Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи»





Скачать 74.02 Kb.
НазваниеУрок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи»
Дата публикации21.10.2013
Размер74.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» по учебнику Разумовской М.М.

Учитель русского языка и литературы I категории Романова И.Н.

МБОУ «Константиновская СОШ», с. Константиновка Шарлыкского района, Оренбургской области
Соединение в тексте описания места и предмета.
Цель урока: Формировать основные понятия о жанре сочинения-описания места и предмета, понятия о монологическом высказывании по теме;

Развивать умения анализировать, выделять главное, умения самостоятельного создания сочинения-описания, соединяя в нем описание места и предметов, в виде экскурсионной речи; умения письменного оформления этой речи; умения создания памятки по теме, умения редактирования написанного;

Воспитывать умения оценивать свою и чужую работу, культуру речи и письма, любовь к родному краю, интерес к его истории.
Прогнозируемые результаты:

- ставить задачи по теме,

- грамотно и объективно оценивать свою и чужую работу,

- анализировать, понимать, редактировать текст,

- создавать текст по определенной теме.
Оборудование: 1. Рабочие папки для учащихся:

- тексты-примеры экскурсионных речей из литературных произведений (2 примера) – см. приложение № 1; лист для памятки - приложение № 2; схема экскурсионной речи – приложение № 3.

2. Видеофрагмент из фильма о школьном музее (экспозиция «В деревенской избе»)

3. Компьютер, проектор, экран.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная формы;

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока: урок развития речи
На доске: 1. Схемы описания места и описания предмета.

2. Репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

3. Словарная работа: экскурсия, экспозиция, экспонат.

4. План работы на уроке.

Этапы урока:
I. Орг. момент - психологическая зарядка:

- Кто из вас был в музее? Кто такие – экскурсоводы? Хотелось бы вам провести экскурсию самим?

Сегодня давайте мы попробуем себя в необычной роли – в роли экскурсоводов.

II. Актуализация знаний:

- Вы знаете, что в нашу школу очень часто приходят гости. Предположим, вам предложили познакомить их с нашим музеем. В какой роли вам придется выступать?

- Что такое экскурсия? Кто такой экскурсовод? ( Дается лексическое значение слова экскурсия по толковому словарю)

Вывод:

- Чтобы провести экскурсию, необходимо уметь произносить экскурсионную речь, а сначала – составить ее. Это мы попробуем сделать сегодня. Мы будем описывать экспозицию музея, т. е. место и экспонаты, т.е. – предметы.( дается лексическое значение слов: экспонат, экспозиция).
III. Работа по теме:

1. Повторение по теме «Описание места и предмета».

Учитель:

- Вспомните, что значит описать предмет. Обратите внимание на опорную схему.



«Данное»(кто? что?) – предмет -----

----- «Новое» (какой?) – признак.

Учитель:

- Что значит описать место?


«Данное» (где?) – место -----

----- «Новое» - (что?) – предмет.


Учитель:

- Что будет местом в описании музея? (экспозиция)

- Что будет предметами в музее? (экспонаты)
2. Работа по составлению памятки «Как писать экскурсионную речь».

Учитель:

- Какой же должна быть экскурсионная речь, чтобы ее было интересно слушать? Некоторые замечания по ее составлению мы можем сделать, прочитав материал в учебнике «Возьмите на заметку!» (стр. 258, 259)

- Какой 1-ый совет запишем мы? (« Цель речи – описание экспонатов, значит, надо назвать место, а потом – предмет»).

Редактирование текста:

Учитель:

- У нас есть примеры экскурсионных речей. Проработаем их, чтобы не повторять ошибок, определив в них недостатки и достоинства. По результатам работы составим советы.

(Чтение и анализ 1-ой речи):

1.

Эта картина, которую вы увидите через несколько мгновений, эта картина, к которой мы приближаемся, это выдающаяся картина… и я настаиваю, что вы очень долго будете помнить то, что я вам это показал и что нужно увидеть, по крайней мере хотя бы раз в жизни этот портрет.

Этот портрет Леонардо да Винчи создавал в то время, когда он был еще молодым, который представляет нам одну из его подруг, которой он отдавал предпочтение и которая, таким образом, стала знаменитой. Это портрет, который сам художник назвал «Джоконда» или «Мона Лиза». Вот этот портрет. Посмотрите на него молча и без щума. (Речь, записанная туристом в Лувре).

Учитель:

- Каковы достоинства этой речи?

- Перечислите недостатки, замеченные вами. ( Редактирование можно проводить карандашом в самом листе).

- Какие советы вы предлагаете записать в памятку?

(1. Речь должна быть в меру эмоциональной, содержать интересную информацию.

2. Нужно избегать повторов слов, одинаковых сочетаний слов.

3. Нужно избегать пустословия.)

Учитель:

- Обратите внимание на портрет, о котором мы читали предыдущий текст, это, действительно, одна из лучших картин в мировой живописи. Конечно, этот портрет достоин лучшей речи экскурсовода, верно? (возможно наблюдения по картине, - по усмотрению учителя).
Учитель:

- А теперь вспомним произведение Н.Носова «Приключения Незнайки». Прочитаем еще одну экскурсионную речь из этого произведения.

2.

Перед вами, друзья мои, если так можно сказать, большой текстильный котел инженера Цилиндрика. Внутренность котла заполняется, так сказать, сырьем, в качестве которого служат измельченные стебли одуванчиков. Здесь сырье, так сказать, подвергается действию высокой температуры и вступает в химическую реакцию с различными веществами, благодаря чему, если так можно выразиться, получается, извините за выражение, жидкая, студенистая, клееобразная масса, обладающая свойствами моментально застывать при соприкосновении с воздухом.

( Речь Карасика на экскурсии на сказочную фабрику.)

Учитель:

- Каковы достоинства этой речи?

- А есть ли недостатки?

-Какой совет вы запишите в памятку? ( 4. Избегайте слов-сорняков)

- Подведем итоги этого этапа работы: какой же должна быть экскурсионная речь?
Чтение памятки «Какой должна быть экскурсионная речь»
3. Работа с видеофрагментом.

Учитель:

- А сейчас мы посмотрим видеофрагмент из фильма «Наша школа». Его можно назвать «В школьном музее». Вы посмотрите и подумаете, как можно построить экскурсионную речь, чтоб она была интересна слушателям. Как можно озаглавить этот видеофрагмент?

- Просмотр видеофрагмента «Экспозиция «В деревенской избе».

( учащиеся неоднократно бывали в музее, кроме этого, принимали участие в мероприятии «Живая экспозиция. У теплой печки», проведенного в школьном музее.)

Учитель:

- Вспомните наш праздник в музее, рассказы Хозяйки музея, Домового, это поможет вам при составлении текста речи.

-за несколько минут вы попробуете, используя знания, полученные на уроке, памятку и экскурсионные листы, которые есть у вас в папках, создать речь для экскурсии.

- Выберем адресатов речи, это могут быть учащиеся соседней школы, или учащиеся младших классов, или ваши городские друзья.

Повторный просмотр видеофрагмента.

4. Создание образовательного продукта - самостоятельное создание текста речи.
5. Представление образовательного продукта - риторическая игра «Я экскурсовод».

Учитель:

- Итак, вы экскурсоводы, у вас есть слушатели и зрители, по вашей команде включат фрагмент, вы произносите речь, представляя экспозицию. В качестве зрителей выступают учащиеся, которые слушают и готовятся дать оценку выступающему.

Выступления учащихся по видеофрагменту.

-Оценивание экскурсионных речей с комментарием, взаимооценки.
IV. Рефлексия.

- Легко ли было составлять речь? В чем заключались трудности произнесения речи?

- Какие недостатки в своей речи вы заметили?

-Понравилось ли вам быть экскурсоводом?

- Как вы будете дорабатывать свои речи дома?
V. Домашнее задание: записать экскурсионную речь в тетради.

Приложения:

Материал для рабочей папки учащихся (каждое приложение на отдельном листе)
1.

1. Эта картина, которую вы увидите через несколько мгновений, эта картина, к которой мы приближаемся, это выдающаяся картина… и я настаиваю, что вы очень долго будете помнить то, что я вам это показал и что нужно увидеть, по крайней мере хотя бы раз в жизни этот портрет.

Этот портрет Леонардо да Винчи создавал в то время, когда он был еще молодым, который представляет нам одну из его подруг, которой он отдавал предпочтение и которая, таким образом, стала знаменитой. Это портрет, который сам художник назвал «Джоконда» или «Мона Лиза». Вот этот портрет. Посмотрите на него молча и без щума. (Речь, записанная туристом в Лувре).
2. Перед вами, друзья мои, если так можно сказать, большой текстильный котел инженера Цилиндрика. Внутренность котла заполняется, так сказать, сырьем, в качестве которого служат измельченные стебли одуванчиков. Здесь сырье, так сказать, подвергается действию высокой температуры и вступает в химическую реакцию с различными веществами, благодаря чему, если так можно выразиться, получается, извините за выражение, жидкая, студенистая, клееобразная масса, обладающая свойствами моментально застывать при соприкосновении с воздухом.

( Речь Карасика на экскурсии на сказочную фабрику.)
2.

Памятка «Какой должна быть экскурсионная речь».

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.

Схема экскурсионной речи.


Обращение к слушателям. Приветствие. Представление (знакомство).



_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Экскурсионная речь – описание места (экспозиции), предметов (экспонатов).


________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Ответы на вопросы.





Благодарность за внимание. Прощание.


___________________________________________________________

___________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» icon5. Рассказ на свободную тему
В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconОтчёт о проведении «Уроков культуры речи» в гбоу №628 «Александринская...
Диспут «Язык и речь»: в чём заключается культура русской речи, слушание, понимание текстов разных типов, стилей, жанров
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconКонспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В
Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» icon«Сложносочиненные предложения» прислать на проверку, указав авторов...
Производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconЕжегодная научно-практическая международная конференция: «Современное...
Участники: работники образования разных типов и видов образовательных учреждений
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconТема: Обработка кокеток и соединение их с основными деталями
Открытый урок трудового обучения (швейное дело) в 9 классе школы II вида Ивановой Г. Н
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обстоятельства, выраженные...
Т и ставить запятые; закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом как; показать роль сравнительных оборотов в...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»
Развивать умения распознавания частей речи в тексте; умения видеть орфограммы в словах и уметь доказывать правильность их написания...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок-игра по теме «лексика»
Демонстрировать умение использования понятий в речи, определять их роль в тексте
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок в 8 классе на тему: «Параллельное и последовательное соединение проводников»
Цель урока: Соединить воедино ранее изученный материал, обобщить и применить при решении задач
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУрок чтения в 5 -м классе Тема: «Творчество Джанни Родари»
Д. Родари; учить характеризовать персонажей по их поступкам, действиям, речи; выделять главную мысль произведения; сравнивать сказки...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом...
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок речеведения в 6 классе №144-145 «Соединение в тексте разных типов речи» iconУчебное пособие Содержание к 145 р 145
Главной задачей ее является отыскание предельных и наиболее рациональных способов взаимного превращения теплоты и работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск