Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»
Воловского района Тульской области
Утверждаю Согласовано Принято на заседании
педсовета
____________ _____________ протокол № 1от 30.08.12г.
директор школы зам. директора по УВР
/И.А.Шестова/ /В.А.Селянинова/
приказ № 43/1
от 01.09.2012 г.
Рабочая программа
по литературе
(10 класс)
учитель: Федюкова Надежда Ильинична
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения под редакцией Г.И. Беленького. – М.: «Просвещение», 2009 г.
Учебник: Русская литература 19 века (в двух частях) 10 класс – под редакцией
Г.Н. Ионина. –М.: «Мнемозина», 2008 г.
«Учебная хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений – автор
Г.И. Беленький. – М.: «Просвещение»
Составление рабочей программы мотивировано тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному
заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает
возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности
для реализации.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с распределением учебных часов;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- литературу и средства обучения;
- календарно-тематическое планирование.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Программа построена следующим образом:
• Литература первой половины XIX века
• Литература второй половины XIX века
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Цели
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе (из расчета 4 учебных часа в неделю).
В программу введён региональный компонент, чтобы помочь учащимся познакомиться с историей родного края, его природой, с выдающимися людьми, родившимися на Тульской земле, жившими на ней, много сделавшими для области и страны; познакомить с творчеством современных поэтов и прозаиков Тульского края, которые продолжают традиции великой русской литературы; вызвать интерес к родной природе, родному языку; научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край. В планировании отмечено Р/К (Приказ департамента образования № 398 от 24 июля 2000 года «Об утверждении регионального компонента общего образования»).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" в 10 классе являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение
различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- основные факты жизни и творчества писателей;
- содержание изученных произведений;
- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Литература и средства обучения
1. Г.И. Ионин Русская литература Х!Х века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: «Мнемозина», 2008
2. И.В. Золотарёва. Русская литература Х!Х века. Методическое пособие для учителя, М.: ВАКО, 2005
3. ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007
4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008
5. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2008
6. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
7. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
8. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
9. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
10. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы
Учебно-тематический план
№
п/п
| Раздел программы
| Количество часов
| На изучение произведений
| На развитие речи
| На внеклассное чтение
| 1
| Введение
| 2
|
|
| 2
| А.С.Пушкин
| 8
| 2
| 1
| 3
| М.Ю.Лермонтов
| 8
| 2
| 1
| 4
| Н.В.Гоголь
| 5
| 2
|
| 5
| Общая характеристика
| 2
|
|
| 6
| И.А.Гончаров
| 5
| 2
|
| 7
| А.Н.Островский
| 5
| 2
| 2
| 8
| И.С.Тургенев
| 9
| 2
| 1
| 9
| Н.А.Некрасов
| 9
| 1
|
| 10
| Ф.И.Тютчев
| 5
| 1
|
| 11
| А.А.Фет
| 5
| 1
|
| 12
| А.К.Толстой
| 4
| 1
|
| 13
| Ф.М.Достоевский
| 9
| 2
|
| 14
| М.Е,Салтыков-Щедрин
| 6
|
|
| 15
| Н.С.Лесков
| 4
|
| 1
| 16
| Л.Н.Толстой
| 15
| 2
| 1
| 17
| Зарубежная литература
| 6
| 2
|
|
| Итого
| 107
| 22
| 7
|
|