Тема: «Ткачихи-рукодельницы»





Скачать 42.21 Kb.
НазваниеТема: «Ткачихи-рукодельницы»
Дата публикации12.10.2013
Размер42.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
«Истоки», 2 класс

Раздел: «Труд земной»

Тема: «Ткачихи-рукодельницы»

Голубева Елена Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ Глебовская ООШ Судиславского района Костромской области
Цель урока: познакомить с трудом ткачихи-рукодельницы, показать ее внутреннюю красоту .
Задачи урока:

  1. Воспитание уважения к прошлому своего народа.

  2. Развитие навыка совместной деятельности.

  3. Воспитание трудолюбия, терпения.


Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; прялка с пряжей; таблицы с изображением старинной одежды; запись русской народной песни.
Ход урока:

I. Присоединение детей к теме урока

Гостья-пряха сидит за прялкой, прядет и поет свою песню:

Прядись скорей, мой чистый лен,

Прядись поскорее!

Спеши, моё кленовое,

Спеши, моё веретенце!

Пора мне наткать полотна!

Пора мне шить для милого

В дары полотенце!)
Труд, мастерство прях и ткачих-рукодельниц — тема нашего урока.

Сегодня на уроке обратимся к их труду, таланту и мысленно побудем на месте замечательных ткачих-рукодельниц.
II. Основная часть

— Прясть, ткать. Что же это за занятия такие? Найдем ответ в учебнике.

Чтение отрывка: с. 60—61.

— Что значит пряли?

— Поэтому девочек, девушек, женщин, которые пряли, называли пряхами.

— Что напряли, то и наткали. Что значит наткать полотна?

— Поэтому тех, кто ткал, т.е. изготавливал ткань, называли ткачихами.

— В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было избы без прялки и ткацкого станка.

Рассмотрим прялку, которая есть в нашем классе. Она украшена резьбой. Но прялки украшали не только резьбой, но и росписью.

— Рассмотрите таблицы с изображением прялок.

— Расскажите об узорах на этих прялках.


Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Такие вечера назывались беседами и посиделками.

— Кому из вас приходилось наблюдать за работой пряхи?

— Как вы думаете, легко ли вытягивать ниточку?

— Хотите попробовать?

Наша гостья-пряха нам в этом поможет. Вы будете учиться тянуть ниточку и слушать русскую народную песню. (Звучит русская народная песня)

— Все попробовали?

— Трудно было?

— Какая ниточка получилась у вас?

— А у самой пряхи?
III. Тренинг. «Какой должна быть пряха?»

Задание. Выберите и подчеркните те качества характера, которыми должна обладать пряха:


трудолюбивая

непоседливая

cтарательная

ленивая

торопливая

аккуратная

терпивая

ловкая


Дети работают самостоятельно, затем доказывают свой выбор.

— Почему эти качества выбрали?
IV. Если при прядении можно было отвлечься, то ткачество требовало внимания и сноровки. Ткачиху старались без причины не тревожить. Ткачихи работали за ткацкими станками.

Мы с вами были на экскурсии в нашем школьном музее и видели там ткацкий станок. Давайте еще раз рассмотрим иллюстрацию этого станка.

Из ниток на ткацком станке ткали ткань. И вот что получалось. Это льняная ткань. Какого она цвета?

— А чтобы она стала белой, ее отбеливали. Клали зимой на снег, на солнышко.

— Прядением и ткачеством женщины занимались почти пять месяцев в году — с ноября по март.
V. Из полученной ткани шились наряды.

(Чтение отрывка на с. 62, рассматривание таблиц народной одежды)

— Вот так выглядела повседневная и праздничная народная одежда, которую могли носить ваши прабабушки и прадедушки.

Посмотрите на их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с красных закатов и поместили их на одежду. Все в этих нарядах напоминает о красоте родной земли.

(Рассматривание рисунков в тетради, с. 14)

Основой женского костюма была рубаха, поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Носили и передники.

Интересными были головные уборы. Девушки могли ходить с непокрытой головой. Замужние женщины должны били прятать свои волосы, т.е. покрывать их головными уборами.
VI. Мастерство прях и ткачих продолжает жить. В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик вместо умелых женских рук прядут и ткут машины. За ними наблюдают прядильщицы и ткачихи. Теперь они одевают всю страну.

Рассмотрите таблицы «В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик».

— Незаметный труд пряхи и ткачихи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Был весьма важен практический результат — девушка должна была наткать себе приданое, женщина — одеть семью.
VII. Рефлексия

Ресурсный круг. «Ткачихи-рукодельницы»

— Чему учит человека труд пряхи и ткачихи?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: ммп, фотографии-слайды ремесленных изделий современной Чувашии, презентация «Юные рукодельницы», учебный диск «Человек....
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» icon1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве....
Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема: «Ткачихи-рукодельницы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск