Вопросы для курсового экзамена по дисциплине «Методика развития речи» для зимней сессии на 2010 -2011 учебный год для 41 группы по специальности «преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области знаний «Воспитание детей дошкольного возраста»
Курсовой экзамен по дисциплине «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии» , согласно учебному плану, проводится в конце 7 семестра.
Содержание курсового экзамена по дисциплине составлено в соответствии с требованиями к знаниям и умениям студентов педагогического колледжа Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
о естественнонаучных, психологических, и лингводидактических основах методики развития речи;
об основных направлениях современных исследований в области развития речи дошкольников;
о роли развития речи в процессе формирования личности ребенка;
о разных методических системах речевого развития детей дошкольного возраста;
знать :
закономерности и особенности развития речи в онтогенезе;
цель, задачи и содержание разных сторон речи у детей;
методику формирования коммуникативно-речевых умений и навыков;
педагогические условия, способствующие развитию речи детей;
особенности организации работы по развитию речи во взаимосвязи с умственным, нравственным, эстетическим развитием ребенка;
средства, методы и приемы формирования речи детей;
критерии оценки уровня речевого развития детей в разных возрастных группах;
основы преемственности работы детского сада и начальной школы по развитию речи и обучению родному языку;
особенности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;
уметь:
обследовать и выявлять особенности речевого развития дошкольников, составлять характеристики речи детей;
определять общие и конкретные задачи речевой работы с детьми;
создавать развивающую среду, условия для практического овладения словарем, фонетикой, грамматическим строем родного языка, связной речью;
отбирать содержание, методы, приемы работы в соответствии с возрастом и уровнем развития детей;
осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;
планировать работу по развитию речи, составлять конспекты занятий, сценариев и др. ;
общаться с детьми, родителями, педагогами, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками;
создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества с детьми;
владеть речью и невербальными средствами общения;;
осуществлять работу с группой и отдельными детьми;
стимулировать развитие речи в разных видах деятельности;
выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;
устанавливать контакт с родителями, знакомить их с особенностями, задачами и содержанием речевого развития детей в ДОУ;
ориентироваться в психолого-педагогической литературе по проблемам методики развития речи детей;
использовать разнообразные коррекционные приемы в индивидуальной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
В соответствии с ГОС среднего специального образования по специальности «Дошкольное образование» в вопросы экзамена заложены следующие дидактические единицы: Задачи развития речи: задачи и методы обучения детей связной монологической и диалогической речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словаря детей, формирование правильного произношения, ознакомление с художественной литературой; методика обучения грамоте; современные образовательные программы.
Критерии оценки уровня подготовки студента входит:
уровень усвоения учебного материала, предусмотренного учебной программой по предмету;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение использовать понятийный аппарат и специальную терминологию при изложении материала;
обоснованность, логичность построения ответа, четкость, краткость изложения;
Литература для подготовки к экзамену.
1*-М.М Алексеева., В.И Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. Академия,1997.
2*-Н.А Стародубова. Теория и методика развития речи дошкольников. М.Академия .2008.
3*-М.М Алексеева., В.И Яшина. Речевое развития ре дошкольников/ М. Академия,1998.
Вопросы к экзамену по темам;
Теоретические основы методики развития речи.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Предмет методики развития речи её фундаментальные и прикладные задачи. Взаимосвязь методической теории и практики. Требования к подготовке воспитателя по методике развития речи.
| 1*-Гл.1,параграф 1
| 2
| Роль языка и речи в развитии личности ребенка.
| 1*-Гл.1,параграф 3
| 3
| Цель и задачи развития речи детей дошкольного возраста. (Как изменялось понимание целей и задач речевого развития детей? На какой основе выделяются задачи развития речи?Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах? Их особенности)
| 1*-Гл.3,параграф 1
| 4
| Программа развития речи. Каковы научные основы программы развитию речи.
| 1*-Гл.3,параграф 2
| 5
| Общение как основное средство речевого развития. Условия, при которых общение становится средством развивающим детскую речь. Влияние общение со сверстниками и детьми другого возраста на детскую речь.
| 1*-Гл.3,параграф 4,стр.67-73
| 6
| Необходимость обучения , как средства речевого развития. Своеобразие и особенность занятий по развитию речи в разных возрастных группах. Виды занятия по развитию речи. Дидактические требования к занятиям по развитию речи
| 1*-Гл.3,параграф 4,стр.67-73
| 7
| Методы и приемы развития речи. Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности? Почему нужны продуктивные методы?
| 1*-Гл.3,параграф 5
| Тема 2.Методика развития словаря
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Сущность словарной работы(содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста.. Место словарной работы в общей системе работы по развитию речи. Её роль в умственном, нравственном, эмоциональном, эстетическом развитии ребенка.
| 1*-Гл.4,параграф 1
| 2
| Задачи и принципы словарной работы. Выделите ведущие задачи словарной работы в каждой возрастной группе
| 1*-Гл.4,параграф 3, стр.101-102,107
| 3
| Методы и приемы словарной работы. Факторы, влияющие на выбор методов и приемов словарной работы.
| 1*-Гл.4,параграф 4
| 4
| Словарная работа в процессе ознакомления детей с окружающим миром.
| 2*-3.2.4. стр 134-137
| 5
| Освоение содержание слова на уровне его значения
| 2*-3.2.4. стр 137-141
| 6
| Усвоение слова как единицы языка на уровне смысла
| 2*-3.2.4. стр 141-144
| Тема 3. Методика формирование грамматического строя речи.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Сущность грамматического строя речи, его значение. Основные направления в изучении грамматики дошкольниками.
| 2*-3.3.1. стр144-146
| 2
| Пути формирования грамматического строя речи.
| 1*-Гл.5,параграф 4
| 3
| Раскройте методику обучения детей морфологической стороне речи.
| 1*-Гл.5,параграф 5.
| 4
| Раскройте методику обучения детей синтаксической стороне речи.
| 1*-Гл.5,параграф 6.
| 5
| Обучение детей способам словообразования.
| 1*-Гл.5,параграф 7.
| Тема 4. Методика воспитания звуковой культуры речи.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Сущность звуковой культуры речи и её значение. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
| 2*-3.4.1. стр159-163
1*-Гл.6,параграф 1,4
| 2
| Этапы обучения правильному звукопроизношению
| 1*-Гл.6,параграф 5
| 3
| Специальные занятия по обучению звуковой культуре речи. Отличительные особенности их построения в младшей, средней и старшей группе дошкольного возраста. Основные приемы обучения правильному звукопроизношению в младшей, средней и старшей группе дошкольного возраста.
| 1*-Гл.6,параграф 6.
| 4
| Формирование звуковой выразительности речи
| 1*-Гл.6,параграф 7.
| Тема 5. Формирование связной речи дошкольников.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Понятие связной речи её значение для развития ребенка
| 1*-Гл.7,параграф 1
| 2
| Задачи и содержание обучения связной речи
| 1*-Гл.7,параграф 3
| 3
| Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения.
| 1*-Гл.7,параграф 4.
| 4
| Беседа как метод обучения диалогической речи.
| 1*-Гл.7,параграф 5
| 5
| Приемы обучения рассказыванию
| 1*-Гл.7,параграф 6.
| 6
| Описание как функционально-смысловой тип связной речи. Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
| 1*-Гл.7, стр.257,95-300,302-303.
| 7
| Методика обучения описанию картин. Виды картин используемых для рассказывания. Виды рассказов описания. Особенности методики обучения в разных возрастных группах.
| 1*-Гл.7,стр305,311-315.
| 8
| Повествование как функционально-смысловой тип связной речи.
Методика обучения составлению повествовательных рассказов по игрушкам и картинам. Особенности методики обучения в разных возрастных группах
| 1*-Гл.7,стр257-258,301-305,314-318.
| 9
| Обучение рассказыванию из опыта..Значение данного вида рассказывание. Виды рассказывания из опыта и методика обучения им.
| 1*-Гл.7,параграф 10
| 10
| Пересказ литературных произведений. Сущность пересказов, требования к отбору произведений для пересказов, виды пересказов. Отличительные особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах
| 1*-Гл.7,параграф 7
| 11
| Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи. Обучение детей рассказам-рассуждениям. (значение, задачи обучения, условия необходимые для обучения, приемы работы)
| 1*-Гл.7,параграф 12.
| 12
| Методика обучение дошкольников творческому рассказыванию. Психологическая основа обучения творческому рассказыванию, условия, необходимые для успешного обучения творческому рассказыванию, виды творческих рассказов, задачи и методика обучения.
| 1*-Гл.7,параграф 11
| Тема 6 Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Задачи и содержание работы по ознакомлению с художественной литературой
| 1*-Гл.8,параграф 1,3
| 2
| Методика художественного чтения и рассказывания детям
| 1*-Гл.8,параграф 4
| 3
| Методика заучивания стихотворений.
| 1*-Гл.8,параграф 5
| 4
| Использование художественной литературы вне занятий.
| 1*-Гл.8,параграф 6
| Тема 7. Подготовка детей к обучению грамоте
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Сущность работы по подготовке детей к обучению грамоте,её значение, задачи работы
| 1*-Гл.9,параграф 1,2
| 2
| Ознакомление детей со словом,
| 1*-Гл.9,параграф 3
| 3
| Ознакомление детей с предложением и его словесным составом.
| 1*-Гл.9,параграф 4,5.
| 4
| Ознакомление детей со слоговым строением слов и ударением
| 1*-Гл.9,параграф 6.
| 5
| Ознакомление со звуковым строением слова
| 1*-Гл.9,параграф 7
| 6
| Ознакомление детей с буквами.
| лекция.
| 7
| Подготовка руки к письму
| 1*-Гл.9, параграф 8
| Тема 8. Планирование работы по развитию речи.
п/№
| вопрос
| Литература для подготовки к ответу
| 1
| Значение планирования, принципы планирования работы по развитию речи дошкольников
| 3*-стр.82-83
| 2
| Виды планирование. Календарное и перспективное планирование
| 3*-стр.83-88
| |