Литература 6 класс методические советы





НазваниеЛитература 6 класс методические советы
страница1/15
Дата публикации15.10.2013
Размер2.19 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
В. П. ПОЛУХИНА

ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Введение

Мифы народов мира

Урок внеклассного чтения по теме «Мифы Древней Греции»

Г о м е р. «Одиссея»

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни Пословицы и поговорки

Знакомство с Библией

Древнерусская литература

Урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет»

Произведения русских писателей XIX века

А. С. Пушкин. «Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»

«Дубровский»

М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»

Н . В . Г о г о л ь . «Ночь перед Рождеством»

Н . А . Н е к р а с о в . «Железная дорога»

Н. С. Лесков. «Левша»

А. П. Че хов . «Лошадиная фамилия»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения русских писателей XIX века»

Произведения русских писателей XX века

A. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»
М. М. Зощенко. «Галоша». «Встреча»


М. М. Приш вин. «Кладовая солнца»

Ю. М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный»

B. П . А с т а фь е в . «Конь с розовой гривой»
В. Г. Р а с п у т и н. «Уроки французского»


Ф. А. Исканде р. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения писателей XX века»

Произведения зарубежных писателей

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

Джек Лондон. «Любовь к жизни»

Эрнес т Сетон -Томпсон. «Снап. История бультерьера»

Р е й Б р э д б е р и . «Каникулы». «Зеленое утро»

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения

2

зарубежных писателей». Романы Жюля Ве рна

3

ВВЕДЕНИЕ

Новое издание учебника-хрестоматии «Литература» для 6-го класса переработано и дополнено с учетом требований «Обязательного минимума содержания литературного образования» и в соответствии с Программой литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной.

Главной идеей новой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков, что поможет подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, создать систему литературного образования в школе.

В связи с этим в учебник-хрестоматию введен новый раздел «Устное народное творчество» (Обрядовый фольклор: Календарно-обрядовые песни, Пословицы и поговорки), поэма Гомера «Одиссея» (отрывок), «вернулись» ранее изучавшиеся произведения — роман А. С. Пушкина «Дубровский» и стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Все это нашло отражение в данном издании методических советов для 6-го класса.

Изучение художественных произведений основывается прежде всего на знании текста.

Предложенная в хрестоматии и методическом пособии система вопросов и заданий учитывает весь процесс чтения шестиклассников, начиная с восприятия художественного произведения и кончая интерпретацией и оценкой прочитанного.

Беседа о первом впечатлении от произведения дает педагогу ориентир в последующей работе. В учебнике предложены вопросы и задания, составляющие основу анализа художественного произведения. По существу, уже все главные умения анализа доступны шестиклассникам и должны войти в практику разбора литературного произведения. И проявлением того, как поняли учащиеся художественное произведение, будет прежде всего пересказ текста, выразительное чтение, инсценировка и другие виды творческих самостоятельных работ.

Очень важна в процессе анализа работа со словом: от понимания смысла слова в произведении до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление о прочитанном. Поэтому особую роль приобретает раздел «Сделаем выводы», который рассчитан на максимальное проявление творческой самостоятельности школьников. Естественным завершением работы над произведением является раздел «Самостоятельная работа».

Предложенные в пособии методические рекомендации, вопросы и задания помогут организовать работу, но это не значит, что учитель должен использовать только их. Напротив, они предполагают максимальную активность и творческую свободу учителя, который может построить собственную систему изучения произведений.

Работа на уроке литературы требует от учителя индивидуального подхода к изучаемому материалу. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Поэтому, прежде чем изучать произведение в классе, учитель постарается найти в нем то, что

4

близко ему самому. Тогда определятся и методы работы в классе, наиболее отвечающие индивидуальным вкусам учителя, интересам и потребностям учеников.

5

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства.

Задача учителя литературы — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства.

В свою очередь, это поможет использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних.

В программе 6-го класса представлены мифы Древней Греции, а также славянские мифы, которые являются народными корнями русской культуры.

Учитель вправе рассмотреть и другие мифы народов мира, например древнейшие предания Индии, скандинавские мифы или мифы североамериканских индейцев. Вполне понятно, что для этого потребуется больше времени. С этой целью можно использовать уроки внеклассного чтения.

Раздел требует небольшого вступления. Это сделает сам учитель, или будет прочитана соответствующая статья в хрестоматии. Необходимо подчеркнуть, что миф — это произведение, созданное фантазией народа. В нем рассказывалось о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Далее следует подчеркнуть, что поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл.

Мифы Древней Греции представлены двумя подвигами Геракла: «Скотный двор царя Авгия» и «Яблоки Гесперид». Учитель, конечно, не ограничится этим. В классе найдется немало ребят, которые самостоятельно прочитали летом «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна. Поэтому начать разговор можно с вопроса о том, какие подвиги Геракла произвели на них самое сильное впечатление: это победа Геракла над немейским львом, лернейской гидрой, погоня за ланью, путешествие за яблоками Гесперид.

Следующий этап работы — чтение учителем мифа «Скотный двор царя Авгия». После чтения возможен пересказ близко к тексту.

Далее читается миф «Яблоки Гесперид».

Вопросы и задания в хрестоматии ориентированы на прочтение всех 12 мифов о подвигах Геракла, поэтому дома учащимся предлагается прочитать эти мифы.

Следующий урок начинается с беседы по вопросам:

1. Объясните происхождение и смысл следующих выражений: «авгиевы конюшни», «прикоснуться к земле, как Антей».

6

  1. Когда и при каких обстоятельствах были учреждены Олимпийские игры? Где и как они проходили?

  2. Почему двенадцатый подвиг Геракла был самым трудным? Какие препятствия пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас? Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?

  3. Какой подвиг Геракла вы считаете самым великим?

  4. За что же греки почитали героя, почему он завоевал бессмертие?

  5. Что означает имя Геракл?

В хрестоматии дана иллюстрация, изображающая все 12 подвигов Геракла. Предлагается рассмотреть эту иллюстрацию и рассказать, в какой момент и как изображен Геракл.

Не менее важна и работа со словом. Так, можно обратить внимание учащихся на хорошо знакомые слова арифметика, тетрадь, библиотека, фонетика, морфология, мелодия, оркестр, космос, атом и др., которые пришли из античного мира.

Продолжить эту работу можно, обратившись к именам, названиям, образным выражениям, которые вошли в нашу речь из древнегреческой мифологии. Так, можно предложить объяснить происхождение крылатых выражений: яблоко раздора, ахиллесова пята, сизифов труд, бочка данаид; привести другие выражения и указать, с каким мифом они связаны (троянский конь, танталовы муки, панический страх и др.).

Домашним заданием может быть подготовка урока внеклассного чтения по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Одно из заданий к нему — составление викторины. Вот, например, какую викторину составили ученики одной из школ Санкт-Петербурга по 12 подвигам Геракла:

  1. Какое имя Геракл получил при рождении?

  2. С какими героями он был в родстве?

  3. Кто и почему спрятался от Геракла в медный чан?

  4. Названия каких созвездий связаны с подвигом Геракла?

  5. Почему Геракла особенно почитали спортсмены?

  6. Какой из подвигов Геракла довершил Тесей?

  7. В память о каком подвиге Геракла воздвигнуты геркулесовы столпы?

  8. Как объясняли древние происхождение ядовитых растений?

  9. Кто указал Гераклу путь к садам Гесперид?1

Можно предложить шестиклассникам нарисовать рисунки к подвигам Геракла, а затем устроить выставку и конкурс рисунков2.

7

Славянская мифология отражает особенности данного народа и вместе с тем несет черты общности с другими народами. Это происходит потому, что представления древних о мире во многом сходны. И это свидетельствует о единстве человечества.

Самые древние культы были связаны с явлениями природы, и у многих народов главной считалась Великая Богиня — мать всего живущего. В славянском мифе о Земле находим черты этого древнейшего верования.

Приведенные сведения учитель использует во вступительном слове, характеризуя в общих чертах славянскую мифологию.

Другой вариант — чтение вступительной статьи раздела «Мифы древних славян».

«Миф о Солнце» в классе читает учитель. Это поможет добиться нужного эстетического восприятия произведения, так как материал для шестиклассников новый и непростой. Предварительно следует остановиться на некоторых словах и словосочетаниях, например: «кромешная тьма», «живоносный свет», «палящая жизнь», «вертеп», «вещее слово» и др.

После чтения учащиеся пересказывают близко к тексту содержание мифа, используя заранее выписанные на доске слова и выражения. Это сделает пересказ более эмоциональным:

«пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака»;

«воссияло Солнце красное»;

«жадно пила она золотые лучи живоносного света»;

«и все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле»;

«здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний»;

«человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою».

Далее проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Прочитайте, а затем перескажите близко к тексту, как в мифе рассказывается о рождении жизни на Земле.

  2. Каким образом, по этому мифу, человек стал царем и владыкой природы?

  3. Когда и зачем Ярило послал Огонь на Землю?

4. Как «мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня»?
Итоговые вопросы:

1. О каких непонятных человеку явлениях окружающего мира говорится в этом мифе?

8

2. Как объясняются эти явления? Расскажите об этом подробнее.

В заключение предлагается выполнить самостоятельную работу в учебнике, которая даст возможность определить, что такое миф и чем он отличается от легенды и сказки.

В подготовке к уроку учитель может использовать следующие книги: энциклопедия «Мифы народов мира» (М., 1980—1981, 1987—1988); Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции; Легенды и сказания Древней Греции / Сост. А. А. Нейхардт. — М., 1987; Мифы и легенды Древней Греции / Сост. А. И. Немировский. — М., 1991; А ф а н а с ь е в А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М., 1982.

Урок внеклассного чтения по теме «Мифы Древней Греции»

Урок внеклассного чтения можно провести по книге «Легенды и мифы Древней Греции» (составитель Н. А. Кун).

Учащиеся в классе прочитали о двух подвигах героя Древней Греции Геракла в главах «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) и «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг). Урок внеклассного чтения можно посвятить знакомству с другими подвигами Геракла3.

Если позволяют возможности, на уроке внеклассного чтения можно познакомить учащихся с другими легендарными героями Древней Греции. В этом случае дома учащиеся читают всю главу книги «Легенды и мифы Древней Греции» — «Герои». С отдельными героями можно познакомить учащихся в классе. С этой целью желательно подготовить выразительное чтение некоторых легенд, например: «Прометей», «Сизиф», «Тантал» и др. Чтение и обмен мнениями о прочитанном завершаются беседой по вопросам типа литературной викторины, например:

  • За что Прометей был наказан Зевсом?

  • С каких пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень? («Прометей».)




  • Что обозначает слово «Пандора» (наделенная всеми дарами) и каково было ее предназначение? («Пандора».)

  • Кто и почему после смерти стал по воле богов судьей в подземном царстве? (За свою справедливость.) («Эак».)

  • Каким образом удалось Персею избежать взгляда горгоны Медузы и победить ее? («Персей убивает горгону Медузу».)

  • Как Атлас (Атлант) превратился в гору, которая держит весь небесный свод со всеми его созвездиями? («Персей и Атлас».)

— Почему на груди, на сверкающем панцире Афины Паллады появилась голова
горгоны Медузы? (Подарил Персей.) («Персей в Аргосе».)

— Какое наказание и за что несет Сизиф в загробной жизни? («Сизиф».)

9

— «У царя Тантала был избыток во всем. Он мог жить в счастье и довольстве
до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление». Чем навлек
на себя Тантал кару богов? («Тантал».)

— Какой сон приснился Европе и в чем был его смысл? («Европа».)

Урок внеклассного чтения можно провести и по главе «Боги», содержание которой представляет большой интерес для понимания многих произведений мирового искусства. Вот примерные вопросы для беседы.

  • Кто был одним из первых правителей в мире (Уран) и чем кончился его конфликт с детьми?

  • Каким образом Крон (время) низверг своего отца Уранa и отнял у него власть? («Происхождение мира и богов».)

  • Чем закончилась борьба богов-олимпийцев с титанами за власть над миром? Что помогло Зевсу в этой борьбе? («Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами».)

  • Как распределили боги-олимпийцы свою власть над миром после окончательной победы над Тифоном? (Зевс взял нeбo, Посейдон — море, Аид — подземное царство душ умерших, Земля осталась в общем владении. Над всеми царит повелитель неба Зевс, он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.) («Борьба Зевса с Тифоном».)

  • Что делает в подземном царстве Аида трехглавый пес Кербер? (Сторожит выход.)

  • Кто из богов самый могучий в царстве Аида? (Гипнос.) («Царство мрачного Аида».)

  • Почему Ио в бешеном беге неслась из одной страны другую и как освободилась она от преследования Геры? («Ио».)

  • Кем, когда и в связи с чем было произнесено заклинание: «Пусть же венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!»? («Дафна».)

  • Покровителем чего считался бог Гермес и как называли его римляне? («Гермес».)

  • «Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды». Что произошло пocле этого? («Нарцисс».)




  • Когда и при каких обстоятельствах был нарушен заведенный в мире порядок и не выезжал бог Солнца, чтобы светить людям?

  • «Это тебе не по силам. Ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице». Чьи это слова и к кому они обращены? («Фаэтон».)

В заключительной части урока проводится работа с иллюстрациями. С этой целью можно обратиться к различным альбомам, а также к книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1980—1981).

10

Иллюстрации можно показать при помощи эпидиаскопа и провести по ним небольшую викторину (отгадать, кто из богов изображен и покровителем чего он является. Учащиеся рассказывают при этом наиболее интересные истории, связанные с ними).

Древнегреческая мифология питала творчество поэтов художников многих народов мира. Русские писатели, художники, композиторы и скульпторы тоже обращались к этому источнику. К уроку внеклассного чтения учитель, а также учащиеся подбирают репродукции разных художников на сюжеты древнегреческой мифологии, а затем устраивают из них выставку.

Было бы хорошо, если есть такая возможность, завершить урок внеклассного чтения посещением художественной галереи, в которой учащиеся продолжат свое знакомство с искусством Древней Греции и Древнего Рима.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 6 класс методические советы iconЛитература 7 класс методические советы
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Литература 6 класс методические советы iconЛитература 10 класс методические советы под редакцией в. И. Коровина
...
Литература 6 класс методические советы iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Литература 6 класс методические советы iconТесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации
Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Литература 6 класс методические советы iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература 6 класс методические советы iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература 6 класс методические советы iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Литература 6 класс методические советы iconУчебник Дополнительная литература Методические пособия, используемые...
Планирование составлено на основе программы, автор программы: под ред. М. Г. Ахметзянова: «Программа средней школы. Русская литература....
Литература 6 класс методические советы icon3. Решение вступает в силу со дня принятия
Башкортостан республикаhы балаκатай районы муниципаль районының ямаш ауыл советы ауыл биләМӘhе советы
Литература 6 класс методические советы iconУчебная литература
Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими...
Литература 6 класс методические советы iconПояснительная записка
А., Зинина С. А. «Литература. 11 класс» 2014 года издания, а также дополнительных пособий для учителя «Методические рекомендации...
Литература 6 класс методические советы iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 6 класс методические советы iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 6 класс методические советы iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Литература 6 класс методические советы iconРабочая программа
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические...
Литература 6 класс методические советы iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск