Скачать 43.61 Kb.
|
План-конспект урока Тема: «Татарская народная вышивка» Цели урока: 1.Дать основные сведения по татарской народной вышивке (введение ив тему, дальнейшее изучение которой в основном приходится на 20ой год обучения). 2. Богатая палитра татарской народной вышивки. Расширение кругозора о цветовой гамме. 3. Тамбурная вышивка. 4. Практическая работа-изготовление образца «Тамбурный шов». 5. Подготовка рабочего материала к следующему уроку. Оборудование: Мулине различной цветовой гаммы, иглы для вышивания, маленькие ножницы, ткань хлопчатобумажная. Таблицы: «Простейшие виды швов» Альбом «Простейшие виды швов» Эскизы с узорами, используемые для вышивания тамбурным швом. Ход занятия: 1.Организационная часть (Посещаемость, инструктаж по технике безопасности, дежурство). 2.Беседа. 3.Практическая работа . В бытовом ансамбле татарского жилища значительное место занимали вышитые изделия. Старинные образцы их выделяются богатством орнамента и безупречной техникой выполнения. Они свидетельствуют об исключительном мастерстве и замечательном художественном вкусе татарских мастериц. Материалом для изготовления изделий служили различные ткани: самотканые и покупные, шелк парча. Популярные были голубые, синие, фисташковые, золотисто-желтые, бежевые, фиолетовые реже малиновые и красные ткани. Наиболее широкое распространение казанских татарок получает тамбурная вышивка, для которой применялись в основном шелковые крученны нити. Однако для особо богатых вышивок использовались также металлические нити, реже шерстяные, а с конца XIX в. стали применять покупной гарус, который служил для заполнения цветочных мотивов. До второй половины XIX века вышивали иглой. Вышитые поверхности изделий были сравнительно небольшие. Это - концы полотенец, небольшие покрывала для подушек, салфетки, свадебные онучи, намазлыки. Тамбурный шов образуется из ряда стежков, по характеру которых различают тамбур низкий (илмэ), щитый крупными стежками и тамбур высокий – шитый мелкими стежками, создающие впечатление рельефного нашитого шнурка (куперткэн элме). В последнем случае использовались толстые нити из крученного шелка. Тамбурная вышивка связана с так называемыми свободными швами. Ими вышивался контур и заполнялась поверхность мотивов. Вышивали обычно по предварительно нанесенному на ткань рисунку. Однако многие опытные мастерицы вышивали «на глаз», без каких либо наметок. Большинство вышивальщиц копировали старинные образцы, вводя те или иные небольшие изменения, исходившие из их вкусов, представлений. Вышитые узоры, судя по сохранившимся образцам XIX века, в преобладающем большинстве состоят из разнообразных цветочно-растительных мотивов. Красивой вышивкой отличались татарские полотенца. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца вместе с татарской узорной обувью и золотошвейными головными уборами славились далеко за пределами края. Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золотисто-серебряными нитями. И те и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники «свободно рисовать иглой» Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. При всей тонкости узор этих вышивок необычайно плотен. Слагаемые мотивы переплетаются в столь художественном беспорядке, что уловить ритм узора часто не представляется возможным. В некоторых полотенцах золотые нити сочетаются с редкими вкраплениями цветного шелка неярких тонов, которыми производится (очень умеренно) заполнение отдельных деталей орнамента, основная или дополнительная обводка элементов Намызлыки - небольшой коврик на котором бабушки читают молитву(кстати брать коврик можно было только чистыми руками), также украшался тамбурной вышивкой. Элементы женского костюма были оформлены вышивкой с использованием тамбурного шва. Итак, ребята мы ознакомились с вами с тамбурным шитьем татарской вышивки. Небольшой тамбурный шов может не только дать легкое украшение вещам, но и создать целые мотивы, которые на протяжении многих веков передают нам красоту, которые запечатлели прекрасные вышивальщицы. Техника выполнения тамбурного шва – тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нить уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу введите в ткань в середине первой петли, в точку из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывайте иглу на 4 – 5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка. Тамбурный шов можно выполнить в виде зигзагообразной полосы. В этом шве стежки по изнанки и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочередно то влево, то вправо от средней линии шва. Прежде чем приступить к выполнению изготовления образца на ткани, потренируемся выполнять данный вид шва на кусочках из картона, на которых предварительно были нарисованы линии и сделаны отверстия с равными промежутками. Такая работа позволит лучше освоить технику выполнения данного шва. Перерыв. Практическая работа «Изготовление образца» Технологическая карта.
|
Конспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Конспект урока Тема: Русская народная сказка Снегурочка ... | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе тема: «число глаголов» Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | Конспект урока в 1 классе по окружающему миру Тема: Народные сказки Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из... | ||
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие. Вышивка (10 часов) | Конспект урока по физической культуре. Тема: «Нижняя прямая подача... Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Вышивка и поделки из атласных лент, возрождающийся вид декоративно-прикладного творчества | Конспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка... | Тема урока : "Вышивка бисером" России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе... | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | ||
Тема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка) Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок» | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Тема урока Кол Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние,... |