ветвях деревьев, на проводах, на стеклах домов?

Какие зимние явления чаще всего отмечают поэты в своих стихотворениях? художники на своих рисунках? композиторы в музыке?

Радовались ли вы приходу зимы?

Сочинили ли стихи на приход зимы? нарисовали ли рисунки?

Какой день считается началом зимнего сезона по календарю? Какой день считают началом зимы астрономы? фенологи?

Задания № 99, 100 и 101 – домашние. Предложите ученикам составить крестословицу, в которую войдут названия зимних явлений. Такое задание можно дать по группам. Победителем конкурса будет группа, которая соберет в крестословицу больше зимних явлений и подберет интересное ключевое слово.

Сведения для учителя

Астрономическая зима держится три месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря) до весеннего равноденствия (21 марта). Метеорологически зима продолжается от опускания средней суточной температуры приземного воздуха ниже нуля градусов до ее подъема выше нуля градусов (в некоторые годы зима в наших средних широтах может длиться и 5 месяцев, а в более северных – еще дольше).

***

Декабрь завершает год и начинает зиму. К концу первозимья слой снега иногда достигает 10–20 сантиметров. Погода в декабре чаще всего неустойчива, ведь материки и воды морей остывают медленно и циклоны смягчают суровый зимний режим. Столбик термометра «пляшет», отмечая то мороз, то оттепель. Над одними пространствами возникают циклоны, насылающие метели и оттепели, над другими антициклоны, приносящие ясную и морозную погоду. Вот что говорится в русской летописи 1563 года: «Того же месяца декабря в 9 день бысть дожди велики, и разводье велико, и реки померзшие повзломало, и лед пошел, и стояло разводие две недели, по рекам в судах ездили до Рождества Христова». В 1969 году в Подмосковье грибы собирали до самого декабря. Но бывает и декабрь самым морозным месяцем зимы, а январь с оттепелями.

В европейской части России погоду меняют теплые воздушные массы с Атлантики и Средиземноморья и холодные массы с северных широт и из Сибири.

***

Снегопад – это явление выпадения атмосферных осадков в виде снега. Снежинки образуется не из капелек воды, а из водяного пара, когда температура воздушной среды становится ниже нуля градусов. Причем водяные пары сразу переходят в твердое состояние, не превращаясь в жидкость (в отличие от града, который образуется из капелек воды). Подобный процесс происходит и при образовании инея на почве осенью и изморози на ветвях деревьев зимой. Образующиеся при этом

кристаллы льда группируются в сложные и разнообразные формы, но в основе всех форм остается шестилучевая звезда. При температуре чуть ниже 0°С выпадают преимущественно игольчатые формы, при более низкой температуре появляются пластинчатые и столбчатые формы, а при температуре около –20°С снег почти никогда не выпадает, потому что воздух содержит

очень мало водяных паров. При безветренной погоде снежинки имеют более симметричную правильную форму, а при сильном ветре превращаются в мелкую снежную пыль из обломков кристалликов льда. При температуре около 0°С снежинки срастаются и образуют большие хлопья снега.

Белый цвет снега объясняется тем, что чистый снег хорошо отражает солнечные лучи всех частот. Кристаллики снежинок (подобно каплям дождя) могут разлагать солнечный свет на цвета радуги, и тогда снег переливается разноцветными огоньками – искрится. При ярком солнце чистый снег слепит глаза. В горах, где снег и воздух особенно чисты, носят защитные очки. Оттого что снег хорошо отражает световые лучи, зимой ночи светлее, чем в другие времена года, особенно в полнолуние.

***

Снеговой покров – это нетающий слой снега на земной поверхности. Со временем плотность снегового покрова меняется: он спрессовывается, а в периоды оттепелей верхний слой может подтаивать и затем замерзать, образуя ледяную корку – наст. Снеговой покров оказывает значительное влияние на климат, на состояние почвы, на жизнь растений и животных. Зимой на оголенных участках без снегового покрова температура почвы ниже нуля градусов, а под слоем снега толщиной более 20 см она выше нуля, что позволяет деревьям, кустарникам и озимым посевам сохранять зимой корневую систему. Высота снегового покрова сказывается и на количестве почвенной влаги, на половодье рек, на накоплении грунтовых вод, а это, в свою очередь, влияет на будущий урожай. Уничтожение лесов, в результате чего снег выдувается ветрами с огромных территорий, приводит к негативным последствиям в земледелии, в состоянии малых и больших рек. Чтобы укрыть зимующие всходы, а заодно и накопить влагу, снег на полях задерживают: насыпают снегопахом валы и расставляют щиты. В России снеговой покров уже в конце ноября лежит на 4/5 ее территории. В северо-восточных районах снег лежит около 200 дней, в центральной части до 150 дней, а на юго-западе более 60 дней.

***

Ледяные узоры образуются в сильные морозы на внутренней стороне оконного стекла в домах, в автобусах, трамваях, троллейбусах, в вагонах электричек. Пары воды, находящиеся в теплом воздухе внутри дома или выдыхаемые пассажирами в транспорте, соприкасаются с холодным стеклом и превращаются или в капельки воды – если стекло не очень холодное, или же сразу в кристаллы льда – если стекло очень холодное, как бывает при сильных морозах. Кристаллы льда нарастают один за другим, наслаиваются, ветвятся и образуют на поверхности стекла причудливые узоры. Толщина морозных узоров тем больше, чем сильнее мороз за окном и чем больше влаги в воздухе помещения.

***

Ледостав – это явление сковывания рек льдом. Начинается этот процесс с появления ледяной пленки на поверхности воды у берегов, затем образуется внутриводный лед – шуга. Еще подморозит – и появляются льдины, которые затем образуют сплошной ледяной покров. Говорят: «речка встала». После ледостава начинает образовываться снеговой покров и на водоемах. Подо льдом температура воды в нижних слоях остается около +4°С, что позволяет выживать зимой водной растительности и живности водоемов.
Дополнительный материал

ЗАГАДКИ

В белом бархате деревня – Белых пчел из синей тучи

И заборы, и деревья. Вылетает рой летучий.

А как ветер нападает, Не гудят и не кусают,

Этот бархат опадает. На ладошке теплой тают.

(Изморозь) (Снежинки)

Ни кисти, ни треножника Не живая, а с ушами,

У зимнего художника. Зиму всю гуляет с нами:

(Мороз)

Под ее ушами нашим

Никакой мороз не страшен.

(Ушанка)

Чем морознее, тем выше

Поднимается над крышей.

(Дым)

Славно греет пара печек

Из колечек от овечек.

(Варежки)

СТИХИ

По деревьям серебристая

Перекинулась фата –

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя березка грустная

Не могла узнать сама –

Так украсила искусная

Ветки деревца зима...

Г. Галина

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и полям.

И. Никитин

***

Мама, глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

А. Фет

Тема урока: Растения зимой
Задачи урока: закрепить знания о зимних явлениях в неживой природе, сравнить свойства снега и льда, сформировать знания о зимнем периоде жизни деревьев, кустарников, трав; продолжить развитие экспериментальных навыков, умения устанавливать причины и следствия природных явлений, развивать наблюдательность, творческие способности; воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетические чувства, бережное отношение к растениям.

В начале урока следует проверить выполнение опытов, проведенных дома.

Вопросы для беседы

В каком состоянии находится вода в снежинке?

При какой температуре вода превращается в лед?

Как называется процесс превращения воды в лед?

Какое зимнее явление подсказывает нам, что водяной пар может превращаться в кристаллики льда?

Что мы называем снеговым покровом?

Попробуйте прокомментировать части слов «ледостав», «снегопад».

Если среднесуточная температура –10°С, какой могла быть температура ночью, днем?

Переходя к изучению нового материала, выполните задание № 102. Какой группы растений нет в задании? (Травянистых растений.) После этого предлагаем учащимся сравнить условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Проверить свои предположения ученики могут, прочитав текст (с. 104–105), в котором рассматривается значение снегового покрова для растений.

Далее выполняем задания № 103, 104, 105. Разгадав загадку (дерево, задание № 103) и объяснив ее, ученики догадываются, что далее разговор пойдет о деревьях.

По заданию № 104 ученики, следуя алгоритму, разделят деревья на две группы: хвойные и лиственные. Затем, последовательно отвечая на вопросы, впишут сверху вниз номера

деревьев: 4, 1, 3, 2 и 6, 7, 8, 5.

Перед выполнением задания № 105 задайте ученикам вопрос, чем сходны все деревья. (У дерева один ствол, покрытый корой; ветви с листьями образуют крону.)

Раскрасив условный рисунок, ученики назовут части дерева: ствол, корень, крона, ветви, листья. Эти слова они используют, составляя крестословицу. Дополнительно можно ввести в нее название дерева, изображенного на рисунке (дуб).

Предложите ученикам понаблюдать, одинаковы ли кроны деревьев, растущих на пришкольном участке, на опушке и в чаще леса. В частности, в густом лесу деревья вынуждены тянуться вверх к свету, и оттого стволы их вырастают более прямыми, а крона сосредоточена в основном на верхних ветвях, в отличие от деревьев, выросших на опушках леса, где света больше.

Повторив материал, отмечаем особенности зимнего периода в жизни дерева. В зимнем лесу тихо потому, что на деревьях и кустарниках нет листвы, которая шелестит на них в другие времена года

Как различить зимой лиственные деревья? Ответ на этот вопрос ученики могут получить, прочитав текст на с. 106–107.

Чем опасна зима для деревьев? В сильные морозы древесные соки могут замерзать и с треском разрывать изнутри древесину. Может повреждаться и кора деревьев.

Дома ученики делают опыты (задание № 107) и обсуждают их результаты в классе. Из опыта 1, в котором моделируется замерзание содержащего минеральные соли и сахар древесного сока, они сделают вывод: раствор соли и сахара замерзает позже, чем чистая вода. Отсюда следует, что древесные соки могут замерзать только при очень низких температурах. Опыт 2 позволит ученикам убедиться в том, что хвоинки у ели и сосны даже в сильные морозы не промерзают (не леденеют, остаются гибкими), потому что древесный сок в них содержит много минеральных солей и органических веществ, придающих хвоинкам кисловато-терпкий вкус. Опыт 3 раскроет ученикам тепловые свойства коры – она плохо проводит тепло и холод, защищает дерево в зимние холода и в жаркое время года. Обратите внимание учеников на то, что снежинки на рисунках

разные. Какая из снежинок нарисована правильно? (Шестилучевая на рис. 1.)

Прочтя текст и обсудив его (желательно с использованием на уроке семян деревьев, собранных во время экскурсии в парк или в лес), ученики попробуют узнать семена деревьев на рисунке к заданию № 103 (в центре контура самолетика – семена клена, вверху – ясеня, внизу – липы, слева – сосны, справа – ели). После этого они запишут названия четырех деревьев, нарисуют как выглядят их ветки осенью, и соединят стрелками рисунки с изображениями семян деревьев. В качестве домашнего задания предложите ученикам рассмотреть строение еловой или сосновой шишки и подсчитать, сколько семян скрыто в одной шишке (около 100). Из всех ли семян вырастут сосны и ели?

На следующем этапе урока можно поставить перед учениками проблему: как узнать, сколько дереву лет? После обсуждения предположений, предлагаем прочитать текст (с. 108–109 до слов «Достигнув предела»). Побеседуйте с учениками о том, что может мешать расти дереву в лесу, в городе. В лесу дереву может мешать расти тень, теснота (растущие рядом деревья и кустарники), насекомые-вредители и звери, поедающие кору, стебли и листья молодых деревьев. В саду дереву может не хватать воды или питательных веществ в истощенной (долго не удобряемой) почве; может повредиться кора из-за морозобоин и насекомых-вредителей, листья – погибнуть от кислотных дождей. В городе росту деревьев мешает загрязнение воздуха пылью и ядовитыми газами, а также загрязнение и засоление почвы, особенно на улицах с оживленным автомобильным движением. На таких улицах зимой разбрасывают для борьбы с гололедом много соли, которая накапливается в почве и делает ее непригодной для жизни деревьев и кустарников. Конечно, росту дерева в лесу, в городе может помешать и человек, бездумно ломающий ветки и стволы молодых деревьев, но может и помочь растениям перезимовать. Пусть ученики объяснят, зачем зимой корни плодовых деревьев и ветви ягодных кустарников (малины, смородины, крыжовника) заботливые садоводы стараются присыпать снегом (для защиты их от обморожения), а у корней снег плотно утаптывают (чтобы под пушистым снегом к корням и стволам не подбирались мыши, которые могут грызть кору и корни).

Прочтя текст, ученики сделают вывод, что деревья зимой находятся в состоянии глубокого покоя и не образуют кольцо прироста. Это позволяет нам определять возраст дерева. Выполняем задание № 109.

Можно ли по толщине кольца прироста узнать погодные условия, в которых росло дерево? Продолжаем чтение текста (с. 109–110). Предлагаем ученикам определить по годичным

кольцам условия жизни деревьев. Дереву на левом рисунке 6 лет, на правом 9 лет. Более широкие годичные кольца на срезе соответствуют годам с более хорошими условиями жизни, а узкие кольца – годам с плохими условиями жизни. В частности, последние два года жизни для обоих деревьев были хорошими, то есть теплыми, с большим числом солнечных дней, с достаточным количеством влаги. Предлагаем ученикам дома нарисовать спил дерева, которое было посажено в год их рождения. Чтобы определить толщину колец, можно узнать у старших в семье, какой год был наиболее благоприятным для роста дерева, какой неблагоприятным. Можно вообразить и отразить на рисунке условия жизни дерева, которые влияют положительно или отрицательно на его рост. Выполняются дома и задания № 106 и 108.
Вопросы для беседы

Какие общие признаки есть у всех деревьев?

Как называется стебель дерева?

Чем могут различаться стволы и кроны деревьев?

Какие корни позволяют дереву быть более устойчивым и противостоять ветрам? (Глубоко проникающие в почву.)

Чем различаются листья хвойных и лиственных деревьев?

Можно ли по коре узнать, молодое или старое дерево?

(У старого кора с глубокими бороздами.)

Когда возникают морозобоины у деревьев?

Где можно использовать теплозащитные свойства коры?

Как зимой отличить одно лиственное дерево от другого?

Какое дерево в вашей местности дольше хранит память о ее климатических условиях?

Почему у елей ветви клонятся зимой к земле? (Ветви у ели длинные и с густой хвоей, на них снег задерживается, накапливается и может лежать тяжелыми слоями всю зиму до весны.)

Отчего в морозном лесу слышнее звуки, чем в летнем? (Листвы нет, хвоя слиплась под снегом, ветер не шелестит листьями; даже за несколько километров можно услышать гудки электропоездов, автомобилей.)

Растет ли дерево зимой?

Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше? (В них меньше влаги.)

Почему образуются лунки в снегу у подножий деревьев после оттепели? (Темная кора дерева хорошо прогревается и медленно остывает, отдавая тепло снегу. С южной стороны лунка глубже.

Весной помогают растапливать снег и растительные соки, которые приносят дереву тепло из нижних почвенных слоев.)

Почему плоды у деревьев часто с крылышками? (У деревьев семена чаще всего рассеиваются ветром.)

Какие грибы являются врагами деревьев? (Грибы трутовики живут на стволах деревьев, питаясь их соками и разрушая древесину, и потому считаются грибами-паразитами.)

Зависит ли рост дерева от температуры воздуха? влажности воздуха? плодородия почвы?

Взаимосвязаны ли количество солнечных дней в году и толщина кольца прироста у дерева?

Когда дерево растет быстрее: утром, ночью, днем, вечером?

Как узнать, насколько вырастает дерево за год в толщину?

В какое время года быстрее растет дерево?

Почему в сильные морозы трещат деревья?

У какого дерева лист самый подвижный? (Осина.)

Какие деревья чаще бывают дуплистыми? (Дуб.)

Какое дерево считают символом России? (Береза.)

Какое дерево медом богато? (Липа.)

Какое дерево указывает на близость воды?

Почему канадцы украсили свой флаг листом клена? (Кленовый лист на национальном флаге Канады с 1964 года; из растительного сока клена канадцы добывают сахар.)

На каком дереве часто растут трутовики? (Береза.)

Как узнать, обновляет ли свой наряд сосна или ель? Сезонное это явление или нет?

Сколько лет вековому дубу? Может ли дуб прожить столько лет? А другие деревья? Какие деревья можно назвать долгожителями?

Какое дерево дольше сохранит память о прошедших событиях в России?
Сведения для учителя

После солнцеворота (22 декабря) день начинает прибывать, а стужи лютовать. День становится светлей и просторней, потому что Солнце не заслоняют тучи и снега ярко сияют. Воздух чист и свеж. Особенно целебен он в хвойных лесах и можжевельниках. Все древесное племя впало в глубокий сон. К этому времени внутриклеточный крахмал перешел в сахара, клетки покрылись дополнительными оболочками. К концу ноября и почки уже распределились, каким из них быть листовыми, а каким цветочными. Кора стала более пористой и своей воздушной подушкой защищает ствол и скелетные ветви от невзгод зимы. Кроме хвойных деревьев, не сбросили листву кустарнички брусники, голубики. Под снег ушли зелеными и некоторые травы: грушанка, медуница, сурепка, одуванчик. Их прикорневые листья защитит от вымерзания толстый слой снега. В водоемах надводная часть растений отмирает. Почки, например, у пузырчатки и водокраса уходят под воду до будущей весны. Под водой сохраняются и корневища тростников, камышей, рогоза.

***

Все растения живут по своим часам. Деревья одного вида пробуждаются весной в одно и то же время. В начале марта, независимо от погоды, просыпаются сосны. Даже снег и холод им не помеха. Где же берут деревья воду в это время года? Оказывается, они еще прошлым летом запасли ее и питательные вещества впрок. Почти так же, как медведь нагуливает жир, прежде чем улечься в берлогу.

Весной (с началом сокодвижения) ствол дерева начинает быстро расти. Появляется множество новых клеток с тонкими стенками и широкими просветами, по которым движутся растительные соки. К концу лета рост ствола замедляется. Клетки в это время уже с толстыми оболочками (готовятся к зимнему холоду) и меньших размеров. Слой новых клеток хорошо виден невооруженным глазом: на спиле дерева это внешнее кольцо. Обычно каждый год дает одно кольцо прироста. По виду кольца: его ширине, структуре, цвету, – можно судить об условиях

роста дерева. Если кольцо прироста широкое, ровное, без белых полос (следствия омертвления нескольких слоев клеток в сильные морозы), можно говорить, что год был благоприятный. Значит, достаточно было дереву влаги, тепла, света. По годичным кольцам деревьев-долгожителей можно судить не только о возрасте деревьев, но и прочесть «книгу погоды» давних времен. Например, по годовым кольцам японского многолетнего кедра узнали, что среднегодовая температура воздуха на японских островах понизилась за время жизни кедра примерно на полтора градуса. По годичным кольцам американской секвойи ученые установили, когда были извержения знаменитых вулканов (после сильного извержения Солнце закрывают тучи пепла, света становится недостаточно для роста и кольцо прироста очень узкое). По древним стволам деревьев, использованных для строительства и сохранившихся в плотной глинистой земле, узнали время застройки древнего Новгорода.

***

Вечнозеленые растения меняют свою листву постепенно. У брусники листья живут несколько лет, у сосны они меняются через два-три года, а у копытеня – через год. Некоторые вечнозеленые растения меняют листву в середине лета, так что зимуют у них молодые зеленые листья.

Дополнительный материал

ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ

Шумит зимой лес – ожидай оттепели.

Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Вишня не опала – зима не настала.

Великое дерево на воле растет.

Сильное дерево долго растет.

Гроза бьет по высокому дереву.

Старое дерево гордо, не дает себя гнуть.

Старые деревья молодые охраняют.

Кривого дерева не выправишь.

Осенью листопад прошел скоро – жди суровой зимы.

Длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к холодной погоде распрямляются.

Много инея висит на деревьях – будет много меду.

Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Дерево, срубленное в сильные морозы, скоро расщепляется.

Шумит зимой лес – ожидай оттепели.

Невысок лесок, а от ветра защищает.

Лес зимой – второй тулуп.

ЗАГАДКИ

Чем больше колец, Есть у родственницы елки

Тем старше жилец. Неколючие иголки.

(Дерево) Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

(Лиственница)

СТИХИ

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Скольких птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимою

Дерево птицам помашет листвою.

Будет потом ему сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

В. Орлов
Тема урока: Зима в жизни животных
Задачи урока: повторить классификацию животных (дикие и домашние), познакомить учащихся с жизнью домашних и разных групп диких животных в зимнее время года; продолжить развитие умений работать с научно-популярным текстом, развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных; продолжить воспитание бережного отношения к животным, интереса к чтению дополнительной литературы о жизни животных.

В начале урока можно прочитать текст на с. 137 и выполнить задание № 111.

Ученики догадаются и впишут названия четырех «царств» живого (растения, грибы, бактерии, животные) и имена четырех «сестер-волшебниц» (Зима, Весна, Лето, Осень). Ученики вспомнят, что делают люди для сохранения озимых посевов (проводят снегозадержание на полях для увеличения толщины снегового покрова).

Далее следует побеседовать с учениками о том, на какие группы делятся животные по отношению к человеку. Затем предложить им ответить на вопросы в начале текста на с. 111. Отметив, что домашние животные линяют перед наступлением зимних холодов так же, как и дикие животные, ученики получат еще одно доказательство происхождения домашних животных от диких. Несмотря на то, что человек заботится о тепле для домашних животных зимой, они (наследуя инстинкт своих диких предков) перед суровыми зимними холодами так же серьезно готовятся к встрече зимы.

Прочтя загадки (задание № 110), ученики сначала выписывают названия упомянутых в них домашних животных (2 – кролик, 4 – пес, 6 – курица, 8 – лошадь; 1 – корова, 3 – коза, 5 – свинья,

7 – кот), а затем собирают в крестословицу названия их жилищ (хлев, конура, сарай, курятник, клетка).

Предложите ученикам понаблюдать за поведением своих домашних животных и изменениями погоды зимой, чтобы при этом проверить народные приметы и научиться понимать «подсказки» о предстоящих изменениях погоды.

Где зимуют дикие млекопитающие? Как они приспосабливаются к зимним условиям жизни? Какой существенный признак млекопитающих имеет значение для их зимовки?

Прочтя текст на с. 111–113, ученики выполняют задание № 113. Заснули – барсуки, медведи, ежи, летучие мыши; полиняли – зайцы, белки, лисицы; родились зимой – медведи, клесты, налимы; оцепенели – жабы, змеи, мухи. Насекомые зимой сначала тоже цепенеют (перестают дышать), так же как земноводные и пресмыкающиеся. Впавшие в спячку млекопитающие продолжают, хотя и слабо, дышать.

Многие звери линяют, обновляют шерсть. Некоторые при этом меняют и окрас шерсти. Летом и осенью звери нагуливают себе подкожный жировой слой, который защищает их от холода и помогает пережить зимний голод. Те растительноядные, которые не могут выкапывать из-под снега траву или мох (как кабаны и олени) или не могут делать подземные запасы еды на зиму (как

мыши, суслики, бобры), переходят на питание молодыми ветками и корой кустарников и деревьев (как зайцы и лоси).

Работа по заданию № 112 (в классе обсуждение, а дома выполнение) познакомит учеников с разнообразием зимних жилищ диких животных: дупло у белки, укрытая сугробом берлога под корнями дерева у медведя, нора в земле со скрытыми выходами из-под снега у лисы; хатка из веток деревьев с подводным выходом в водоем у бобра, муравейник под снежным сугробом у муравьев. Какое животное здесь «лишнее»? (Муравей – насекомое.) Далее переходим к чтению текста на с.114.
Где и как зимуют насекомые? пресмыкающиеся?

Городские комары загодя забрались в подвалы, в дупла деревьев, там и «проспят» до тепла. Вредитель полей клоп-черепашка забрался под слой опавшей листвы или травянистые остатки. Там же отыскали приют шмели и жужелицы. Свекловичный долгоносик и вовсе зарылся в землю. Бабочка-крапивница порой прячется уланам да холодным помещениям. Иногда выпархивает еще при снеге, почувствовав тепло. Многие насекомые не могут зимовать во взрослом состоянии – бабочками или жуками. Одни из них сохраняются лишь в фазе яйца, другие в фазе куколки или личинки. На концах веток садовых деревьев зимой можно разглядеть черный бисер яиц тли, кольчатого шелкопряда. Под корой дерева скрываются личинки насекомых. Гусеницы-боярышницы проводят зиму в гнездах, которые они готовят из сухих листьев, склеенных паутиной. Эти колыбельки, подвешенные к веткам, можно найти в саду.

Рисунок на с. 114 поможет побеседовать с учениками о значении дерева для насекомых и о некоторых проблемах жизни деревьев. Они узнают, что на дереве укрываются и его враги – различные насекомые, которые откладывают свои яйца на ветви, на листья, под кору, на корни дерева. Избавиться дереву от насекомых-вредителей и их яиц помогают птицы (с ветвей и листьев собирают насекомых и их личинки многие птицы, на коре – поползни, под корой – дятлы).

Кто скрывается на ветвях молодых дубков зимой в пожухлых листьях, опутанных «паутиной»? (Куколки насекомых.)

Далее заглянем в водоем (с. 116–117). Первыми собираются на зимовку обитатели спокойных пресноводных водоемов. В конце ноября впадают в зимнюю спячку карпы, караси, сомы. Большинство животных водоемов, кроме налима, ряпушки, окуня, щук и ершей, чувствует себя зимой угнетенно. Усатый налим и ряпушка к середине зимы стали подвижными, принялись за нерест. Сом тоже бодр, как никогда, и прожорлив. Моллюски – улитки-прудовики, живородки, катушки, двустворчатые толстостенные перловицы и тонкостенные беззубки – приспособились коротать зиму подо льдом. Ведь температура воды на глубине водоемов 4 градуса тепла, и потому они не засыпают. Рисунок на с. 117 поможет познакомить учеников с еще двумя важными свойствами воды. Рассмотрев его, ученики догадаются, что рыб и лягушку спасает от мороза зимой слой воды и льда. Подскажите значения температуры слоев воды: в нижнем слое +4°С, выше +3°С, далее +2°С и +1°С. А температуру воздуха пусть по виду рыбака назовут сами ученики (например, – 20°С). После этого можно вместе с учениками сформулировать вывод: вода плохо проводит тепло и холод. Поэтому глубокие водоемы не промерзают до дна. Если же водоем промерзает, моллюски зарываются в ил.

Рассказ Н. Сладкова (с. 139) поможет ученикам понять, что зимой обитатели водоемов страдают от недостатка кислорода в воде.
Вопросы для беседы

Каких животных мы относим к домашним?

Для чего люди содержат домашних животных?

Какие жилища строит человек для домашних животных?

Как люди ухаживают за домашними животными в зимнее время года?

Какие изменения происходят с животными, впадающими в спячку? Почему они усиленно питаются осенью?

Какие животные запасают корм на зиму?

Зачем и как звери меняют шерсть?

Что происходит с животными водоемов в зимнее время?

Какие свойства снега и льда помогают сохранить жизнь животным зимой?

Почему многие животные засыпают на зиму?

Чем кормятся зимой зайцы? лисицы? лоси? мыши? белки?

Как помогают люди диким животным в суровое зимнее время?

Закрепляем полученные знания, решая кроссворд (задание № 114). Ответы: 1 – лягушка, 2 – лось, 3 – змея, 4 – муха, 5 – налим, 6 – медведь, 7 – карась, 8 – клест, 9 – лиса, 10 – заяц, 11 – еж.

В этом кроссворде есть вопрос про птицу клеста. Он и может стать переходным мостиком к беседе о птицах. Возможно, что это будет следующий урок.
Где и как зимуют птицы

Вспомнив существенные признаки птиц, обсуждаем, какое они имеют значение для зимовки. Выясняем, что оперение птиц спасает их от морозов, но не от голода, поэтому птицы, питающиеся насекомыми и растениями (их нет зимой), улетают в теплые страны. Таких птиц ученики наблюдали осенью. Основное внимание должно быть уделено зимующим птицам: чем их подкормить, какие кормушки и где повесить, какие наблюдения за ними следует провести, какие зимние явления опасны птицам.

Прочтя стихотворение (с. 140), ученики вспомнят, какие еще зимующие птицы есть в их местности. В этом им помогут стихотворные загадки к заданию № 116 (снегирь, куропатка, синица, воробей, ворона).

Предложите ученикам, ведя дневник наблюдений за погодой, внимательно наблюдать и за поведением птиц. Пусть они попробуют проверить, насколько точны народные приметы (с. 121).

Предложите прочитать текст (с. 138) по ролям. Обобщая изученное, ученики вставят пропущенные слова в текст к заданию № 117, где они зафиксируют основные знания о зимовке разных групп животных: застывают, норах, берлогах, линька, шерсть, птиц, в спячку.

Обсуждая ответы учеников, подведите итог: различия образа жизни зимой у разных животных определяются средой их обитания, видами кормов, температурой их крови.

Прочтите стихотворение-сказку про доброго мельника, пусть дети подумают, чем могли бы они помочь животным зимой. Например, можно запасти на зиму семян или крупы для птиц, орехов для белок, сочных веток (а может быть, и сладкой морковки) для зайцев и косуль.
Вопросы для беседы:

Каких птиц можно увидеть в наших краях зимой?

Откуда прикочевывают к нам на зиму птицы?

Куда откочевывают некоторые наши птицы в зимнее время?

Что делают птицы, чтобы согреться в сильный мороз?

Где зимой находят корм насекомоядные птицы?

Чем питаются зимой растительноядные птицы?

Знаете ли вы, как выглядят снегири, синицы, свиристели, сойки?

Как вы помогаете пережить трудное время своим друзьям-тицам? Знаете ли вы, чем их подкармливать?

Устроили ли вы кормушки для птиц на балконе или в другом месте?

Ходите ли вы в парк или рощу с родителями с целью подкормить птиц или белок?

Как устроить кормушку для птиц, чтобы снегом не засыпало корм, чтобы не забирались вороны или другие крупные птицы?

Дома ученики выполняют задания №№ 115–116. На рисунке к заданию № 115 изображены следы зайца, белки, лисы, вороны. Можно дорисовать следы синицы, мыши, человека. Ответы на вопросы (с. 121) ученики готовят к обобщающему уроку.
Дополнительный материал

ЗАГАДКИ

Хвост пушистый, Сама рыжеватая,

Мех золотистый, Мордочка плутоватая.

В лесу живет, Ей не надо пирожка,

Мышам покоя не дает! Ей бы скушать петушка!

(Лисица)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Он в берлоге спит зимой

Под огромною сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)
Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет –

Он этого не знает!

(Крот)
Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтет –

Белого найдет.

(Лиса и заяц)

На снегу у куста

След от лапок и хвоста:

Держат путь к березке

Ямки и полоски.

(Лесная мышь)
Черный жилет,

Красный берет.

Нос – как топор,

Хвост – как упор.

(Дятел)
Глазки изумрудные,

Шубка пуховая,

Песенки любезные,

Коготки железные.

(Кот)
Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.

(Курица)
Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки.

(Кузнечик)
Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где-нибудь лисички?»

(Заяц)
Ветвистые, до осени росли,

Потом их сбросили.

На старом месте новые

Растут, к боям готовые.

(Оленьи рога)
Эти яблочки румяные

Дружат с зимними полянами

И поют среди берез,

Невзирая на мороз.

(Снегири)
Он рогат и бородат,

Строго смотрит на ребят.

(Козел)
Теплым летом вечерами,

Словно тень, скользнет над нами.

Эта тень зимою спит –

Головою вниз висит.

(Летучая мышь)
Жители добрых еловых лесов

Даже в морозы выводят птенцов.

(Клесты)
СТИХИ

Под березой на пригорке Осторожная лисица

Старый еж устроил норку, Подошла к ручью напиться.

А под листьями лежат Наклонилась, а вода

Двое маленьких ежат. Неподвижна и тверда.

Белка спряталась в дупло – У косого нет берлоги,

В нем и сухо, и тепло. Не нужна ему нора:

Запасла грибов и ягод От врагов спасают ноги,

Столько, что не съесть и за год. От бескормицы – кора.

Под корягой в буреломе Невелик у белки рост,

Спит медведь, как будто в доме. Но зато большущий хвост.

Положил он лапу в рот Сядет рыжая в дупло –

И, как маленький, сосет. И в любой мороз тепло.

***

Жил да был как лунь седой

Мельник с белой бородой.

Люди бедные к нему

Шли как к другу своему.

К старой мельнице в метели

Птицы под вечер летели.

На крылечко к теплой двери

Приходили греться звери.

Вместе с белкою игривой

И косулей боязливой

Прибегал сюда к реке

Заяц в белом кожушке.

Всех спасал в мороз и снег

Мельник – добрый человек.

Всех приветит, всех погладит,

К огоньку рядком усадит,

Трубкой буковой пахнет,

Сказку сказывать начнет…

Л. Станчев

***

Быть холодам,

Если видишь:

синицы

Ближе к домам

Начинают селиться...

Если синица

Стучится в окно,

Это всегда

Означает одно:

Трудные дни

Наступили для птицы,

Надо помочь

Прокормиться синице.

В. Мусатов

***

Я тебя, соловушка, прошу:

Ты слетай-ка в садик к малышу!

Он еще не школьник, через год

В первый класс учиться он пойдет.

Корм для нас зимой он припасал

И не раз от смерти нас спасал.

Он всю зиму на своем окошке

Рассыпал для нас зерно и крошки.

В этот сад на зорьке по привычке

Прилетали завтракать все птички

И решили в дни седой зимы:

«Не должны в долгу остаться мы!

Чем его нам отблагодарить?

Кроме песни – нечего дарить...»

Знаешь сам, певец неважный я.

Попросить решили соловья.

Выручи ты нас, крылатый брат!

Мальчик будет песне очень рад.

Л. Станчев


Экскурсия «Зимние явления в природе»
Цели и задачи: отметить состояние неба, обратить внимание учащихся на состояние снегового покрова и измерить его глубину в лесу или на пришкольном участке, измерить температуру воздуха на поверхности и в глубине сугроба, рассмотреть срез снегового сугроба; обратить внимание на состояние коры, почек, кроны разных деревьев, проверить, появились ли на снегу семена деревьев и каких; собрать природный материал для поделок, подобрать срезанные ветви тополя или других растений для последующих опытов, собрать части одного и того же дерева (ветка, шишка, семена); рассмотреть, какие следы оставлены на снегу животными и что по ним можно узнать, понаблюдать за поведением птиц, выяснить, какие птицы зимуют поближе к жилью человека; понаблюдать за заботами городских и сельских жителей в зимнее время; продолжить развитие умения наблюдать за изменениями, происходящими в неживой и живой природе; развивать эмоциональное восприятие природы.
Домашним заданием может быть: описание изменений погоды по срезу сугроба; составление рассказа о каком-нибудь замеченном во время экскурсии явлении или о жизни какого-то животного, или о птице, зимующей в наших краях; подготовка сообщения о кормушке, которую ученик смастерил сам или со взрослыми; выполнение рисунков деревьев и их семян; составление

аппликации «В зимнем лесу»; подготовка сообщения об устройстве снегоуборочных машин и др.


Тема урока: Как зимовали наши предки
Задачи урока: сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время; развивать воображение, историческое мышление; воспитывать уважение к делам наших предков и старинным обычаям.

Этот урок можно подготовить в игровой форме. Возможна ролевая игра по группам. Каждая группа обыгрывает определенный фрагмент текста: стихотворение П. Вяземского, солнцеворот, колядование, гадание, помощники.

Одной из групп поручить собрать сведения о местных старинных обычаях встречи Нового года.

Не было на Руси более веселых обычаев, как на зимние Святки, которые длились с 7 по 19 января. Толпы ряженых колядовали в эти дни по селам. Рядились в животных, в цыган, в страшных злодеев. Ряженые изображали походку и повадки медведя, козла, барана, журавля и других животных. Придумавали разные смешные сценки, пляски, прибаутки, пели колядки. В каждом дому давали ряженым пироги, пряники, мелкие монеты, теплые варежки-меховушки и др.
Дополнительный материал

КОЛЯДКИ

*** ***

У доброго мужика Коляда, коляда

Родилась рожь хороша, Подавай пирога!

Колоском густа, Не дадите пирога –

Соломкой пуста! Мы корову за рога,

Телку за холку,

Коляда, коляда, Бычка за хвост

Накануне Рождества Уведем на мороз!

Везде поспевай,

С Новым годом поздравляй!

***

Заходила коляда

Ко Ивану во двор.

У Ивана во дворе

Три терема стоят.

Как во первом терему –

Месяц-батюшка,

Во втором терему –

Красно-солнышко.

В третьем терему –

Часты звездочки.

Месяц-батюшка

Иван Степанович.

Красно-солнышко

Его женушка,

Анна Павловна.

Часты звездочки

Их деточки.
СТИХИ

Рождественская елка

Стояла елка в Рождество,

Вся золотом сияла,

В блестящей зелени ее

Убранство расцветало:

И яблоки, и свечки,

И пряники-сердечки!

Проходит праздника пора,

Ненужною, сухою,

Она стоит в углу двора

Без золота, без хвои.

И нет ни яблок, ни огней,

Ни сладких пряников на ней.

Х. Моргенштерн
Ель

Когда я по саду гуляю,

Я вижу: у самых ворот,

На взгорье, большая, густая

Зеленая елка растет.

Шумит она гордо ветвями,

Едва наступает весна;

Спокойна осенними днями;

Ей вьюга зимой не страшна.

Снегами покроются долы,

Умолкнет ручей подо льдом,

Но ель остается веселой

В зеленом наряде своем.

Деревья раздетые плачут,

Грустят о далеком тепле,

Но ель зеленеет – и значит:

Настанет весна на земле.

И песня весны не умолкла.

Придет она! Скоро придет!

Люблю я веселую елку

На взгорье у наших ворот.

Г. Борян

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока: Образовательные: обобщить знания по теме «Световые явления»
Итак, тема нашего урока: «Оптические явления». А что понимают под оптическими явлениями?
Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока: Повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления»
Ход урока: За неделю до мероприятия ученикам сообщается тема урока и дается домашнее задание на повторение по учебнику «Физика 8»...
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока Тема урока: «Зимние забавы» Предмет: Рисование Учитель:...
Описание технологии: Применение знаний, умений и навыков на практике в сотрудничестве
Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Урока: Зимние явления Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов...
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока: Зимние явления Задачи урока iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока Тема урока: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока по физической культуре в 4 классе Тема: волейбол Задачи...

Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока повторения физики в 9 классе (по учебнику с. В. Громова)...
Команды готовят ручки с синей и красной (для проверки) чернилами, карандаши, линейки
Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока п/п Тема урока Тип урока
Учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи
Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока математики в 1 классе
...
Урока: Зимние явления Задачи урока iconУрока. Тема урока. Вид урока Где находится материал Требования к уровню
Содержание и задачи курса Культура дома. Технология об­работки ткани и пищевых продуктов
Урока: Зимние явления Задачи урока iconКонспект урока по физкультуре для учащихся 6х классов. Тип урока: обучающий. Задачи урока
Обучение техники упора на перекладине, махом назад соскок с поворотом (мальчики)
Урока: Зимние явления Задачи урока iconТема: «Зимние забавы»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск