Скачать 397.27 Kb.
|
ВИПКРО г. Владимира План-конспект урока развивающего контроля по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе. Авторы:
2012 год. Цель урока: Способствовать мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Задачи:
Тип урока: урок развивающего контроля. Формы работы учащихся:
Необходимое техническое оборудование: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, опорные конспекты, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой –для проведения урока по анализу к/р. Структура урока.
Ход урока: На этапе "мотивации" для определения основной цели урока и создания условий для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу") учителем может быть организован следующий диалог. Преподаватель (далее – П.): Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках? Ученик (далее – У.): Мы изучали тему «Изменения агрегатных состояний вещества». П.: Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания. Актуализация требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо") может быть такой: П.: Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке? У.: Мы будем применять знания, которые получили, изучая данную тему, и контролировать уровень их усвоения. А также попробуем дать оценку своим знаниям. Установка тематических рамок ("могу") может быть реализована в форме следующего диалога. П.: Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы? У.: Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку. На этапе целеполагания контроля можно организовать следующий диалог: П.: Мне бы хотелось задать вам еще один вопрос: "С какой целью вы сегодня контролируете свои знания?". У.: Для того чтобы узнать, как мы усвоили тему "Изменение агрегатных состояний вещества". П.: Каких результатов хотели бы добиться? У.: Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось. П.: Ребята, вы знаете, что существует много видов контроля физический диктант, проверочная работа, самостоятельная работа и др. Но существует еще одна форма контроля, очень актуальная в наше время, которая вам, возможно, пригодится при сдаче ГИА и ЕГЭ. Какая же это форма контроля? У.: Это – тесты. П.: Удобна эта форма контроля? У.: Да, самостоятельную работу должен проверять учитель, а тест мы можем проверить сами, и при этом быстро. П.: Ну что ж, желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов. Контрольная работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи. Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ мы приготовили на прошлом уроке. Во время работы Вы можете пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами физических постоянных. При выполнении работы необходимо внести ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С представить в полном объёме. Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям: * приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла; * при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла; * при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл; * отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) –17баллов. Рекомендуемая оценка работ:
На этапе контрольной работы организуется индивидуальная деятельность учащихся. Им выдается задание, подготовленное учителем по вариантам: первый, второй, третий и четвёртый. Деятельность учащихся на этапе самоконтроля организуется исходя из цели: организовать сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом с фиксацией результатов. П.: Возьмите образец и сравните с вашими ответами. Под каждым правильным ответом поставьте "+". Предоставление возможности учащимся провести самоконтроль своих работ развивает ответственность за выполняемую работу и снимает негативные эмоции при нарушении системы межличностных отношений ученик – учитель. Обеспечивает информацией учащегося о качестве усвоения знаний. Не рекомендуется дополнять критериальную базу следующей фразой: «При несовпадении поставьте знак "–"», т. к. необходимо поддерживать позитивное настроение учащегося. Для создания психологически комфортной ситуации для учащихся следует наряду с образцами ответов предоставлять и эталон для контроля. Использование эталона удлиняет этап по времени, но помогает учащимся выяснить причину своих ошибок и быть готовыми к рефлексивной деятельности. Особое внимание следует уделить и постепенному обучению самоконтролю. Для этого лучше использовать следующий механизм:
На данном этапе урока учащимся, допустившим ошибки в контрольной работе, предлагается сверить свою работу с "эталоном". На этапе самооценки учащимся предоставляется возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. Учащимся предлагается поставить себе предварительные оценки в соответствии с заранее обоснованным критерием. Если в классе есть ученики, которые без ошибок справились с работой, им предлагается выполнить дополнительное задание. Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:
Этап согласования оценок и отметок проводится по необходимости вслед за педагогическим контролем работы в случае несовпадения мнений педагога и ученика в оценке работы. Данная совместная деятельность решает проблемы формирования адекватной самооценки результатов учебно-познавательной деятельности ученика. П.: Есть ли среди вас такие учащиеся, кто не согласен с отметкой? Я готова выслушать каждого и попробовать совместными усилиями решить вопрос. При необходимости проведения повторной рефлексии педагог после уроков разбирает с учениками вопросы:
Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы. Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. Задания одного порядкового номера во всех вариантах контрольной работы проверяют одинаковый содержательный элемент знаний. Каждая работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение , сопоставление объектов по предложенным основаниям, работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами физических постоянных. При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме. Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям: * приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла; * при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла; * при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл; * отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) – 17 баллов. Рекомендуемая оценка работ:
Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения. Перечень заданий для коррекции ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». А1. Повтори опорный конспект «Таблица сравнения агрегатных состояний вещества». А2. Повтори опорный конспект «Парообразование и конденсация» А3. Повтори опорный конспект «Тепловые явления» (Конспект по обобщению и систематизации знаний по теме «Тепловые явления»). А4: 1.Какое количество теплоты потребуется для плавления 3 кг олова, взятого при температуре плавления? 2.Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 200г свинца, взятого при температуре кристаллизации? 3.Какое количество теплоты потребуется для превращения в пар 2кг воды, взятой при температуре кипения? 4.Какое количество теплоты выделится при конденсации 200г водяного пара, при температуре конденсации? 5.Для алюминия удельная теплота плавления равна 0,39 МДж/кг. Что это означает? 6.Два тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ, нагреты до температуры плавления. Какое тело расплавится первым при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,39 МДж/кг и 0,12 МДж/кг? А5. Повторите по учебнику параграф о влажности воздуха. А6. Запомни! Удельная теплота плавления вещества и удельная теплота парообразования вещества – есть величины постоянные для данного вещества, их находят в соответствующих справочных таблицах и они не зависят от массы вещества. А7. Найдите в тетради график зависимости температуры нагревания льда от времени. Назовите каждый участок графика. В9. и В10:
температуру 1320 С?
имеющего температуру 1000 С, и охлаждении образовавшейся воды до температуры 200 С?
температуре 200 С?
взятого при температуре 200 С? Дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.:
00 С погрузить в 4л воды при температуре 300 С?
Алгоритм исправления ошибок школьниками.:
Вспомогательный алгоритм для выполнения контрольной работы:
Можно воспользоваться следующим алгоритмом: 1) прочитайте задачу и запишите краткое условие; 2) переведите все физические величины в основные единицы измерения физических величин системы СИ; 3) проанализируйте то, что дано и то, что необходимо найти и текстовое условие задачи запишите в виде математических соотношений (т. е. физических формул), используя в первую очередь: а) общие формулировки законов физики (например, закон сохранения энергии…); б) основные формулы (например, формулы для определения количества теплоты в данном тепловом процессе…); в) определения физических величин (например, определение плотности или формулы для определения объёма…); 4) выразите из нужной формулы (или нужных формул) неизвестную величину; 5) подставляйте в полученную формулу для определения неизвестной величины числовые значения и находите значение получившегося математического выражения (Не забывайте о порядке действий!); 6) запишите ответ. Структура уроков развивающего контроля Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся. Формы организации уроков развивающего контроля В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:
Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности– выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:
Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:
Анализ контрольной работы Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов. Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:
Учащиеся, которые допустили ошибки:
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:
Структура урока развивающего контроля
Этап "согласование оценок" проводится (при необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1–2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки. Алгоритм для подготовки урока развивающего контроля Прежде чем приступить к написанию плана-конспекта урока, нужно выделить необходимый материал для контроля, его формы и приемы. Для организации контроля можно использовать форму теста, где задания приближены к части "А" ЕГЭ (задания закрытого типа). Далее создается контрольная работа и разрабатывается объективно обоснованный эталон и конкретизируется алгоритм контроля. Особое внимание нужно уделить конструированию диалога на этапе "целеполагание контроля". Диалог должен быть кратким, конкретным и четким. Затем педагог формирует примерный прогноз рефлексивного анализа результатов контрольной работы. В тематическом планировании урок подобного типа должен занимать определенное место: он проводится в завершении изучения крупных разделов курса, т. к. обеспечивает самоконтроль и самооценку. Количество уроков развивающего контроля определяется существующей системой педагогического контроля. Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок. Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:
Для учащихся, успешно выполнивших тестовые задания, важным этапом формирования системы самооценки является предложение учителя выполнить задания творческого плана. Этот этап моделирует ситуацию реального выполнения заданий ЕГЭ: «Я успешно справился с заданиями частей "А" и "В" могу приступить к части "С"». Подобного рода творческие задания рассматриваются учащимися как дополнительный стимул к дальнейшей успешной работе с тестовыми заданиями ("хочу" – "могу"). Уроки развивающего контроля используются для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации "контроля над знаниями" (ситуация успеха). ВАРИАНТ 1 |
Учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова Цель урока... Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова | Учебник для общеобразовательных учреждений. Цель и задачи урока Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений/ Ладыженская Т. А.,Баранов... Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ладыженская Т. А.,Баранов А | Учебник для общеобразовательных учреждений- м.: Дрофа, 2008г. Цель... С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Алгебра, 7 класс.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных... | Рабочая программа чистая по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный год Учебник: «Литература»: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ МосквинаГ. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л –... | ||
Рабочая программа по русскому языку на 2012-2013 учебный год 8 «А»... «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл.» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская к учебнику Русский язык: Учебник... | Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва,... «Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г | ||
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» Базовый учебник: «Русский язык в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелева, Москва. Издательский... | Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека | ||
Основная образовательная программа на 2011 2012 учебный год Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162 | Урока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература... Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;... | ||
Количество часов Учебник: Геометрия 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.:... | Цель мероприятия ... | ||
Конспект урока по русскому языку Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... |