Принято на
педсовете
«___»________20____г.
Протокол № _____
| «УТВЕРЖДАЮ»
директор МАОУ «СОШ №16»
г. Альметьевска, РТ
_____________ Н.В.Парфилова
«___» _____________20___ г.
Введено в действие приказом № ___
от «___»____________ 20___ г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Альметьевска, РТ на 2012-2017 годы
I. Введение. Образовательная программа – как нормативно-управленческий документ. Образовательная программа школы разработана педагогическим советом школы, утверждена директором школы в целях аргументированного представления целей и ценностей образовательного процесса, определения учебного плана, содержания учебных программ, педагогических технологий и методик, способов и методов их реализации, использования критериев оценки результатов.
Школьная образовательная программа создана на основе:
Конвенции о правах ребенка ООН;
Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9);
Постановлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (для 1-х классов)
Приказа Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089» (для 2-11 классов)
Данная образовательная программа предполагает построение образовательного процесса школы на основе следующих принципов:
1. принцип ценностно – смыслового равенства взрослого и ребёнка;
2. принцип творческого начала;
3. принцип индивидуально – личностной ориентации содержания образовательного процесса;
4. принцип созидательной доминанты (опоры на положительные нравственные проявления учащихся).
Для обеспечения личностного развития учащихся разработана и применяется на большинстве предметов технология личностно – ориентированной учебной деятельности, которая включает в себя:
диагностику индивидуально – личностных особенностей учащихся;
востребованность собственного мнения в ходе освоения учебного материала;
реализация индивидуально – личностного потенциала учащихся в процессе самостоятельной работы на уроке;
самоанализ и самооценка учащихся на уроке;
создание условий для личностных достижений учащихся через проведение разнообразных конкурсов на уроке и во внеурочной деятельности.
Реализация целевых проектов не требует дополнительного учебного времени, не несёт перегрузки учащимся, но обеспечивает достижение цели образования и воспитания в школе.
В школе будут реализовываться программ: 1. Программа «Качество образования» решает задачу создания среды для получения каждым учеником начального, основного, общего среднего образования на уровне, обеспечивающим ему успешность во взрослой жизни. Данный проект реализуется в следующих формах:
- соблюдение преемственности при переходе учащихся из звена начальной школы в звено средней школы; из звена средней школы в звено старшей;
- создание УМК, обеспечивающих эффективное освоение школьных предметов, возможность выбора индивидуальной траектории обучения;
2. Программа «Информатизация школы» решает вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения, повышения уровня информационной компетентности учащихся и педагогов за счет применения новых информационных технологий. Проект реализуется за счет:
- разработки и внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс;
- целевая поддержка одарённой молодёжи, проявляющей заинтересованность в самореализации в сфере информационной культуры (конкурсы, проекты, гранты и т.д.);
- разработка информационных материалов для образовательного учреждения силами самих педагогов, администраторов, учащихся школы. 3. Программа «Психологическая служба» разрабатывает и внедряет наиболее благоприятные условия для развития и обучения детей, нуждающихся в специальной помощи. Данный проект предусматривает:
- создание психологической службы (со звена начальной школы),
- систематическое повышение квалификации педагогов (особенно классных руководителей) по психологии. 4. Программа «Здоровье» предназначена для создания условий сохранения здоровья детей в образовательном процессе, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, формирования у обучающихся и педагогических работников культуры здорового образа жизни.
Проект реализуется через:
- разработку и внедрение здоровье сберегающих технологий;
- создание безопасной школьной среды (световой, тепловой, двигательный режим и т.д.). 5. Программа «Семья и школа» подразумевает создание системы эффективного взаимодействия семьи и школы, повышения ответственности родителей за результаты обучения, их вовлеченности в творческую и социально значимую деятельность детей. Реализация проекта идет за счет:
- совершенствования форм работы с родителями,
- организации психолого – медико – социального просвещения и сопровождения родителей в вопросах воспитания детей;
- проведения массовых школьных мероприятий, где родители выступают активными участниками,
- использование различных форм поощрения родителей за достижения их детей.
- Создание школьного музея «Семья и школа» как средство формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма. 6. Программа «Одарённые дети» предназначена для обеспечения нового качества образования. Реализуется через:
- участие в городских, республиканских конкурсах педагогического мастерства;
- целенаправленную работу методических объединений
Содержание и наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии с реальной социально – образовательной ситуацией:
· изменением контингента учащихся;
· новыми запросами учащихся и родителей;
· модернизацией образования в России;
· другими причинами.
II. Целевое назначение.
Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности ученика в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету.
Образовательная программа как нормативный документ
- определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их предметного расширения и технологического оснащения;
- регламентирует организацию учебного процесса, условия сочетания общего и дополнительного образования;
- конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся.
III. Характеристика учащихся, которым адресована программа.
Образовательная программа предназначена:
- для учащихся 1-4 классов (возраст 6,5-11 лет) – любой уровень школьной зрелости: успешное освоение образовательной программы начального обучения
- для учащихся 5-9 классов (возраст 11-15 лет) – уровень готовности к освоению программы: успешное освоение
- для учащихся 10 – 11 классов (возраст 15-17 лет) – уровень готовности к освоению программы: усвоение образовательной программы основного образования.
IV. Ожидаемый результат.
По образовательной программе начального обучения:
- освоение учащимися Государственного образовательного стандарта, предполагающего достижения обязательного минимума содержания образования, определённого государственной программой;
- сформированность у учащихся индивидуально – личностных качеств, позволяющих им соблюдать правила поведения в школе и уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не только в школьной среде, но и за её пределами.
По образовательной программе основного образования:
- успешное освоение учащимися предметов учебного плана, то есть достижение результатов, определяемых Государственным стандартом на базовом уровне;
- наличие личностных достижений учащихся в различных сферах деятельности, проявленных в школьных, городских, республиканских мероприятиях (олимпиады, смотры, конкурсы и т. д.);
- проявление определённых нравственных качеств (доброты, внимания, заботы, терпимости и т.д.), определяемое в рамках проводимых классным руководителем совместных дел;
- адекватность самооценки;
- предпрофильная ориентация с целью осознанного выбора профиля обучения.
По образовательной программе полного (среднего) образования:
- овладение предметами учебного плана на уровне общекультурной компетентности в рамках Государственного образовательного стандарта.
По всем образовательным программам:
- освоение надпредметных способов деятельности, к которым относятся:
учебные умения практического характера (наряду с чтением и письмом - владение и использование библиографии, конспектирование, реферирование и т. д.);
учебные умения интеллектуального характера:
- построение вариантов планов действия;
- рефлексия своей деятельности и своих отношений с людьми;
- построение объяснения явлений и его преобразование в зависимости от адресата;
- осознание видов связей;
- построение цепи суждений в виде связного рассуждения;
- мысленное проигрывание цепи суждений в виде связного рассуждения;
- мысленное проигрывание вариантов умозаключений;
- формулирование идей в разных вариантах;
- контроль за логикой развития своей и чужой мысли, прогнозирование;
- минимум логических действий, видов суждений;
- организационные умения:
- планирование последовательности работы разной продолжительности;
- умение регулировать темп своей деятельности;
- самоконтроль;
- создание условий для работы;
- умение сосредоточится на работе;
- организация своей воли для преодоления возникших трудностей при решении задач.
V. Учебные программы.
Для реализации образовательной программы образовательного учреждения используется:
- Государственные базовые учебные программы;
- УМК «Школа России»;
- «Планета знаний»
- «Школа 2100»
- Рабочие программы по учебным предметам, разработанные учителями школы;
- Программы дополнительного образования;
- Программы дошкольного образования
- Программы специального (коррекционного) образования.
Выбранные учебные программы оснащены учебными пособиями, дидактическими материалами. Неукоснительно соблюдается принцип преемственности учебных программ и пособий.
VI. Организационно – педагогические условия.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1 классах – не менее 33 недель, 2-4 классы – не менее 34 недель, в 5,8,10 классах – 35 недель, в 9,11 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул во время учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Годовой режим работы разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическим благополучии населения». В Школе установлена шестидневная учебная неделя. Занятия проводятся в одну смену, продолжительность уроков – 45 минут. С целью облегчения адаптации учащихся первых классов применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.
Средняя наполняемость классов – 25 человек. При изучении технологии, иностранного языка, информатики, физической культуры, элективных курсов допускается деление классов на группы.
Для учащихся 1 – 9 классов организованы группы продлённого дня.
Основной формой организации учебного процесса является классно – урочная система. Важным является сочетание основного и дополнительного образования.
Обязательным компонентом организационно – педагогических условий является служба социально – психологического сопровождения, основные задачи которой связаны:
- С предупреждением правонарушений со стороны учащихся;
- С выявлением проблем в учебе, во внеурочной и внеучебной деятельности, социальной сфере, личностных проблем с помощью в решении этих проблем;
- С выявлением профессиональных предпочтений;
- С предупреждением перегрузки.
Важным компонентом организационно – педагогических условий образования является использование педагогической диагностики, необходимой для:
- Правильного выбора и выстраивания образовательного маршрута учащегося;
- Организация педагогического сопровождения учащегося на всем протяжении образовательного маршрута (выявление реального уровня образованности и создание условий, в которых достижение уровня образованности будет оптимальным);
- Выявление затруднений учащегося в процессе овладения предметной областью и затруднений личностного плана с целью их преодоления.
VII. Формы учета и контроля достижений учащихся.
Формы учета и контроля достижений учащихся отбираются в соответствии с ожидаемыми результатами образования. Требования, предъявляемые к итоговой аттестации, доводятся до сведения учащихся в начале учебного года, по окончании которого проводится аттестация. Формы итоговой аттестации определяются в соответствии с Государственным образовательным стандартом и могут быть предложены учащимися на выбор.
Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.
В порядке исключения по решению педагогического совета в следующий класс могут быть переведены условно обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).
Итоговая аттестация выпускников школы осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
VIII. Служба мониторинга.
В образовании своевременный доступ к адекватной и достоверной информации помогает принятию правильных решений.
Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Мониторинговые исследования используются в качестве основы:
- определения доступности и качества образования на различных уровнях, соблюдения законности в отношении прав учащихся;
- выявления факторов, способствующих или препятствующих прогрессу образования;
- определения эффективности образования;
- для выбора направлений стратегии действий;
- для принятия оперативных решений;
- в целях формирования мнения общественности о результативности образования, условий его получения и эффективности реформ.
Задачи педагогического мониторинга:
- Экспертиза различных аспектов деятельности школы: управленческой, организационной, образовательно – воспитательной, психологической, инновационной.
- Экспертное оценивание качества образования, предоставляемого школой, его соответствия государственному образовательному стандарту.
- Исследование уровня педагогического и управленческого профессионального мастерства педагогических кадров.
- Психологическая и медицинская диагностика учащихся и учителей.
- Оценка инновационной деятельности школы, её эффективности.
Внедрение Службы мониторинга в школьную практику должно позволить рассмотреть все явления школьной жизни. Это позволит постоянно соотносить результаты с поставленными задачами, вносить коррективы в управленческую деятельность и выявлять пути и условия повышения эффективности и качества педагогического процесса. IX.«Модели выпускников» на каждой ступени образования:
выпускник первой ступени образования
любит свой край, Родину;
уважает и принимает ценности семьи;
это учащийся, который обладает основными навыками общения, сотрудничества;
у которого сформированы основы умения учиться;
обладающий чувством самостоятельности;
инициативный;
владеющий навыками самооценки своих учебных результатов;
владеющий элементарными гигиеническими навыками, знаниями о себе и своём здоровье.
● выпускник второй ступени образования:
должен знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;
уметь воспринимать ценностные достоинства человека;
понимать ценность дружбы, товарищества;
иметь чувство долга, уметь держать данное слово;
быть чутким, отзывчивым;
быть толерантным по отношению к другим людям;
быть трудолюбивым человеком, иметь навыки обслуживающего труда;
быть самостоятельным, иметь навыки самоанализа и самоконтроля;
быть социально и общественно активным;
иметь потребность в здоровом образе жизни.
Коммуникативный потенциал второй ступени:
приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе; овладеть средствами коммуникации;
иметь навыки построения межличностных контактов;
иметь навыки общения с лицами противоположного пола;
уметь работать в группе.
Познавательный потенциал второй ступени:
освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
владеть основами компьютерной грамотности;
владеть системой общеучебных мыслительных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация);
владеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;
иметь представление о широте спектра профессиональной деятельности человека;
обладать интеллектуальной активностью.
● выпускник третьей ступени образования:
должен воспринимать человеческую жизнь – как главную ценность;
иметь правильное осмысление понятий: честь, долг, гражданственность, ответственность, гордость;
уметь осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий;
быть социально и общественно активным и иметь чувство социальной ответственности;
уметь анализировать и давать адекватную оценку, быть готовым к профессиональному самоопределению;
владеть культурой жизненного самоопределения, быть способным к адаптации в различных условиях;
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;
уметь уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;
иметь потребность в здоровом образе жизни;
быть целеустремленным и самостоятельным.
Коммуникативный потенциал третьей ступени:
уметь «быстро » встраиваться в систему социально – экономических отношений;
научиться устанавливать контакты с окружающими, уважать иные вкусы, обычаи, привычки;
Познавательный потенциал третьей ступени:
освоить все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
владеть основами компьютерной грамотности, программирования, навыками технического обслуживания вычислительной техники;
развивать интеллект и творческое мышление.
X. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ
При формировании учебного плана школа стремилась максимально удовлетворить потребности учащихся и их родителей, реализуя главный принцип образования – приоритет развития личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, использования перспективных методов и форм проведения занятий, современных технологий обучения, усиления в содержании образования деятельностного компонента, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через организацию проектной деятельности, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, регионального и школьного компонентов, а так же элективных и факультативных курсов; отражает особенности педагогического и ученического коллективов, учебно-материальной базы; сохраняет в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на данной ступени развития.
Основными целями данного учебного плана являются: дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышение результативности обучения, сохранение единого общеобразовательного пространства, а так же выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
· обеспечить базовый уровень образования для каждого школьника;
· не допустить снижения достигнутого уровня успеваемости обучающихся;
· не допустить снижения уровня здоровья и здорового образа жизни;
· формировать у обучающихся способы деятельности, необходимые для выполнения ими проектов на II иIII ступенях обучения, проектную и технологическую компетентности, информационную культуру, более осознанное усвоение содержания предметов в начальной школе;
· содействовать развитию творческих способностей обучающихся.
Учебный план составлен с учетом работы школы в режиме шестидневной рабочей недели в одну смену. Срок освоения образовательных программ начального общего образования – 4 года. Продолжительность учебного года для 1-го класса составляет 33 учебные недели, для 2-4 классов – 34 учебные недели. Срок освоения образовательных программ основного общего образования – 5 лет. Продолжительность учебного года для 5-8,10 классов составляет 35 учебных недель, 9 и 11 классов - 34 недели. Срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования составляет 2 года.
Основной формой образовательного процесса является урок. Его продолжительность в течение первого полугодия учебного года в 1 классе составляет 35 минут, в последующих классах – 45 минут.
Предельно допустимая нагрузка соблюдается по всем классам.
Учебный план 2-11 классов состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть направлена на обеспечение реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта. В инвариантной части представлены предметы, овладение которыми гарантирует выпускникам школы необходимый минимум знаний, умений и навыков, обеспечивает возможность продолжения образования. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных предметов. Учебный план на 2011-2012 учебный год
муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №16»
города Альметьевска, РТ
(6 дневная учебная неделя)
3 вариант (РФ) - модель 2
Предметные области
| Учебные предметы
| Класс
|
|
|
|
|
|
|
| Обязательная часть
| 1А
| 1Б
| 1В
| 1Г
| 1Д
| 2Б
| 2Э
| Филология
| Русский язык
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| литературное чтение
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| Родной язык
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| литературное чтение
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| Иностранный язык
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| 2
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Искусство
| Музыка
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| Технология
| Технология
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| Физическая культура
| Физическая культура
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| Итого
| 21
| 21
| 21
| 21
| 21
| 25
| 25
|
| |