Скачать 94.3 Kb.
|
Конспект урока по вышивке Тема урока: «Древние образы в орнаментах русской вышивки». Цели и задачи урока: Обучающие: закрепление знаний о русском костюме, сформировать знания об особенностях и значении русской народной вышивки. Развивающие: способствовать творческому подходу и исследованию народной обрядности и их отражению в традиционном костюме. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся интереса к русскому фольклору, воспитание духовной культуры и уважение к труду русских мастериц. Оборудование: Для учителя: раздаточный материал — изображение комплектов русской одежды, таблица на доске. Динамическая таблица «Древние образы русской вышивки». Презентация № 1 — материал с образцами русских народных вышивок. Презентация № 2 — последовательность выполнения практической работы в графическом редакторе «Paint». Проектор, экран, сетевое окружение. Музыкальное сопровождение: народная музыка. Для учащихся: рабочая тетрадь, предыдущие работы. Компьютер, программное обеспечение «Paint». План: 7. Введение в тему урока. Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служил не только для красоты, наверное, он нес в себе какую-то информацию? Это сегодня нам и предстоит выяснить. Русские вышивки. Какие вещи украшались ими? А главное, зачем и что они означали. 2. Актуализация опорных знаний. Работа в группах. — Какие предметы, вещи, украшены вышивкой? (обращаемся к нагляд ному пособию «русский костюм»). Раздается изображение русских комплектов. — Что вы можете рассказать об изображенной женщине по костюму? Оп ределите где она проживала (географическое расположение), семейное по ложение. Назвать детали костюма. (Использование таблицы). 3. Формирование новых знаний.
Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Рассказ дополняется надписью на доске.( Зачем? – Оберегали) — В середине прошлого столетия еще был жив обряд «чтения узоров». В одном из сел собирались девушки в лучших, сделанными своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре-пять рубах с за- тейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем — сарафан, noверх него — три-четыре нарядных передника. Пришедшие на празднество пара выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя» при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. — Попробуем и мы прочитать узоры. Наши предки крестьяне были издавна земледельцами и такими симво- лами древние крестьяне изображали плодородие Земли. — Попробуйте определить, что могут обозначать эти геометрические элементы, на что они похожи? На доске изображаются геометрические элементы. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ теля жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. — Теперь попробуйте прочитать орнамент в вышивке. Возможно земледелец просил этим орнаментом — «Пусть пойдет дождь» Мы видим своеобразные заклинания в виде образных знаков.(Зачем? -Дополняется надпись на доске.Оберегали,заклинали) — Почему крестьянина так волновало плодородие Земли? Мысли земледельца были проникнуты заботой об уро- жае, от которого завесила жизнь его семьи. Обычно симво- лы земли изображались на подоле рубахи, нижней части одежды. Считалось, что касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы. Открывается динамическая страничка. Но были более сложные вышивки, например северные (рис.1) — Кто изображен на этой вышивке? Стилизованный женский образ с поднятыми руками.
была живым существом. Подобно человеку, на зиму земля засыпала, а с пер- выми лучами солнца возрождалась, пила талые воды, расцветала и родила подобно женщине добрый урожай. — Так как же вы бы назвали этот образ? Земля-кормилица по матерински заботилась о человеке. Этот образ оли- цетворение Матери-земли. Мы соединили воедино два жизнеутверждающих I начала, дающих жизнь всему живому. Открывается динамическая страничка. — Как вы думаете, что означает изображение птиц в вы- шивках? (подсказка в стихах) (рис. 2) Прилетела пава, Села на лаву Распустила перья Для всякого зелья. В русской деревне был веселый древний обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни-веснянки и заклички, зазывая «птиц-ластушек», которые должны были принести в их края весну-красну. С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Верили, что с их прилетом приходит на землю весна: Жавороночки, Перепелушки, Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную. Принесите нам. Рассказ дополняется надписью на доске. Зачем? _________ Оберегали Заклинали Призывали Просили Открывается динамическая страничка. И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг — большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе. Кто изображен на рисунке 3? Мы видим две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы – ладьей) Внимательно вглядимся в эту иллюстрацию — вышивку на полотенце — и увидим, что «ладья» как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны — точь-в-точь как у лошадей, несущихся в одной упряжке.Теперь разглядим растение. Кто хорошо знает русскую вышивку, сразу увидит в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Значит, ясен и смысл узора на полотенце — он говорит о приходе весны, расцвете природы и скором наступлении поры плодородия. На кого похожи эти диковинные звери? Что они могут обозначать? (рис. 4) В центре — подобие фантастического растения, а по бокам от него — могучие звери с когтистыми лапами. Звери как бы пронизаны ярким солнечным светом — даже гривы, уши их золотятся и переливаются шелками. Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? Дальним родственником, прообразом вышитого на подоле льва был крылатый пес Симаргл-Переплут из древнего мифа охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием. Рассказ дополняется надписью на доске Зачем? - добавить сл.охраняли Открывается динамическая страничка. — Рассмотрите образы на вышитом по лотенце (рис. 5). Какое изображение вам уже знакомо? В центре вышивки — величавая женская фигура (уже знакомый нам образ Матери-Земли), которая держит под уздцы двух коней. На них восседают всадники. По жесту рук видно, с каким почтением обращаются они и к небу, и к Матери-Земле. За спинами у всадников — сохи, которыми крестьяне пахали свои нивы. Наступала пора полевых работ и в поле выходили пахари. — Что же тогда означает изображение коней? Когда крестьяне выходят пахать землю? Итак, перед нами зримый образ встречи весны, образ солнца. Открывается динамическая страничка. О цвете в вышивке.
Это наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и Мать-Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. В те древние времена красители делали из природного материала, а нити для вышивки красили соком красных ягод. — Можно ли сказать, что образы в русских вышивках изображены в реа листической манере? — Опишите особенности изображения образов в русской вышивке. Все изображения стилизованны. Формы растений животных геометри- зированны, т.е. состоят из геометрических форм (прямых линий), нет плавных, округлых линий. - Вывод. Итак, вы сегодня познакомились с древними образами использовавшимися русскими мастерицами в вышивках. Вернемся мысленно к началу урока. Нам необходимо было выяснить, зачем и что означали эти орнаменты? (обращаемся к записям на доске и динамической таблице). Так украшения одежды и предметов быта были связаны с обычаями и обрядами русского человека, отражали времена года. В представлениях русских крестьян считалось, что орнаменты оберегают человека. Через узоры они призывали, просили, произносили заклинания и искренне верили, что это им поможет. Да, узоры русской вышивки тесно связаны с каждодневными заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Девушки вышивали их, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда! Подготовка к практической части. — Ребята, вы догадались, с чем будет связано сегодня практическое задание?
— Посмотрите, как я выполняла это задание. Показ последовательности изображения. 1. Создать рисунок элементов орнамента, используя инструмент «Линия», «Заливка».
Практическая часть. Выполнить эскиз орнамента, используя знания о древних образах в русской вышивке. Задание выполняется на компьютере с помощью программного продукта «Paint». В конце работы нужно сохранить свой рисунок в папке с соответствующем номером задания. Затем проводится выставка эскизов учащихся с помощью сетевого окружения. Памятка учащимся. «Файл -> сохранить как -> выбрать «сетевое окружение» -^ Full на сервер -> папка «Информатика» -> пака «вышивка» -> папка «Задание № » Задание № 1 Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему «Пошлите небеса дождь!» Задание № 2 Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему «Приди весна!» Задание № 3 Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние обраэы на тему «Мать-Земля, дай нам щедрый урожай». Задание № 4 Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образ* на тему «Свети солнце!» Анализ компьютерных рисунков. В конце урока учащиеся выбирают наиболее удачные эскизы и оценивают я Домашнее задание. Завершить прошлый рисунок по теме «Праздничный народный костюм» изобразив узоры вышивки на деталях одежды. Литература Юный художник. № 3, 1985 год/ Г. Дурасов, Фото: Е. Грошникова, Ю. Робиноаа. Web-page: http://dress.sage-way.info/ — Статьи по истории костюма. |
Конспект урока Тема: «Татарская народная вышивка» Цели урока: Дать основные сведения по татарской народной вышивке (введение ив тему, дальнейшее изучение которой в основном приходится... | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | Конспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая... | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Тема: «Ткачихи-рукодельницы» Цели урока: Дать основные сведения по татарской народной вышивке (введение ив тему, дальнейшее изучение которой в основном приходится... | ||
Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | ||
Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | ||
Тема: «Государство хунну в Центральной Азии» Цели урока: Дать основные сведения по татарской народной вышивке (введение ив тему, дальнейшее изучение которой в основном приходится... | Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях |