«Три склонения имён существительных»





Название«Три склонения имён существительных»
Дата публикации14.10.2013
Размер89.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Отдел образования администрации

Железнодорожного района города Гомеля
Государственное учреждение образования

«Средняя образовательная школа № 57 г. Гомеля»

План-конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Три склонения имён существительных»
Учитель-дефектолог

Карчевская Л. М.

Гомель 2012

Тема урока: Три склонения имён существительных

Тип урока: Исследовательская лаборатория

Цели урока:

  • познакомить с тремя типами склонения имён существительных;

  • дать понятие о начальной форме имени существительного;

  • учить различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения;

  • развивать исследовательские способности, логическое мышление;

  • воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей, внимательность.


Оборудование:

  • Мультимедийная установка

  • Мультимедийное сопровождение к уроку

  • Таблица

  • Иллюстрации на тему «Осень»

  • Веера 1-го, 2-го, 3-го склонения; падежей

  • Карточки для индивидуальной работы

  • Памятка

  • Учебник русского языка



Ход урока:
I. Организационный момент

-Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах сказал: «Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала свое пламя собственным горючим материалом».

-Надеюсь, что сегодня на уроке помогу разжечь вашу любознательность новыми знаниями, новыми открытиями. А дальше вы будете сами поддерживать её сами.

Будьте внимательны и наблюдательны на уроке!!!

Загадка.

-А сейчас послушайте и отгадайте загадку.

Слайд 1.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Д. Осенью.
-Мы сегодня с вами будем говорить об осени.

-О какой осени говорится в загадке?

-Назовите месяцы осени.

-Что происходит с деревьями осенью?

Д. Опадают листья.
II. Чистописание

ЛлЛ лЛл ЛллЛ лЛЛл …

-Какое соединение будет следующим? Запишите соединения букв.

-Прочитайте слова:

листок лист листопад

-Какие это слова?

Д. Однокоренные.
-Чем интересно последнее слово?

Д. Два корня.
-Запишите слова, начиная от самого маленького. Какое слово является проверочным?
-Запишите с комментированием предложение.

Лёгкий осенний ветерок срывает листочки с деревьев.
-Укажите части речи. Обозначьте падежи имён существительных.

-Как отличить И.п. от В.п.?

- А сейчас прочитайте предложение.

Слайд 2.

Листья летят иволгами по ветру, несутся куницами по тропинке, прыгают белками по сирени.


-Объясните постановку запятых. Укажите падеж выделенных имён существительных. Назовите у них окончания.

Д. Д.п. –е, -и.
-Почему в указанных словах в одном и том же падеже разные окончания?

-К решению этой проблемы вернёмся после изучения нового материала.
-Ребята, тему сегодняшнего урока вы должны будете вывести сами.

-Сегодня мы будем развивать исследовательские способности. Вспомним написание многих словарных слов. Узнаем, что нужно знать, чтобы правильно писать окончания имён существительных. А поможет нам в этом ум, смекалка и внимательность.
III. Словарная работа

1.Введение нового слова.

Игра «Узнай по описанию»:

Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки со стеклянными стенками, в которой помещается источник света.

Д. Фонарь.
2. Работа над звуковым образом слова

Ф..нарь

(дети проговаривают хором орфоэпически, ставят ударение, определяют «опасное» место).

3. Записывают слово, подбирают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения (устно) с этим словом.

Фонарь, фонарик, фонарный (столб, фонарное освещение).

Уличный фонарь, электрический фонарь, карманный фонарик.

-Какое ещё значение имеет это слово?

Д. Фонарь под глазом. (Переносное значение).
4. Просклоняем слово фонарь (1уч. у доски склоняет)
V. Повторение пройденного

-Прежде чем заняться новым открытием вы должны получить «пропуск» в исследовательскую лабораторию.

1. Самостоятельная работа по карточке №1

-Ребята, мы знаем, что осень дарила подарки деревьям, полям, лесам, людям. Об этом мы говорили на коррекционных занятиях. Сейчас вы вспомните, что она подарила нам, прочитав словарные слова на карточке №1 (Приложение 1).

Слайд 3.

Карточка 1

-Вы должны будете вставить пропущенные буквы и просклонять существительные, дописав окончания.

Сам. работа по карточке №1
Один ученик выполняет индивидуальное задание:

-Составить опросник по теме «Имя существительное».

Проверка сам. работы.

Слайд 4.

Карточка 1


2. Повторение знаний по теме «Имя существительное».

Игра «Учитель-ученик» (проверка индивидуального задания).
3. Игра «Узнай падеж»:

-Называю вопрос, вспомогательное слово или предлоги, дети определяют падеж и показывают на веере.

А) кому? В) без предлога не употребляется

Б) нет г) подлежащим

В) «щедрый» падеж д) два предлога

-Вы прошли все испытания и проходите в исследовательскую лабораторию.
VI. Физминутка для глаз
VII. Работа по теме «Исследовательская лаборатория»

  1. Работа по таблице

Таблица (Приложение 2).

Слайд 5.

Таблица



Слайд 5, далее
-Определите род всех существительных (указываем над словами сверху род).
-Назовите сущ. ж.р. Одинаковы ли у них окончания в И. п.?

Д. а, - я ; и с мягким знаком на конце.
-Сравните окончания сущ. во всех остальных падежах.

-Какой можно сделать вывод о склонении имён существительных женского рода?

Д. Склоняются неодинаково.
- Отделим существительное морковь от всех остальных существительных.

Слайд 5, далее


-Теперь назовите окончания существительных м. р. в И.п.

-Сравните, как они склоняются.

-На какие 2 группы можно их разделить?

Д. 1гр. с окончаниями –а.-я 2гр. с нулевым окончанием

папа, дядя помидор, фонарь
-Разделю вертикальной линией эти слова.

Слайд 5, далее


-А теперь сравните существительные среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием во всех падежах.

Д. Существительные среднего рода склоняются так же, как и сущ. м. р. с нулевым окончанием.
-Что вы заметили? На сколько групп мы разделили все существительные?

Д. На три.

-Какие сущ. в 1гр.? во 2 гр.? в 3 гр.?
-Пропустим в тетради одну строку и сделаем запись:

ж.р. м. р. м. р. ср. р. ж. р.

-а, -я -, -о, -е - (с ь на конце)
-Почему сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями –а. –я объединили в одну группу?

Д. Дети сравнивают окончания и доказывают, что склоняются одинаково.
- И назовём их сущ. 1-го склонения и запишем сверху 1-е скл.

Слайд 5, далее


-Почему сущ. м.р., которые оканчиваются на согласный и сущ. ср. р. можно объединить в одну группу?

Д. Склоняются одинаково.

-Это сущ. 2-го скл.

Слайд 5, далее


-А сущ. ж. р. с ь на конце в какую группу отнесём?

Д. 3- склонение.

Слайд 5, далее


Обобщение

-Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3 –му склонению?

Слайд 6.

1-е, 2-е, 3-е склонение


Приведите примеры слов (можно из словаря).

-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

Д. Род и окончание сущ. в И. п.
-И.п. имён существительных - это начальная форма существительных.

-Так какая тема нашего урока?

Д. Три склонения имён существительных.

Слайд 7.

Тема: «Три склонения имен существительных»


2.Работа по учебнику

-А теперь сравним свой вывод с правилом на с. 95.

-Вы сделали правильные выводы. Открытие состоялось! Спасибо!
VIII. Физминутка

Станьте в круг. Я буду называть сущ., ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я - приседают девочки;

если назову сущ. м.р. с нулевым окончанием или ср. р. с окончаниями -о,-е - приседают мальчики;

а когда назову сущ. ж.р. с мягким знаком на конце,

все хлопают в ладоши.
IX. Закрепление изученного

1.Составление памятки

-Что нужно делать, чтобы определить склонение имени существительного?

Памятка (Приложение 1).

Слайд 8.

1. Найти существительное и поставить в н. ф. (И.п. ед. ч.)

2. Определить род.

3. Выделить окончание.

4. По роду и окончанию определить склонение.

-Для чего нужно уметь определять склонение имён существительных?
2.Упражнение на распознавание типа склонения имён существительных. Фронтальная работа.

-Записать слова под диктовку, указать склонение существительных (дети объясняют по одному существительному).

Берёза, тетрадь, арбуз, пальто, Миша.
3. Самостоятельная работа

Работа по карточкам №2 (Приложение 1).

Слайд 9.

Карточка 2.

-Укажите склонение имён существительных.

Проверка с веерами: 1скл., 2 скл., 3 скл.
-Что можно сказать о словах второго столбика? (на тему «Осень»)

-Составьте с этими словами 4 - 5 предложений на тему «Последние дары осени». (устно)
4. Творческая работа

Составление рассказа на тему «Осень»

-В своём рассказе можете использовать:

  • слова из карточки №2;

  • картинки осени

Слайд 10.

Картинки осени

  • карточки – помощницы (Приложение 3).


2 – 3 ученика зачитывают свои сочинения на оценку.
X. Подведение итогов урока

- А теперь вернёмся к решению той задачи, которая была поставлена в начале урока: почему в слове по тропинке - окончание –е, а в слове по сирени –и?

Д. 1скл. Д.п. – е; 2скл. Д.п. – и.

-Значит, с какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать склонение существительных?

Д. Чтобы правильно написать окончания существительных. Падеж может быть один и тот же, а окончания нужно писать разные.
XI. Домашнее задание

стр.96 упр. 153
XII. Рефлексия

Закончите предложения:

Слайд 11.

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился определять склонение …

Себя я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…


-Спасибо вам, ребята, за активную работу!

Слайд 12.

Спасибо за активную работу!!!





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Три склонения имён существительных» iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
«Три склонения имён существительных» iconКонспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”
«Три склонения имён существительных» iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
«Три склонения имён существительных» iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
«Три склонения имён существительных» iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
«Три склонения имён существительных» iconУрок по теме «Три склонения имен существительных»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Три склонения имён существительных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,...
«Три склонения имён существительных» iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
«Три склонения имён существительных» iconПравописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа
Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного...
«Три склонения имён существительных» iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
«Три склонения имён существительных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таблица «Три склонения имён существительных» компьютерный практикум для начальной школы раздаточный материал
«Три склонения имён существительных» iconУчебника В. Бунеев Тема : Три склонения имен существительных
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями по фонетическому разбору, карточки со смайликами, сигнальные карточки с 1,...
«Три склонения имён существительных» iconСинтез полиядерных азолсодержащих систем 02. 00. 03-Органическая химия
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
«Три склонения имён существительных» iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных
«Три склонения имён существительных» iconПресс-релиз об итогах работы Комитета комиссии «Кодекс Алиментариус» по загрязняющим веществам
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
«Три склонения имён существительных» iconУрока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях...
Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск