Скачать 89.1 Kb.
|
Отдел образования администрации Железнодорожного района города Гомеля Государственное учреждение образования «Средняя образовательная школа № 57 г. Гомеля» План-конспект урока русского языка в 4 классе Тема: «Три склонения имён существительных» Учитель-дефектолог Карчевская Л. М. Гомель 2012 Тема урока: Три склонения имён существительных Тип урока: Исследовательская лаборатория Цели урока:
Оборудование:
Ход урока: I. Организационный момент -Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах сказал: «Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала свое пламя собственным горючим материалом». -Надеюсь, что сегодня на уроке помогу разжечь вашу любознательность новыми знаниями, новыми открытиями. А дальше вы будете сами поддерживать её сами. Будьте внимательны и наблюдательны на уроке!!! Загадка. -А сейчас послушайте и отгадайте загадку. Слайд 1.
Д. Осенью. -Мы сегодня с вами будем говорить об осени. -О какой осени говорится в загадке? -Назовите месяцы осени. -Что происходит с деревьями осенью? Д. Опадают листья. II. Чистописание ЛлЛ лЛл ЛллЛ лЛЛл … -Какое соединение будет следующим? Запишите соединения букв. -Прочитайте слова: листок лист листопад -Какие это слова? Д. Однокоренные. -Чем интересно последнее слово? Д. Два корня. -Запишите слова, начиная от самого маленького. Какое слово является проверочным? -Запишите с комментированием предложение. Лёгкий осенний ветерок срывает листочки с деревьев. -Укажите части речи. Обозначьте падежи имён существительных. -Как отличить И.п. от В.п.? - А сейчас прочитайте предложение. Слайд 2.
-Объясните постановку запятых. Укажите падеж выделенных имён существительных. Назовите у них окончания. Д. Д.п. –е, -и. -Почему в указанных словах в одном и том же падеже разные окончания? -К решению этой проблемы вернёмся после изучения нового материала. -Ребята, тему сегодняшнего урока вы должны будете вывести сами. -Сегодня мы будем развивать исследовательские способности. Вспомним написание многих словарных слов. Узнаем, что нужно знать, чтобы правильно писать окончания имён существительных. А поможет нам в этом ум, смекалка и внимательность. III. Словарная работа 1.Введение нового слова. Игра «Узнай по описанию»: Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки со стеклянными стенками, в которой помещается источник света. Д. Фонарь. 2. Работа над звуковым образом слова Ф..нарь (дети проговаривают хором орфоэпически, ставят ударение, определяют «опасное» место). 3. Записывают слово, подбирают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения (устно) с этим словом. Фонарь, фонарик, фонарный (столб, фонарное освещение). Уличный фонарь, электрический фонарь, карманный фонарик. -Какое ещё значение имеет это слово? Д. Фонарь под глазом. (Переносное значение). 4. Просклоняем слово фонарь (1уч. у доски склоняет) V. Повторение пройденного -Прежде чем заняться новым открытием вы должны получить «пропуск» в исследовательскую лабораторию. 1. Самостоятельная работа по карточке №1 -Ребята, мы знаем, что осень дарила подарки деревьям, полям, лесам, людям. Об этом мы говорили на коррекционных занятиях. Сейчас вы вспомните, что она подарила нам, прочитав словарные слова на карточке №1 (Приложение 1). Слайд 3.
-Вы должны будете вставить пропущенные буквы и просклонять существительные, дописав окончания. Сам. работа по карточке №1 Один ученик выполняет индивидуальное задание: -Составить опросник по теме «Имя существительное». Проверка сам. работы. Слайд 4.
2. Повторение знаний по теме «Имя существительное». Игра «Учитель-ученик» (проверка индивидуального задания). 3. Игра «Узнай падеж»: -Называю вопрос, вспомогательное слово или предлоги, дети определяют падеж и показывают на веере. А) кому? В) без предлога не употребляется Б) нет г) подлежащим В) «щедрый» падеж д) два предлога -Вы прошли все испытания и проходите в исследовательскую лабораторию. VI. Физминутка для глаз VII. Работа по теме «Исследовательская лаборатория»
Таблица (Приложение 2). Слайд 5.
-Назовите сущ. ж.р. Одинаковы ли у них окончания в И. п.? Д. а, - я ; и с мягким знаком на конце. -Сравните окончания сущ. во всех остальных падежах. -Какой можно сделать вывод о склонении имён существительных женского рода? Д. Склоняются неодинаково. - Отделим существительное морковь от всех остальных существительных.
-Теперь назовите окончания существительных м. р. в И.п. -Сравните, как они склоняются. -На какие 2 группы можно их разделить? Д. 1гр. с окончаниями –а.-я 2гр. с нулевым окончанием папа, дядя помидор, фонарь -Разделю вертикальной линией эти слова.
-А теперь сравните существительные среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием во всех падежах. Д. Существительные среднего рода склоняются так же, как и сущ. м. р. с нулевым окончанием. -Что вы заметили? На сколько групп мы разделили все существительные? Д. На три. -Какие сущ. в 1гр.? во 2 гр.? в 3 гр.? -Пропустим в тетради одну строку и сделаем запись: ж.р. м. р. м. р. ср. р. ж. р. -а, -я -, -о, -е - (с ь на конце) -Почему сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями –а. –я объединили в одну группу? Д. Дети сравнивают окончания и доказывают, что склоняются одинаково. - И назовём их сущ. 1-го склонения и запишем сверху 1-е скл.
-Почему сущ. м.р., которые оканчиваются на согласный и сущ. ср. р. можно объединить в одну группу? Д. Склоняются одинаково. -Это сущ. 2-го скл.
-А сущ. ж. р. с ь на конце в какую группу отнесём? Д. 3- склонение.
Обобщение -Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3 –му склонению? Слайд 6.
Приведите примеры слов (можно из словаря). -Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное? Д. Род и окончание сущ. в И. п. -И.п. имён существительных - это начальная форма существительных. -Так какая тема нашего урока? Д. Три склонения имён существительных. Слайд 7.
2.Работа по учебнику -А теперь сравним свой вывод с правилом на с. 95. -Вы сделали правильные выводы. Открытие состоялось! Спасибо! VIII. Физминутка Станьте в круг. Я буду называть сущ., ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я - приседают девочки; если назову сущ. м.р. с нулевым окончанием или ср. р. с окончаниями -о,-е - приседают мальчики; а когда назову сущ. ж.р. с мягким знаком на конце, все хлопают в ладоши. IX. Закрепление изученного 1.Составление памятки -Что нужно делать, чтобы определить склонение имени существительного? Памятка (Приложение 1). Слайд 8.
-Для чего нужно уметь определять склонение имён существительных? 2.Упражнение на распознавание типа склонения имён существительных. Фронтальная работа. -Записать слова под диктовку, указать склонение существительных (дети объясняют по одному существительному). Берёза, тетрадь, арбуз, пальто, Миша. 3. Самостоятельная работа Работа по карточкам №2 (Приложение 1). Слайд 9.
-Укажите склонение имён существительных. Проверка с веерами: 1скл., 2 скл., 3 скл. -Что можно сказать о словах второго столбика? (на тему «Осень») -Составьте с этими словами 4 - 5 предложений на тему «Последние дары осени». (устно) 4. Творческая работа Составление рассказа на тему «Осень» -В своём рассказе можете использовать:
Слайд 10.
2 – 3 ученика зачитывают свои сочинения на оценку. X. Подведение итогов урока - А теперь вернёмся к решению той задачи, которая была поставлена в начале урока: почему в слове по тропинке - окончание –е, а в слове по сирени –и? Д. 1скл. Д.п. – е; 2скл. Д.п. – и. -Значит, с какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать склонение существительных? Д. Чтобы правильно написать окончания существительных. Падеж может быть один и тот же, а окончания нужно писать разные. XI. Домашнее задание стр.96 упр. 153 XII. Рефлексия Закончите предложения: Слайд 11.
-Спасибо вам, ребята, за активную работу! Слайд 12.
|
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных" Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных” | ||
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | ||
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных... Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных... | Урок по теме «Три склонения имен существительных» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,... | Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | ||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного... | Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Таблица «Три склонения имён существительных» компьютерный практикум для начальной школы раздаточный материал | Учебника В. Бунеев Тема : Три склонения имен существительных Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями по фонетическому разбору, карточки со смайликами, сигнальные карточки с 1,... | ||
Синтез полиядерных азолсодержащих систем 02. 00. 03-Органическая химия Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся... | Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения» Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных | ||
Пресс-релиз об итогах работы Комитета комиссии «Кодекс Алиментариус» по загрязняющим веществам Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся... | Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях... Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания |