Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина





Скачать 47.31 Kb.
НазваниеТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Дата публикации21.10.2013
Размер47.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока литературы в 7 классе по программе А.Г.Кутузова.

Учитель: Бологова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка, литературы и ОПК МАОУ гимназии г. Белореченска Краснодарского края

Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С.А.Есенина.

Цели:

развивающие:  

-пробуждать  активность каждого ученика;

- пробуждать чувство прекрасного;

- развивать навыки выразительного чтения;

воспитательные:

- воспитывать чувство сострадания;

- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим

образовательные:

- закрепить понятие лирического героя стихотворения;

- познакомить с отдельными эпизодами жизни и творчества С. Есенина;

-выявить природные поэтические образы в стихотворениях поэта;

- рассмотреть художественные средства создания поэтических образов

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: комментированное чтение, работа с поэтическим текстом,  элементы игры.

Методическое оснащение урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фоновый материал с пейзажами, аудиозапись стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

( Открывается слайд № 1)

  1. Слово учителя:

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут замечательные строки:

( Открывается слайд №2)

Сергей Есенин! Это имя-

В лесах моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

Его лирика согрета горячей любовью к Родине. А из чего складывается этот образ?

Давайте прочитаем об этом статью в учебнике на стр. 456 ( знакомство с материалом на стр. 456-463 – домашнее задание, стихи наизусть учили выборочно по желанию и по заданию учителя)

  1. Работа с учебником. Чтение вступительной статьи к теме «С.Есенин»

Ученик читает статью в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г Кутузова для 7 класса (далее ссылки на этот учебник)

По ходу чтения на интерактивной доске мелькают фото-пейзажи и репродукции пейзажей Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина и других. (Репродукции заранее сняты с помощью камеры интерактивной доски и сохранены в «Моей библиотеке ресурсов» с дисков серии «Электронная библиотека»: «Пейзаж». Если запустить их через «показ слайдов» они будут идти непрерывно, чередуя друг друга)

(«Что касается остальных автобиографических сведений, -они в моих стихах» - заканчивается статья).

-Давайте послушаем их.

IV. Проверка домашнего задания.

Один ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Мой путь» (1,2,3 строфу)

( Открываются слайды презентации № 3, 4 ,5)

2 –ой ученик читает наизусть 7-8 строфы стихотворения «Мой путь»

( Открывается слайд презентации № 6 )

3-й ученик читает наизусть стихотворение «Береза»

( Открывается слайд презентации № 7,8 )

V. Слово учителя.

Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, к лесам и озерам, к птицам и зверям. Но особая боль души поэта, щемящие сердце строки – о животных. Именно Есенину принадлежат всем известные строки о «зверье», как о «братьях наших меньших».

« Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать,» - вспоминала мать поэта, Татьяна Федоровна.

( Открывается слайд презентации № 9 )

« Вспомнил я деревенское детство,- писал поэт, - и из этих воспоминаний родились стихотворения «В хате» и «Ах, как много на свете кошек..»

VI. Чтение наизусть (домашнее задание)

Учащиеся по желанию читают стихотворение «Ах, как много на свете кошек..»

( Открывается слайд презентации № 10)
VII. Слово учителя

- А.М. Горький в статье «Сергей Есенин» из цикла «Литературные портреты» вспоминал:

« Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.

- Если вы не устали…

- Я не устаю от стихов, - сказал он и недоверчиво спросил,- а вам нравится о собаке?

Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо, а на мой вопрос, знает ли он « Рай животных» Клоделя, не ответил…и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строчки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег,-

на его глазах тоже сверкнули слезы.

После этих стихов невольно подумалось, что С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия».

VIII. Звучит «Песнь о собаке».

( аудиозапись как образец высоко художественного чтения)

IX. Слово учителя.

Поэт очеловечивает животных, они радуются и страдают, как люди. Произведения Есенина о животных – лучшее, что есть в отечественной поэзии на эту тему.

С.Есенин всегда писал о том, что видел, пережил, прочувствовал. Самой сильной чертой его поэтического дарования было умение словом рисовать картины русской природы. Он находил удивительные сравнения для деревьев и животных, для небесных светил и природных явлений.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой- в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

Мы уже знакомы со многими стихами поэта, давайте вспомним, какие сравнения находит он, описывая родную природу.

X. Игровой момент- найди пару:

Задание открыто во флипчарте из «Моей библиотеки ресурсов», ученик с помощью пера переставляет слова, восстанавливая сравнения , взятые из стихов Есенина.

В результате должно появиться:


И действительно, эти и многие другие сравнения можно найти в стихах поэта . Это и будет одним из заданий к следующему уроку: найти сравнения в Есенинских стихах и определить , чем они выражены ( стихи из учебника).

XI. Работа с учебником.

-А сейчас поработаем с учебником.

Ответьте на вопросы на стр. 462.

После ответов читают статью «Лирический герой поэзии Есенина».

XII. Заключительное слово учителя.

Наверное, поэтому Есенину так нравилась пейзажная живопись русских художников, особенно он выделял двух из них: Поленова и Левитана. Репродукции не только их картин, но и других русских пейзажистов вы увидели сегодня. Все их, как и стихи Есенина, объединяет одна тема- родная природа.

( Открывается слайд презентации № 11)
XII. Домашнее задание:(дополнительно к тому, что было дано выше) выучить наизусть «Песнь о собаке» по желанию, статья «Лирический герой поэзии Есенина».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconТема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная...
Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconГ. Н. Божкова Виды композиции в лирике С. Есенина
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconК ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений
Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние....
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconТема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное...
...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconЛитература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconУрока Тема урока Кол-во
Гуманизм лирики Пушкина. И ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов....
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconКонспект урока «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь и творчество С....
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина icon1. С. Есенин «Пороша»
Есенина, Маршака, Никитина?); совершенствовать навык чтения; развивать образность речи учащихся; воспитывать у учащихся любовь к...
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина iconПлан декады мо начальной школы с 10 по 25 марта Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Открытый урок в 3-б классе. Внеклассное чтение. Тема «С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск