Скачать 42.21 Kb.
|
«Истоки», 2 класс Раздел: «Труд земной» Тема: «Ткачихи-рукодельницы» Голубева Елена Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ Глебовская ООШ Судиславского района Костромской области Цель урока: познакомить с трудом ткачихи-рукодельницы, показать ее внутреннюю красоту . Задачи урока:
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; прялка с пряжей; таблицы с изображением старинной одежды; запись русской народной песни. Ход урока: I. Присоединение детей к теме урока Гостья-пряха сидит за прялкой, прядет и поет свою песню: Прядись скорей, мой чистый лен, Прядись поскорее! Спеши, моё кленовое, Спеши, моё веретенце! Пора мне наткать полотна! Пора мне шить для милого В дары полотенце!) Труд, мастерство прях и ткачих-рукодельниц — тема нашего урока. Сегодня на уроке обратимся к их труду, таланту и мысленно побудем на месте замечательных ткачих-рукодельниц. II. Основная часть — Прясть, ткать. Что же это за занятия такие? Найдем ответ в учебнике. Чтение отрывка: с. 60—61. — Что значит пряли? — Поэтому девочек, девушек, женщин, которые пряли, называли пряхами. — Что напряли, то и наткали. Что значит наткать полотна? — Поэтому тех, кто ткал, т.е. изготавливал ткань, называли ткачихами. — В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было избы без прялки и ткацкого станка. Рассмотрим прялку, которая есть в нашем классе. Она украшена резьбой. Но прялки украшали не только резьбой, но и росписью. — Рассмотрите таблицы с изображением прялок. — Расскажите об узорах на этих прялках. Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Такие вечера назывались беседами и посиделками. — Кому из вас приходилось наблюдать за работой пряхи? — Как вы думаете, легко ли вытягивать ниточку? — Хотите попробовать? Наша гостья-пряха нам в этом поможет. Вы будете учиться тянуть ниточку и слушать русскую народную песню. (Звучит русская народная песня) — Все попробовали? — Трудно было? — Какая ниточка получилась у вас? — А у самой пряхи? III. Тренинг. «Какой должна быть пряха?» Задание. Выберите и подчеркните те качества характера, которыми должна обладать пряха: трудолюбивая непоседливая cтарательная ленивая торопливая аккуратная терпивая ловкая Дети работают самостоятельно, затем доказывают свой выбор. — Почему эти качества выбрали? IV. Если при прядении можно было отвлечься, то ткачество требовало внимания и сноровки. Ткачиху старались без причины не тревожить. Ткачихи работали за ткацкими станками. Мы с вами были на экскурсии в нашем школьном музее и видели там ткацкий станок. Давайте еще раз рассмотрим иллюстрацию этого станка. Из ниток на ткацком станке ткали ткань. И вот что получалось. Это льняная ткань. Какого она цвета? — А чтобы она стала белой, ее отбеливали. Клали зимой на снег, на солнышко. — Прядением и ткачеством женщины занимались почти пять месяцев в году — с ноября по март. V. Из полученной ткани шились наряды. (Чтение отрывка на с. 62, рассматривание таблиц народной одежды) — Вот так выглядела повседневная и праздничная народная одежда, которую могли носить ваши прабабушки и прадедушки. Посмотрите на их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с красных закатов и поместили их на одежду. Все в этих нарядах напоминает о красоте родной земли. (Рассматривание рисунков в тетради, с. 14) Основой женского костюма была рубаха, поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Носили и передники. Интересными были головные уборы. Девушки могли ходить с непокрытой головой. Замужние женщины должны били прятать свои волосы, т.е. покрывать их головными уборами. VI. Мастерство прях и ткачих продолжает жить. В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик вместо умелых женских рук прядут и ткут машины. За ними наблюдают прядильщицы и ткачихи. Теперь они одевают всю страну. Рассмотрите таблицы «В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик». — Незаметный труд пряхи и ткачихи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Был весьма важен практический результат — девушка должна была наткать себе приданое, женщина — одеть семью. VII. Рефлексия Ресурсный круг. «Ткачихи-рукодельницы» — Чему учит человека труд пряхи и ткачихи? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: ммп, фотографии-слайды ремесленных изделий современной Чувашии, презентация «Юные рукодельницы», учебный диск «Человек.... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,... | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
Методические указания для проведения практических занятий Тема Основы... Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности | Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Реферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат) Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,... | ||
Тема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи | Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве.... Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема... |