Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?»





НазваниеКонспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?»
Дата публикации01.10.2013
Размер74.7 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему « Русский язык. Что он для меня значит?».

Цели урока: познакомить с фрагментами текстов, посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; вести целенаправленную работу по подготовке к итоговой аттестации выпускников; подготовить к сочинению-рассуждению; воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к родному языку; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.

Оборудование: презентация к уроку, текст Н. Рериха «Русский язык», фрагменты писем Д. С. Лихачева, стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», тест «Зарядка для ума», электронный учебник «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

-Доброе утро, дорогие ребята. Сегодняшний урок будет посвящен необычной для вас теме. Мы будем говорить о русском языке, думать, рассуждать над тем, что значит для каждого из нас русский язык.

Итак, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? Что он для вас значит?

3. Составление кластера.

государственный память

язык

гордость

родной

язык общение

любимый предмет

хлеб жизнь
4. Знакомство с фрагментами текстов, высказываний, посвящённых русскому языку.

- А что значит русский язык для выдающихся людей России. Давайте вспомним «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, одно из которых так и называется «Русский язык».

а) чтение стихотворения

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Какие слова из этого произведения мы выписываем в кластер? (Поддержка и опора).

У Ивана Сергеевича Тургенева есть хорошо известное вам высказывание. Давайте вспомним его.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

- Задумались ли вы над содержанием высказывания? Как вы, восьмиклассники, можете беречь русский язык? (Ответы учащихся). Какими словами пополнится кластер? (Клад, достояние).

б) чтение письма из книги «Заветное» Д. С. Лихачёва

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

- Что значит русский язык в жизни человека по мнению великого академика? Согласны ли вы с тем, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры? (Ответы учащихся). (Слова для кластера: ценность, показатель человеческих качеств, показатель культуры).

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

- О русском языке пишет и рассуждает и Николай Рерих.

в) Чтение текста «Русский язык».

Русский язык

(1) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.

(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего. (9) Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (12) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.

(13) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (14) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (15) Нужно знать иностранные языки. (16) Чем больше, тем лучше. (17) Познавай их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (18) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(19) Язык видоизменяется с каждым поколением. (20) Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (21) Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (22) Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (23) Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (24) В стонах и воплях нарушается песнь. (25) Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи. (26) Прекрасен русский язык. (27) И на нем скажут лучшие мысли о будущем.

- Все ли слова этого текста вам понятны?

г) Работа по тексту (словарная работа):

  • Санскрит – литературный язык Индии, на котором написана большая часть древнеиндийской литературы; вымерший язык.

  • Филологический – изучающий письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа.

  • Вергилий, Овидий – древнеримские поэты ( I век до н.э.), писавшие на латинском языке.

  • Гомер – древнегреческий поэт.

Задания к тексту:

1. Определить основную тему и главную мысль текста.

2. Тип речи данного текста.

3. В каком стиле написан текст?

4. Из предложения 20 выписать словосочетание со связью примыкание.

5. Определить способ образования слова пришелец.

6. Какими словами из текста пополняется кластер? (Кормило, дар, будущее).

- Что объединяет все прослушанные тексты и фрагменты вы выскажете письменно. А также подумаете над тем, какую роль играет русский язык в жизни человека? Что значит для вас русский язык?

5. Физкультминутка.

а) быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4-5 раз);

б) крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль (повторить 4-5 раз);

в) стоя, руки на поясе, правую руку вперед, левую вверх, переменить положения рук (повторить 4-5 раз);

г) сидя, руки подняты вверх, сжать кисти в кулак, разжать кисти, повторить 6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

6. Творческая работа – составление синквэйна.

Язык.

Великий, прекрасный.

Помогает, возвышает, облагораживает.

Самая большая ценность народа.

Жизнь.
7. «Гимнастика для ума» проводится двумя способами – по группам, первая группа работает с тестом, вторая проверяет свою грамотность по электронному учебнику «Фраза».

Тест

1. Значение какого слова определено неверно?

А) милостивый – нуждающийся в милости;

Б) интеллигентный – образованный, культурный;

В) каверзный – строящий злые проделки, склонный к ним;

Г) лояльный – благожелательный, нейтральный.

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) культурный;

Б) искусный;

В) просвещённый;

Г) цивилизованный.

3. Найдите предложение с фразеологизмом.

А) Я сегодня свалился с горки, решив проехать по ней на велосипеде.

Б) В русских сказках обычно на распутье стоит большой камень, на котором написано, что ожидает героя.

В) У меня свалился камень с души: всё обошлось благополучно.

Г) В душе он очень добрый человек.

4. Укажите ошибку в образовании формы слова.

А) наиболее интереснее;

Б) килограмм помидоров;

В) самый красивый;

Г) обоим мальчикам.

5. Найдите ошибку.

А) подскользнулся;

Б) поскользнулся.

6. В каком слове ударение стоит на первом слоге?

А) начать;

Б) звонить;

В) досуг;

Г) искра.

7. Продолжите предложение

Читая учебник,

А) настроение испортилось.

Б) страница оказалась вырванной.

В) будьте предельно внимательны и собраны.

Г) мне не нравятся длинные объяснения.

8. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Мы должны оберегать язык от засорения помня что слова которыми мы пользуемся сейчас будут служить многие столетия после нас для выражения ещё (не)извес(?)ных нам идей и мыслей для создания новых (не)поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

- Как связаны между собой понятия ЯЗЫК и ЛЮБОВЬ? (Ответы учащихся)

« Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку. Я живу в великой и необъятной стране – в России, у которой самый меткий, «могучий и прекрасный» язык. Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку». (Из сочинения выпускницы).

- «Я люблю свою землю», - с гордостью должен сказать каждый из нас.

В родных местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя…

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристей голос у ручья!

Пусть мне твердят,

Что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

- Дорогие ребята, давайте совершим экскурсию по родным и милым сердцу каждого из нас местам.

8. Заочная экскурсия по родным и милым сердцу местам.

9. Вывод по теме.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока Русского языка во 2 классе по программе Л. Ф. Климановой,...
Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка в 9 классе Учитель
Учебник: : Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт (...
Русский язык: Учеб для 2 кл нач шк. В 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов- м.: Вентана- граф, 2008
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект открытого урока русского языка, данного учителем начальных...
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconМетодические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему?
Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока
...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов»
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Русский язык. Что он для меня значит?» iconКонспект урока русского языка Предмет
Программа, по которой работает учитель: Русский язык, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск