ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Поэма А.А.Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Беляева Ольга Федоровна
|
| Место работы
| МОАУ СОШ №2 С.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район
|
| Должность
| Учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| Литература
|
| Класс
| 11
|
| Тема и номер урока в теме
| Творчество А.А.Блока, 5-6 урок.
|
| Базовый учебник
| Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов,А.М.Турков и др.; Сост. Е.И.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. «Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений».
|
Цель и задачи урока
Цель: изучение поэмы А.А.Блока «Двенадцать»
Задачи:
- обучающие: прочитать поэму, проследить за отражением в ней эпохи революции;
-развивающие: развивать навыки анализа текста;
-воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к творчеству русских поэтов.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: чтение произведения, беседа, практикум.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интернет, портрет поэта, иллюстрация к поэме работы Ю.Анненкова; плакат-схема к IX главе поэмы.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Проверка домашнего задания.
| http://fcior.edu.ru/card/15793/a-blok-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html
| 1) Расскажите об отношении Блока к России, о том, что значила родина в его человеческой и писательской судьбе.
2)Можно ли считать Блока поэтом-гражданином? Обоснуйте точку зрения, используя в ответе фрагменты произведений.
| 1)Чтение, подготовленных дома докладов об отношении Блока к России, о значении родины в судьбе поэта.
2)Работа с произведениями А.А.Блока.
|
| 2
| Слово учителя.
|
| Россия в судьбе и творчестве А.А.Блока — это совершенно особая тема, по значимости не сопоставимая ни с чем. Именно Россия стала главной болью и главным счастьем поэта. Обостренное внимание к ее судьбе было тем, что определило отношение Блока к революции. Поэт-романтик, поэт-символист, он увидел в ней могучую стихию, которая принесет свободу и родной стране и, и ее народу.Всегда чутко прислушивавшийся к стихии, Блок и в этот раз остался верен себе — революция влекла к себе непреодалимо. Однако ошибались те, кто зачислил поэта в апологеты революции. Запись от 18 января 1918 года в знаменитой 56-й записной книжке поэта, пожалуй, точнее всего передает тот взгляд на мир, который был характерен для Блока периода зимы 1917-1918 годов: «Рабочие сами для себя работают кое-как и жулят. И эту правду пойми». Авторский курсив ярче всего показывает позицию поэта: не апология, не анафема, а понимание. Как человек понимает окружающую его жизнь, какие пути он для этого находит — здесь Блок никому не указчик. Сам он будучи поэтом, делает это единственно возможным для себя способом — через стихи. Но оказывается, что произошедшее столь огромно и многолико, что требуется нечто большее, чем стихи... И поэтому появляется «Двенадцать».
| Учащиеся слушают, просматривают слайд: «Материалы из 56-й записной книжки», из которого узнают об истории создания произведения.
|
| 3
| Аналитическая беседа.
|
| Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
| Во-первых, поэма содержит 12 глав. Во-вторых, героями поэмы являются 12 красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
|
| 4
| Постановка проблемного вопроса.
|
| Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?
| На этот вопрос учащиеся должны ответить в конце урока.
|
| 5
| Аналитическая беседа.
|
| По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Но , если поэма о революции, -
Почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического произведения — погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство?
| Учащиеся размышляют на поставленный вопрос, выдвигают свои версии.
|
| 6
| Анализ структуры произведения.
1.Позиция автора.
2.Строение произведения.
4Лирические мотивы.
5.Композиция произведения.
6.Ритмическое оформление.
7.Лексика произведения.
|
http://fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/15899/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-marsha-uglublennoe-izuchenie.html
http://fcior.edu.ru/card/15867/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-romansa-uglublennoe-izuchenie.html
http://fcior.edu.ru/card/15835/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-soldatskoy-pesni-uglublennoe-i.html
http://fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.html#
| Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах города, и в умах.
Есть в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?
Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни.
Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.
Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с не рифмованным
стихом. В поэме звучит интонация марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается мерный шаг.
Вот проснется
Лютый враг (11 глава)
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше пошел разгул:
Не слышно шума городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив.
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте
погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Кроме того, в поэме в глаза бросаются лозунги:
«Вся власть учредительному собранию!»,
Доносятся обрывки разговоров:
…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
Вся эта разноголосица, Сответственно разнообразна и лексика поэмы. Заполните таблицу. Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства. Соотнесите средства литературной выразительности, добавьте свои примеры.
|
Отвечают на вопрос. Автор не является героем произведения, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Учащиеся просматривают слайды, выполняют задания.
Заполняют таблицу: «Лексика поэмы». Учащиеся работают с текстом произведения и с карточками.
|
|
| 8.Анализ образов героев.
9.Сюжет поэмы.
|
| Как рисует Блок образы героев поэмы?
Найдите описание героев поэмы.
В чем особенности сюжета поэмы?
| Герои обрисованы лаконично и образно. Учащиеся рассказывают о персонажах поэмы.
Учащиеся работают с текстом поэмы, выписывают описания героев поэмы.
Отвечают на вопрос, записывают в тетради основные выводы: «Сюжет можно определить как двуслойный — внешний, житейский: зарисовки от петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы — конец 6 главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции.
Мотив ненависти наблюдается в 7 главах поэмы. Несколько раз встречается мотив бдительности».
|
| 8
| Обсуждение проблемного вопроса.
|
| Знакомство учащихся с высказываниями по поводу образа Христа в поэме.
| Рассуждение по поводу проблемного вопроса.
|
| 9
| Контроль знаний.
| http://fcior.edu.ru/card/28514/kontrolnyy-test-po-lirike-a-a-bloka-bazovoe-izuchenie.html#
| Ответ те на вопросы теста.
| Обучающиеся выполняют задания теста.
|
| 10
| Подведение итогов, выставление оценок.
|
| Можно по-разному относится к тому, что создал Блок, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать»-великое произведение.
| Обучающиеся высказывают свое мнение.
|
|
Приложение к плану-конспекту урока
Поэма А.А.Блока «Двенадцать и сложность ее художественного мира.
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы колядки, частушки.
| ЭОР
| Иллюстрация, тест.
| http://fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.html#
| 2
| Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы марша.
| ЭОР
| Иллюстрация, тест.
| http://fcior.edu.ru/card/15899/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-marsha-uglublennoe-izuchenie.html
| 3
| Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы романса.
| ЭОР
| Иллюстрация, тест.
| http://fcior.edu.ru/card/15867/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-romansa-uglublennoe-izuchenie.html
| 4
| Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы революционной песни.
| ЭОР
| Иллюстрация, тест.
| http://fcior.edu.ru/card/15835/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-soldatskoy-pesni-uglublennoe-i.html
| 5
| Контрольное тестирование.
| ЭОР
| Тестирование.
| http://fcior.edu.ru/card/28514/kontrolnyy-test-po-lirike-a-a-bloka-bazovoe-izuchenie.html#
| 6
| Биография А.А.Блока
| ЭОР
| Иллюстрация.
| http://fcior.edu.ru/card/15793/a-blok-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html
|
Приложение
Лексика поэмы
Лозунги и прокламации
| Разговорный язык, прокламации.
| Сниженная лексика.
| Высокий слог.
| «Вся власть учредительному собранию!»
| «Что, дружок,оторопел?»
| «холера», «жрала», «подлец»
| Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из-
Впереди-Исус Христос.
|
Изобразительно-выразительные средства в описании героев.
1.Образное сравнение.
| «Предатели! Погибла Россия!
Должно быть, писатель…»
| 2. Речевая характеристика.
| «А вон и долгополый
Сторонкой за сугроб.
Что нынче невеселый, Товарищ поп?»
| 3. Эпитет
| «Старушка, как курица кой-как переметнулась
через сугроб…»
| 4.Оксюморон.
| «И крестом сияло брюхо на народ...»
| 5.Метонимия.
| «Весенний и тлетворный дух»
| |