Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности





НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
страница1/7
Дата публикации12.10.2013
Размер0.97 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Филологический факультет

Кафедра литературы
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности

050301 «Русский язык и литература»
Форма обучения заочная
Составители:

Бражкина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент;

Федорова Т.Н., кандидат филологических наук, доцент;

Глинкина Н.А., кандидат филологических наук, доцент;

Демидова Т.Э., кандидат филологических наук, доцент.

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. № 5).

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 «Русский язык и литература», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. (номер государственной регистрации № 367 пед /сп).
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ДПП.Ф.12 История зарубежной литературы

Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от Античности к Средневековью. Литература средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература XVII в.: барокко, классицизм. Литература XVIII в.: просвещение, предромантизм. Литература XIX в.: романтизм, реализм. Литература рубежа XIX - XX вв. Литература ХХ в.: реализм, модернизм, постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль XIX-XX вв. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи.

Актуальность изучения дисциплины обусловлена ее первостепенным значением для развития общегуманитарного кругозора студента-филолога и для его профессиональной подготовки как будущего учителя литературы.
Цели и задачи дисциплины
Основная цель дисциплины – дать студентам системные знания по зарубежной литературе, представив ее ведущие тенденции и проблемы, сосредоточив внимание на узловых вопросах ее развития и творчестве отдельных авторов.

Задачи дисциплины:

- вооружить будущих специалистов знаниями об историческом развитии зарубежной литературы и об идейно-художественном своеобразии отдельных произведений;

- познакомить с исследованиями по проблемам зарубежной литературы и дать их осмысление;

- раскрыть ключевые теоретические понятия и термины дисциплины;

- формировать навыки анализа творчества крупнейших писателей.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «История зарубежной литературы» студент должен:

знать содержание и художественные особенности литературных произведений; этапы, закономерности, тенденции историко-литературного процесса основные термины и понятия;

уметь анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; пользоваться научной и справочной литературой;

владеть навыками анализа художественного текста; творческого применения полученных знаний.

Объем дисциплины и виды учебной работы





Учебная дисциплина

Сем / Э, Зач

всего

ауд

л

пр

лаб

сам




История зарубежной литературы




750

78

78







672

1.

Античная литература


2 З

122

12

12







110

2.

Литература Средних веков и Возрождения

3 Э

124

12

12







112

3.

Литература XVII–XVIII вв.

4 З

124

12

12







112

4.

Литература 1/2 XIX в.

5 З

134

16

16







118

5.

Литература 2/2 XIX в.

6 Э

134

16

16







118

6.

Литература XX – н. XXI в.

7 Э

112

10

10







102










750

78

78







672



Модуль 1.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Составитель: Бражкина Н.А.,

кандидат педагогических наук, доцент
Цели и задачи изучения курса

Основная цель курса – составить представление о художественном своеобразии и особенностях возникновения и развития античной литературы, обеспечив на материале курса основу для понимания последующего многовекового культурного процесса.

Задачи курса:

- познакомить с античной мифологией и классическими произведениями античной литературы (в пределах основных жанров и крупнейших представителей) и дать их анализ

- формировать представления об историко-культурном контексте их зарождения и общих закономерностях и тенденциях развития литературного процесса в античную эпоху;

- раскрыть закономерности возникновения литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

- раскрыть специфику литературы Древней Греции и Древнего Рима;

- раскрыть историческое значение античной литературы и ее влияние на развитие западноевропейской и русской литературы;

- познакомить с исследованиями по проблемам античной мифологии и литературы и дать их осмысление;

- раскрыть ключевые понятия и термины курса.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен

знать содержание и художественные особенности литературных произведений этапы, закономерности, тенденции историко-литературного процесса; основные термины и понятия;

уметь анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; пользоваться научной и справочной литературой;

владеть навыками анализа художественного текста; творческого применения полученных знаний.

Объем курса и виды учебной работы


Вид учебной работы

Семестр

2


Общая трудоемкость дисциплины

122

аудиторных

12

лекций

12

практических



лабораторных



самостоятельная работа

110

Вид итогового контроля

зачет



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование раздела курса

Всего

Лекции

Практические занятия

Самост.

работа

1

Введение в курс античной литературы

1

1




-

2

Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

9

5




4

3

Литература архаического периода

16

4




12

4

Литература классического периода.

22







22

5

Литература эллинистического периода

5







5

6

Литература римского периода

10







10

7

Введение в курс римской литературы. Римская мифология

6

2




4

8

Литература эпохи республики

14







14

9

Литература эпохи империи

40







40

10

Историческое значение античной литературы

2







2




Общая трудоемкость (час.)

122

12




110


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в курс античной литературы

Понятие «античность», география и хронология античного мира. Основные источники знаний об античности. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература.

Тема 2. Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

Древнегреческая литература как первая по времени возникновения составляющая античной литературы. Греческий образ жизни и греческая ментальнось, их влияние на культуру и литературу. Периодизация древнегреческой литературы.

Понятие о мифе и мифологии. Своеобразие мифологического мышления. Классификация мифов и мифологических персонажей. Мифография. Развитие греческой мифологии: доолимпийский и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Характерные особенности греческой мифологии: культурная направленность, отрефлексированность, строгая системность и упорядоченность, развитость. Греческая мифология и мировая культура. Мифология как «почва и арсенал» античного искусства. Мифологическое содержание античной, и прежде всего греческой, литературы. Последовательно меняющаяся роль мифологии в античной культуре и литературе: от мировоззрения до художественного приема.

Тема 3. Литература архаического периода

Понятие об эпосе. Основные разновидности античного эпоса.

Троянский цикл как мифологическая основа поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Особенности раннего эпоса и их отражение в поэтике гомеровских поэм. Гомеровский вопрос. От героического эпоса к дидактическому. Поэмы Гесиода и особенности их стиля.

Становление басенного жанра. Басни Эзопа.

На пути к классике. Истоки и формы древнегреческой лирики. Условность и историческая специфика термина «лирика».

Декламационная лирика, ее разновидности. Элегия: основные темы, метрические особенности. Тиртей как мастер воинственно-патриотической элегии. Солон как создатель общегражданской элегии. Мимнерм как создатель элегии личных настроений. Феогнид как создатель элегий общественного и личного характера. Ямбы: основное звучание, метрические особенности. Архилох как крупнейший ямбограф. Ямбы Гиппонакта и Семонида.

Песенная лирика (мелика): основные разновидности. Сольная (монодическая) мелика: своеобразие поэтической образности и техники лесбосских поэтов (Сапфо, Алкей) и странствующего поэта Анакреонта. Анакреонтика.Хоровая мелика: основные жанры (виды) и темы. Симонид как обновитель эпиграммы и мастер эпиникия и френа. Своеобразие эпиникиев Пиндара: темы, композиция, стиль («пиндаризм»). Вакхилид как дифирамбист и поэт, завершивший историю эпиникия.

Тема 4. Литература классического периода

Расцвет афинской культуры и литературы в «золотой век» Перикла.

Драма: истоки и условия возникновения, основные виды. Устройство театра и театральных представлений. Особенности эстетики и эволюция античной трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид – три великих трагика Древней Греции, определившие специфику жанра и основные этапы ее развития.

Эсхил как «отец трагедии». Героический, монументальный характер драмы у Эсхила. «Прометей прикованный», «Орестея» Эсхила.

Вклад Софокла в развитие драмы. Трагедия, «спустившаяся на землю». «Антигона», «Эдип-царь».

Драматургическая деятельность Еврипида как отражение начавшегося кризиса афинской демократии и усилившегося индивидуализма. Софистика и последствия ее распространения. Еврипид как «философ на сцене». Изменения характера конфликта и типа героя в трагедиях Еврипида: «Медея», «Ифигения в Авлиде». Психологизм трагедий Еврипида.

Древнегреческая комедия и ее происхождение и структура. Творчество Аристофана как отражение особенностей древнеаттической комедии. Художественное своеобразие комедии Аристофана: условный, фантастический характер фабулы, гротеск персонажей, пародийность, буффонада и др. «Всадники» – политический памфлет на демагогов. «Лисистрата» – комедия на тему мира. «Лягушки» Аристофана: трагедия в зеркале комедии

Древнегреческая проза (красноречие, историография, философия) и ее основные представители: Исократ, Демосфен, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Платон и др. Проблемы искусства и поэзии в «Поэтике» Аристотеля.

Тема 5. Литература эллинистического периода

Утрата Грецией политической независимости. Вхождение в империю Александра Македонского. Новая ступень политико-экономического и историко-культурного развития общества. Сущность понятия «эллинизм». Тенденции индивидуализма и космополитизма в философии и культуре. Афины – центр философии (эпикуреизм, стоицизм, кинизм) и комедиографии. Развитие но­вых центров греческой культуры. Александрия как одна из столиц эллинистического мира. Александрийская поэзия и ее особенности на примере творчества Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского.

Отражение этических идей эллинисти­ческого периода в новоаттической комедии. Менандр как наиболее яркий представитель новоаттической комедии. Гуманность новоаттической комедии.

Тема 6. Литература римского периода

Римское завоевание и его влияние на культурную жизнь Греции.

Поздняя греческая литература. Плутарх и его «Параллельные жизнеописания». Диалоги Лукиана. Греческий роман и его стереотипы. Особенности буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

Тема 7. Введение в курс римской литературы. Римская мифология

Римская литература как вторая по времени возникновения составляющая античной литературы. Возникновение римской цивилизации, ее самобытность и отношение к греческому наследию. Римский образ жизни, римская ментальность и их влияние на римскую культуру и литературу. Преемственный характер римской культуры. Специфика и периодизация римской литературы.

Римская мифология, ее особенности. Подражательный, эклектический характер римской мифологии и ее самобытность, выразившаяся в мифологизации истории и узкопрактической направленности.

Тема 8. Литература эпохи республики

Первые явления римской поэзии на основе греческой (Ливий Андроник, Гней Невий, Энний). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования.

Римский театр, его устройство. Организация театральных представлений. Римская комедия: Тит Макций Плавт – комедиограф римского плебса («Клад», «Хвастливый воин»). Публий Теренций Афр – комедиограф образованной части римского общества («Братья», «Свекровь»).

Философская поэзия Лукреция. Поэма «О природе вещей»: философия Эпикура в изложении Лукреция.

Литературное направление неотериков. Гай Валерий Катулл как наиболее яркий представитель неотериков. Ученые» эпиллии Катулла. Лирические стихотворения к Лесбии. Послания друзьям. Эпиграммы на противников.

Развитие прозы: красноречия, историографии, мемуарной и эпистолярной литературы (Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Гай Саллюстий Криспа, Тит Ливий).

Тема 9. Литература эпохи империи

Эпоха становления империи. Принципат Октавиана Августа как вводная форма к новому государственному строю, как режим военный диктатуры при внешнем сохранении республиканских форм политической и общественной жизни.

«Золотой век» римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Расцвет римской литературы. Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки и своеобразие их общественно-эстетической позиции (Меценат, Мессала). Поддержка идеалов принципата Вергилием и Горацием. Оппозиционные настроения Тибулла, Проперция, Овидия.

Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». Жанровое и тематическое многообразие поэзии Горация: эподы, сатиры, оды, послания. Гораций – теоретик римского классицизма («Наука поэзии»).

Эпос в древнеримской литературе. «Буколики» и «Георгики» Публия Вергилия Марона. Эпическая поэма «Энеида». Вергилий и Гомер.

Публий Овидий Назон. Своеобразие «Любовных элегий» Овидия. «Метаморфозы» как главное произведение Овидия. Философский замысел и своеобразие его художественного воплощения в поэме.

Послеклассическая римская литература (I век — первая половина II в.). Луций Анней Сенека. Сенека как оратор, политический деятель, философ и драматург.

Гай Петроний Арбитр. Петроний как автор «Сатирикона». Художественное своеобразие текста.

Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традициями и их развитие. Оформление басни как художественного жанра.

Эпиграммы Марка Валерия Марциала и их художественные достоинства. Сатиры Децима Юния Ювенала.

Поздняя римская литература (II —V вв.). Творчество Люция Апулея. Разносторонность Апулея как творческой личности. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Римская историография. Публий Корнелий Тацит. «Анналы» как наиболее зрелое произведение Тацита, освещающее историю Юлиев-Клавдиев. Гай Светоний Тарквилл. «Жизнеописание Цезарей». Собрание биографических материалов о представителях рода Юлиев.

Последний литературный подъем в IV в. н.э. Укоренение христианства и зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы. Канонические и апокрифические произведения. «Новый Завет». Христианские писатели и поэты (Ориген, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним и др.)

Тема 10. Историческое значение античной литературы

Судьба античного наследия в последующие века. Античность в истории рус­ской культуры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме курса предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы.

Подготовка и проведение лекций должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к очередной лекции на предыдущем лекционном занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на рассмотрение в следующий раз, рекомендовать основную и дополнительную литературу для ознакомления. Целесообразно проведение лекций с применением ИКТ.

Методические рекомендации студенту

Для чтения можно использовать как отдельные издания художественных произведений, так и хрестоматии по античной литературе.

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо прочитать произведения (/произведение), установленные программой курса; проработать соответствующий раздел учебного пособия; сделать конспект изученного раздела (в соответствии с указанной проблемой) в тетради для самостоятельных работ.
Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие «античность»: география и хронология античного мира, источники знаний об античности. Периодизация и общая характеристика греческой литературы.

  2. Понятие мифа и мифологии. Основные виды греческих мифов. Особенности греческой мифологии.

  3. Героический эпос. «Илиада» Гомера: содержание, художественные особенности.

  4. Приключенческо-бытовой эпос. «Одиссея» Гомера: содержание, художественные особенности.

  5. Гомеровский вопрос.

  6. Эзоп как баснописец.

  7. Греческая лирика, ее разновидности, художественные особенности.

  8. Античный театр, его устройство. Организация театральных представлений. Роль театра в жизни античного общества.

  9. Происхождение и структура трагедии. Особенности постановок трагедий.

  10. Эсхил-драматург. Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

  11. Софокл-драматург. Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

  12. Еврипид-драматург. Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

  13. Происхождение и структура комедии. Особенности постановок комедий.

  14. Аристофан-комедиограф. Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

  15. Плутарх как биограф-моралист. «Сравнительные жизнеописания»: идейный замысел, художественные особенности.

  16. Греческий роман, его характерные черты. «Дафнис и Хлоя» Лонга: проблематика и художественные особенности романа.

  17. Периодизация и общая характеристика римской литературы. Особенности римской мифологии.

  18. Римская комедия, ее разновидности. Плавт-комедиограф. Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

  19. Неотерики. Поэзия Катулла, ее основные темы, художественные особенности.

  20. Философский эпос. «О природе вещей» Лукреция: содержание, художественные особенности.

  21. Римский эпос. «Энеида» Вергилия: идейный и художественный замысел, содержание, художественные особенности. Ориентация Вергилия на Гомера и отличия его поэтики от гомеровской.

  22. Поэзия Горация, ее основные жанры, темы, художественные особенности.

  23. Элегии Овидия, их темы и художественные особенности.

  24. «Метаморфозы» Овидия: художественный замысел и его философское обоснование, художественные особенности поэмы.

  25. Римский роман, его характерные черты. «Сатирикон» Петрония: проблема сохранности текста, идейная концепция и художественные особенности романа.

  26. Марциал как поэт-эпиграмматист.

  27. Ювенал как поэт-сатирик.

  28. «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея: идейная концепция и художественные особенности романа.

  29. Зарождение христианской литературы: имена и жанры.


Примерный перечень тем для контрольной работы

  1. Фольклор Древней Греции.

  2. Характеристика одного из циклов мифов.

  3. Способы создания эпического образа (по поэмам Гомера).

  4. Сказочные мотивы в поэмах Гомера.

  5. Сказание о Троянской войне, его исторические основы и мифологические черты.

  6. Мир гомеровских богов как повторение мира людей.

  7. Особенности гомеровского стиля.

  8. Освоение наследия Гомера в России.

  9. Тема воинской доблести в гомеровском эпосе и в декламационной и сольной лирике.

  10. Тема любви и дружбы в гомеровском эпосе и в декламационной и сольной лирике.

  11. Тема любви в античной лирике.

  12. Отношение к мифу у Эсхила, Софокла, Еврипида.

  13. Миф и действительность в греческой трагедии.

  14. Изображение душевных явлений в трагедиях Софокла и Еврипида.

  15. Софистика и ее отражение в древнегреческой драме.

  16. Роль хора в древнегреческой трагедии.

  17. Аристофановское отношение к жизни и искусству (по комедиям).

  18. Древнегреческая проза классического периода: основные направления, имена и произведения.

  19. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии, историческое значение «Поэтики».

  20. Гуманистическая проблематика комедий Менандра.

  21. Александрийская поэзия, ее художественные особенности.

  22. Приемы организации материала в биографиях Плутарха.

  23. Отражение в романе Лонга «Дафнис и Хлоя» характерных особенностей

древнегреческого романа.

  1. Фольклор Древнего Рима.

  2. Образ слуги в комедиях Плавта.

  3. Лирический герой поэзии Катулла.

  4. Ораторская и историческая римская проза: имена и произведения.

  5. Связь «Буколик» и «Георгик» Вергилия с произведениями Гесиода и Феокрита.

  6. Отражение эпохи в «Энеиде» Вергилия.

  7. Образ Энея как воплощение идеала военной доблести в поэме Вергилия «Энеида».

  8. Тема Дидоны и Энея в «Энеиде» Вергилия.

  9. Традиции греческой лирики и римское своеобразие в одах Горация.

  10. Образ «быстротекущего мгновения» в поэзии Горация.

  11. Идея «золотой середины» в поэзии Горация.

  12. Эпикурейские идеи в лирике Горация.

  13. Развитие темы «Памятника» в русской поэзии.

  14. Основные положения эстетического трактата Горация «Послание к Писонам», его значение для литературы.

  15. Жанр любовной элегии в творчестве Тибулла, Проперция и Овидия.

  16. Понтийские элегии Овидия.

  17. Кружок Мецената и его роль в развитии античной литературы.

  18. Меценат и его образ в римской поэзии.

  19. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки: сравнительная характеристика.

  20. Образ царя Эдипа у Софокла и Сенеки.

  21. Федр как баснописец.

  22. Римская сатира.

  23. Сатиры Ювенала и Горация: сравнительная характеристика.

  24. Античная эпиграмма.

  25. Роль вставных новелл в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

  26. Античная трагедия на современной сцене.

  27. Античная комедия на современной сцене.


Критерии оценивания знаний студентов по курсу
«Зачтено» – студент обнаружил знания учебно-программного материала в необходимом объеме, справился с выполнением заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой.

«Не зачтено» – студент обнаружил пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Художественные произведения

Мифология и литература Древней Греции

1. Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

2. Гомер. Илиада. Одиссея.

3. Эзоп. Басни (10-15 по выбору).

4. Архилох. Лирика.

5. Тиртей. Лирика.

6. Солон. Лирика.

7. Алкей. Лирика.

8. Сапфо. Лирика.

9. Анакреонт. Лирика.

10. Пиндар. Лирика.

11. Эсхил. Прометей прикованный.

12. Софокл. Царь Эдип.

13. Еврипид. Медея.

14. Аристофан. Облака.

15. Аристотель. Поэтика.

16.Плутарх. Сравнительные жизнеописания (1-2 пары биографий по выбору).

17. Лонг. Дафнис и Хлоя.

Мифология и литература Древнего Рима

1. Легенды и сказания Древнего Рима (в изложении А.А.Нейхардт) + А.И. Немировский. Легенды Древней Италии и Рима.

2. Плавт. Клад.

3. Лукреций. О природе вещей.

4. Катулл. Лирика.

5. Вергилий. Энеида.

6.Гораций. Эподы (2-3 по выбору). Сатиры (1 по выбору). Оды (8 -10 по выбору). Послание к Писонам (Об искусстве поэзии / Наука поэзии).

7. Овидий. Элегии (2-3 по выбору). Метаморфозы.

8. Петроний. Сатирикон.

9. Марциал. Эпиграммы (10-15 по выбору).

10. Ювенал. Сатиры (2-3 по выбору).

11. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел.

12. А.И. Немировский, А.П. Скогорев. Библейские истории.

или Библейские легенды (в пересказе М. Письменного).

или Вавилонская башня и другие древние легенды (в пересказе К. Чуковского).
Основная литература

  1. Анпеткова-Шарова Г.Г., В.С. Дуров Г.Г. Античная литература. М. СПб, 2008. (Библиотека УлГПУ).

  2. Гиленсон Б.А. Античная литература: 1т. Древняя Греция. М., 2002. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106459).

  3. Гиленсон Б.А. Античная литература: 2т. Древний Рим. М., 2002. (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106460).


Дополнительная литература

  1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989. (Библиотека УлГПУ).

  2. Античная литература / А.Ф. Лосев и др.; под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986. (Библиотека УлГПУ).

  3. Античная литература: Методические указания для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» (в т.ч. со специализацией «Журналистика» и с дополнительными специальностями «Культурология» и «Родной язык и литература») / сост. Н.А. Бражкина. Ульяновск, 2010. (Библиотека УлГПУ).

  4. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988. (Библиотека УлГПУ).


Хрестоматии

        1. Античная литература. Хрестоматия: В 2-х т. Т.1: Греческая литература; Т.2: Римская литература / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева (т. 1); Н.Ф. Дератани, С.П. Кондратьев, Н.А. Тимофеева (т. 2). М., 1965 (Библиотека УлГПУ; Электронный ресурс. – Режим доступа: http:// lib.ru).

2. Античная литература. Греция: Антология: В 2-х ч. / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 2002. (Библиотека УлГПУ).

3. Античная литература. Рим: Хрестоматия / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 2003. (Библиотека УлГПУ).
Модуль 2.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Составитель: Федорова Т.Н.,

кандидат филологических наук, доцент
Цели и задачи изучения курса

Основная цель курса – составить представление о художественном своеобразии и особенностях развития западноевропейской литературы Средних веков и Возрождения, обеспечив на материале курса основу для понимания последующего многовекового культурного процесса.

Задачи курса:

- познакомить с выдающимися произведениями западноевропейской литературы (в пределах основных жанров и крупнейших представителей) и дать их анализ;

- сформировать представления об историко-культурном контексте их зарождения и общих закономерностях и тенденциях развития литературного процесса в эпоху европейских Средневековья и Возрождения;

- раскрыть закономерности развития литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

- раскрыть специфику западноевропейской литературы Средних веков и Возрождения

- раскрыть историческое значение западноевропейской литературы Средних веков и Возрождения и ее влияние на развитие западноевропейской и русской литературы;

- познакомить с исследованиями по проблемам западноевропейской литературы Средних веков и Возрождения и дать их осмысление;

- раскрыть ключевые понятия и термины курса.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен

знать содержание и художественные особенности литературных произведений этапы, закономерности, тенденции историко-литературного процесса; основные термины и понятия;

уметь анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; пользоваться научной и справочной литературой;

владеть навыками анализа художественного текста; творческого применения полученных знаний.

Объем курса и виды учебной работы


Вид учебной работы

Семестр

3

Общая трудоемкость дисциплины

124

аудиторных

12

лекций

12

практических

-

лабораторных



самостоятельная работа

112

Вид итогового контроля

экзамен


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование

раздела курса

Всего

Лекции

Практические занятия

Самост.

работа

1

Введение в курс Средневековой литературы Западной Европы.

1

1




-

2

Литература Раннего Средневековья.

2







2

3

Западноевропейская литература периода Зрелого Средневековья

2







2

4

Героический эпос Зрелого Средневековья.

9

1




8

5

Куртуазная (рыцарская) литература Зрелого Средневековья

9

1




8

6

Городская литература Средневековья.

7

1




6

7

Итальянский Проторенессанс. Творчество Данте Алигьери.

8







8

8

Литература эпохи Возрождения.

6







6

9

Возрождение в Италии.

22

2




20

10

Французская литература эпохи Возрождения.

22

2




20

11

Английская литература эпохи Возрождения.


22

2




20

12

Литература эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.

4







4

13

Испанская литература эпохи Возрождения.


10

2




8



ВСЕГО


124

12

-

112


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента...
Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720. 65...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconТема: оригами «Слоник»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности icon«Алёнушка и Гуси-лебеди»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconТема "Гуси-лебеди"
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconВ подготовительной группе «Спасаем братца»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconКонспект занятия по развитию речи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconУтверждаю: Директор моудод «цдт»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск