5 класс I тур Анализ прозаического текста





Скачать 212.71 Kb.
Название5 класс I тур Анализ прозаического текста
Дата публикации30.06.2013
Размер212.71 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 2012 год
5 класс

I тур

Анализ прозаического текста

Юрий Коваль

Дед, баба и Алеша

Заспорили дед да баба, на кого похож их внук. Баба говорит:

- Алеша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.

Алеша говорит:

- Верно, верно, я весь в бабу.

Дед говорит:

- А по-моему, Алеша на меня похож, у него такие же глаза красивые, черненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алеша и сам вырастет.

Алеше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:

- Верно, верно, я больше на деда похож.

Бабка говорит:

- Какая борода большая вырастет, это еще неизвестно. Но Алеша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с медом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алеша.

Алеша подумал немного и говорит:

- Пожалуй, я все-таки сильно на бабу смахиваю.

Дед почесал в затылке и говорит:

- Чай с медом – это еще не полное сходство. А вот Алеша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.

Алеша подумал-подумал и говорит:

- Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня – на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.

И пока пил Алеша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» и щелкал кнутом.
Ответьте на вопросы:

  1. Почему спорят баба и дед?

  2. Как вы понимаете слова Алеши: «Я полдня на бабу похож, а полдня на тебя (деда)»?

  3. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Алеши.


Анализ поэтического текста
Первый снег



Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Иван Бунин

Ответьте на вопросы:

  1. Какое время года описывает автор? Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие ваш выбор.

  2. Как вы понимаете поэтические строки: «Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса»?

  3. Каким вы представляете себе автора стихотворения?


II тур

  1. Назовите два произведения А.С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 человек. Каковы ее функции?

  2. Вот зашифрованное послание, обращенное к вам как хороший жизненный урок. Займитесь дешифровкой и прочтите сказочный урок А.С. Пушкина:

«_ _а_ _а _ож_, _а в _е_ _а_е_! _о_ _ым _о_о_ _а_ _ _о_».


  1. Назовите произведение, автора и тех, к кому обращается герой. Объясните, почему герой избрал именно такое обращение?

«Ну, дети, прощайте, иду, куда Бог приведет».


  1. Перед вами стихотворение русского поэта 20 века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек? Почему детство называется раем, «золотыми временами»? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями, «золотыми именами»? Из каких произведений эти герои и кто их автор?

Книги в красном переплете


Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете

Неизменившие друзья

В потертом красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к ним бывало.

- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет…В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище…Вечный крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1908-1910

5.Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Безнадежный - мятежный

Грозою - душою

Приснится - простится

Гонимый - мимо

Т Е С Т

  1. Найди лишнее в ряду: а) сказка; б) рассказ; в) загадка; г) пословица

  2. Допиши: Сказки бывают волшебные, о животных,….

  3. Баба Яга прогнала Василису, потому что она:

а) слишком любопытна; б) ленива; в) благословенная дочка

  1. Традиционные элементы сказки – это:

а) концовка; б) зачин; в) эпитет

  1. Найди лишнее слово: Особенностями поэтической речи являются а) рифма; б) сказка; в) ритм

  2. Описание

«Все свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат…» - это
а) пейзаж; б) интерьер; в) портрет

7. В сказке В.А. Жуковского «Спящая красавица» встречаются слова устаревшие. Соотнеси эти слова с их значением:

а) ланиты; а) поясница, часть туловища;

б) чело; б) щеки;

в) стан; в) лоб, часть головы от темени до бровей.

6 класс

I тур

Анализ прозаического текста
Осенние листики
Зимний отпуск начался, а из избы носа не высунуть: метель! Но жаль, так жаль упускать малейшую возможность побыть наедине с лесом, и я скрепя сердце выхожу.

В поле ложусь грудью на ветер. Если споткнусь и «вздумаю» упасть перёд лицом на носки широких лыж – ветер остановит меня: передо мной словно стена. Кое-как, сильно отталкиваясь палками, добираюсь до перелеска. Здесь потише, настолько потише, что даже птичка какая-то пробует петь… вглядываюсь в заснеженные лапы – синица! Вынимаю блокнот, записываю про нее…

Есть голоса, как ожиданье счастья,-

И если это птичьи голоса,

То обернется праздником ненастье,

Тогда идешь в знакомые леса.

А вот какое-то шевеление… в лесочке – поляна, на поляне – стайки осин и берез: все облетели подчистую. Только на одной из осин единственный листик трепещет, словно птица, привязанная к ветке.

Я освободил из-под рукава наручные часы с секундной стрелкой, прикинул – три молниеносные удара делает осиновый листик за одну секунду. Вычисляю на бумаге: сто восемьдесят ударов в минуту, а в сутки – более четверти миллиона. Кажется, никакой металл, никакая пластмасса не выдержит такой нагрузки! А этот листочек крутится, бьется, как маленькое сердце. Какая цепкость, какое мужество потребовалось маленькому Антею, чтобы продержаться до половины зимы и не сложить оружия, не потерять связь с материнской веткой родной земли! Не сразу я смог оторвать взгляд от осины и снова найти среди заснеженных веток синицу. Она продолжала попискивать… и мне подумалось – не случайно: моральную поддержку ей оказывал трепещущий листик. Ведь они двое на весь словно бы вымерший лес проявляли признаки жизни назло снежной буре – и каждый из них по-своему был прекрасен.
П. Маракулин
Ответьте на вопросы:

  1. Кто такой Антей? Почему листочек сравнивается с Антеем?

  2. Как вы понимаете значение фразы: «Моральную поддержку ей (синице) оказывал трепещущий листочек»?

  3. Почему автор считает, что «каждый из них по-своему был прекрасен»?

  4. Каким вы представляете себе автора этого произведения?


Анализ поэтического текста


Бледнеет ночь... Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.
Еще усадьба спит... В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный...
Уж близок день, прошел короткий сон -

И, в доме тишине не нарушая,

Неслышно выхожу из двери на балкон

И тихо светлого восхода ожидаю…


И. Бунин

Ответьте на вопросы:

  1. Определите тему и главную мысль стихотворения.

  2. Какие средства выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

  3. Определите размер, которым написано стихотворение.

  4. Почему вторая и третья строфы заканчиваются многоточием?

  5. Каким вы представляете себе автора этих строк?


II тур


  1. Назовите писателей и их произведения, в которых герои путешествуют по миру (не менее 5 названий)




  1. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово Россия или Русь (не менее 3 примеров)



  1. Кого А.С. Пушкин в своих стихах называл так: «Мой первый друг, мой друг бесценный»? «Он взял Париж, он основал Лицей»? «Голубка дряхлая моя»?

_____________________________________________________________


  1. Назовите автора и произведение, герои которых плавали на следующих кораблях:

«Пилигрим»__________________________________________________
«Беда»_______________________________________________________


  1. О ком идет речь в этом описании? Назовите название произведения и его автора.

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».

  1. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

пустыня - простыми

надежда - небрежно

дорога - берлога

безмерно - неверно

7. Допишите пословицы:


Волков бояться -

Взялся за гуж -

Делу время -

После драки -

Близок локоть -

Любишь кататься -

Встречают по одежке -

Лучше синица в руках -

Сам погибай -

На чужой каравай -



Т Е С Т


  1. Расставить в сюжетной последовательности подвиги Геракла:

А) Скотный двор царя Авгия;

Б) Лернейская гидра;

В) Немейский лев.


  1. Найди лишнее слово:

А) стопа, Б) строфа. В) стих, Г) рифма, Д) фольклор.


  1. Определи стихотворный размер:

А) Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

А. Блок
Б) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

С.Есенин




  1. Найди лишнее в ряду.

Это эпические жанры:

А) притча; Б) стопа; В) миф; Г) сказка.


  1. Это стихи М.Ю. Лермонтова:

А) «Утес»; Б) «Узник»; В) «Тучи».
6.Расставить в хронологической последовательности периоды жизни А.С. Пушкина:

А) Южная ссылка; Б) Лицей; В) Михайловское.
7.Расставить в хронологической последовательности писателей по время их жизни:

А) Н.А. Некрасов; Б) А.С. Пушкин; В) М.Ю. Лермонтов
7 класс

I тур

Анализ прозаического текста
Мещёра – остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы…

По сухим сосновым борам идешь как по глубокому  дорогому ковру – на  километры  земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит  солнечный свет. Стая птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен,  как волны. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется  миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они  подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего  отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому – нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

(Паустовский К.Г.)

1. Как называется произведение, отрывок из которого приведён

2. Сформируйте тему и идею данного текста.

3. Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

4. Что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение?

Приведите примеры из данного текста.

Анализ поэтического текста

ПЕРВЫЙ СНЕГ


Миновали дождливые дни –

Первый снег неожиданно выпал,

И все крыши в селе, и плетни,

И деревья в саду он усыпал.

На охоту выходят стрелки...

Я, признаться, стрелок не хороший;

Но день целый, спустивши курки,

Я брожу и любуюсь порошей.

Заходящее солнце укрыв,

Лес чернеет на небе румяном,

И ложится огнистый отлив

Полосами по снежным полянам;

Тень огромная вслед мне идет,

Я конца ей не вижу отсюда;

На болоте застынувшем лед

И прозрачен, и тонок, как слюда...

Вот снежок серебристый летит

Вновь на землю из тучки лиловой

И полей умирающий вид

Облекает одеждою новой...

А.М. Жемчужникова

Ответьте на вопросы:

  1. Определите тему и главную мысль стихотворения.

  2. Какие средства выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

  3. Определите размер, которым написано стихотворение.

  4. Каким настроением проникнуто стихотворение?

II тур

З А Д А Н И Я


  1. Кто из Российских литераторов был воспитателем Александра II?




  1. Найди объединяющее понятие:

Загадки, сказки, пословицы, поговорки, былины –


  1. Допиши название термина, завершающего определение:

Чрезмерное преувеличение свойств предмета – это
Художественное определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом, - это
Построение произведения, взаимосвязь его частей – это


  1. Что такое ямб? Приведите примеры (не менее трех).



  1. Кто изображен в этом описании? Назовите автора и название произведения.

«Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу…»


  1. Сочините одну-две парадоксальных строфы, продолжив балладу французского средневекового поэта Франсуа Виньона:

От жажды умираю над ручьем,

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,

Куда бы ни пошел – везде мой дом,

Чужбина мне страна моя родная.

Т Е С Т


  1. Герои былин:

А) Добрыня Никитич; Б) Иван-царевич; В) Илья Муромец.


  1. Определи жанр известных тебе произведений:

А) «Узник» А) поэма

Б) «Руслан и Людмила» Б) баллада

В) «Метель» В) стихотворение

Г)» Песнь о вещем Олеге» Г) повесть

Д) «Мой первый друг, мой друг бесценный» Д) послание


  1. Найди лишнее слово:

А) кудесник; Б) вещий Олег; В) Григорий; Г) княгиня Ольга


  1. Расположите в сюжетной последовательности:

А) Как возговорил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу…»

Б) И в ответ ему братья молвили:

«Куда ветер дует в поднебесьи,

Туда мчатся и тучки послушные»…

В) Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес»…


  1. Крупное стихотворение лиро-эпического характера – это:

А) баллада; Б) стихотворение; В) поэма.


  1. А.С. Пушкин родился в:

А) Санкт-Петербурге; Б) Москве; В) Михайловском


  1. Автор рассказа «Уроки французского»:

А) Ф. Искандер; Б) В. Распутин; В) В. Астафьев
8 класс

I тур

Анализ прозаического текста

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал...

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

- Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

- Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.

- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил - и задумался.

- Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
(И.С. Тургенев)
Вопросы: 1. Почему выпрошенный кусок казался старику сладким?

2. Какой литературный прием применяет автор в этом произведении?

3. Какова основная мысль этого произведения?

Анализ поэтического текста

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

( И.А. Бунин)
Вопросы: 1.О чём размышляет лирический герой?

2. Как понимаете последнюю строку?

3.Почему стихотворение называется «Вечер»?
II тур

З А Д А Н И Я


  1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).

Произведение

Жанр

Автор

Божественная комедия







Король-олень







Коварство и любовь







Повелитель мух







Женитьба Фигаро







Первая любовь







Борис Годунов







В списках не значился







Гранатовый браслет







Утопия








Жанр: 1. Фьяба (театральная сказка). 2. Автобиографическая повесть. 3. Историческая трагедия. 4. Военная повесть. 5. Роман с элементами антиутопии. 6. Первая в мировой литературе книга об идеальном общественном устройстве. 7. Философско-поэтическое произведение из трех частей. 8. Повесть.9. Часть драматургической трилогии. 10. Драма.

Автор: 1.Ф. Шиллер. 2. П.О. Бомарше. 3. А.И. Куприн. 4. А.С. Пушкин. 5. Б.Л. Васильев. 6. Т. Мор. 7. Г. Гоцци. 8. А. Данте. 9. И.С. Тургенев. 10. У. Голдинг.


  1. Переведите на современный русский язык эти церковнославянизмы:

Прозябание -

Виждь –

Вертеп –

Персть –

Дольний-


  1. Объясните значение и происхождение выражений:

Авгиевы конюшни –
Народ безмолвствует –

Потемкинские деревни –

От младых ногтей –

Ящик Пандоры –


  1. Кто здесь изображен? Назовите автора и название произведения.


«Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу…»



  1. Почему Швабрин, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», оказался в Белогорской крепости?


  1. Определи, женская или мужская рифма:

Среди дубравы

Блестит перстами

Храм пятиглавый

С колоколами.

А.К.Толстой


  1. Назови один из элементов композиции (продолжи фразу):


1 и 2 главы повести М.Горького «Детство» играют роль ….

Т Е С Т


  1. Из какого произведения эта строка:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»

А) А.П. Чехов «Степь»; Б) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; В) П.А. Вяземский «Степь».


  1. Восстановите сюжетную последовательность событий повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:


А) казнь Остапа; Б) речь Тараса Бульбы о товариществе; В) мать надела сыновьям две иконки на шею.


  1. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами:

А) «Злоумышленник» А) И.А. Бунин

Б) «Цифры» Б) М.Е. Салтыков-Щедрин

В) «Как один мужик двух В) А.П. Чехов

генералов прокормил»

Г) «Бирюк» Г) И.С. Тургенев


  1. Назови жанр произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»:

А) сказка; Б) рассказ; В) притча.


  1. Слова «взорим», «златолобо», «сонница», «ясь»:

А) архаизмы; Б) фразеологизмы; В) неологизмы.


  1. Укажите, из какого стихотворения А.С.Пушкина этот отрывок:

«Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я …»

А) «…Вновь я посетил…»

Б) «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

В) «Безумных лет угасшее веселье…»

Г) «Погасло дневное светило…»

9 класс

I тур

Анализ прозаического текста

Старший брат

Я был только годом и несколькими месяцами моложе Володи; мы росли, учились и играли всегда вместе. Между нами не делали различия старшего и младшего; но именно около того времени, о котором я говорю, я начал понимать, что Володя не товарищ мне по годам, наклонностям и способностям. Мне даже казалось, что Володя сам сознает свое первенство и гордится им. Такое убеждение, может быть, и ложное, внушало мне самолюбие, страдавшее при каждом столкновении с ним. Он во всем стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя, и все это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания.

Меня мучило больше всего то, что Володя, как мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это.

Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой, господином и слугой, в особенности , когда люди эти не во всем откровенны между собой. Сколько недосказанных желаний, мыслей и страха — быть понятым — выражается в одном случайном взгляде, когда робко и нерешительно встречаются ваши глаза!

Но, может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу; может быть, Володя совсем и не чувствовал того же, что я. Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой.

Я невольно увлекался его страстями; но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу. Но ничему я не завидовал столько, как счастливому, благородно откровенному характеру Володи, особенно резко выражавшемуся в ссорах, случавшихся между нами. Я чувствовал, что он поступает хорошо, но не мог подражать ему.

Однажды, во время сильнейшего пыла его страсти к вещам, я подошел к его столу и разбил нечаянно пустой разноцветный флакончик.

— Кто тебя просил трогать мои вещи? — сказал вошедший в комнату Володя, заметив расстройство, произведенное мною в симметрии разнообразных украшений его столика. — А где флакончик? непременно ты...

— Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?

— Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, — сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.

— Пожалуйста, не командуй, — отвечал я. — Разбил, так разбил; что ж тут говорить!

И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.

— Да, тебе ничего, а мне чего, — продолжал Володя, делая жест подергивания плечом, который он наследовал от папа, — разбил, да еще и смеется, этакой несносный мальчишка!

— Я мальчишка; а ты большой, да глупый.

— Не намерен с тобой браниться, — сказал Володя, слегка отталкивая меня, — убирайся.

— Не толкайся!

— Убирайся!

— Я тебе говорю, не толкайся!

Володя взял меня за руку и хотел оттащить от стола; но я уже был раздражен до последней степени: схватил стол за ножку и опрокинул его. «Так вот же тебе!» — и все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол.

— Отвратительный мальчишка!.. — закричал Володя, стараясь поддержать падающие вещи.

«Ну, теперь все кончено между нами, — думал я, выходя из комнаты, — мы навек поссорились».

До вечера мы не говорили друг с другом; я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться; Володя, напротив, учился хорошо и, как всегда, после обеда разговаривал и смеялся с девочками.

Как только учитель кончал класс, я выходил из комнаты: мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом. После вечернего класса истории я взял тетради и направился к двери. Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо. Володя в это самое время поднял голову и с чуть заметной добродушно насмешливой улыбкой смело посмотрел на меня. Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня; но какое-то непреодолимое чувство заставило меня отвернуться.

— Николенька! — сказал он самым простым, нисколько не патетическим голосом, — полно сердиться. Извини меня, ежели я тебя обидел.

И он подал мне руку.

Как будто, поднимаясь все выше и выше, что-то вдруг стало давить меня в груди и захватывать дыхание; но это продолжалось только одну секунду: на глазах показались слезы, и мне стало легче.

— Прости... ме...ня, Вол...дя! — сказал я, пожимая его руку.

Володя смотрел на меня, однако так, как будто никак не понимал, отчего у меня слезы на глазах...

(Л.Н. Толстой «Отрочество»)

Анализ поэтического текста

Осенний клен

Осенний мир осмысленно устроен

И населен.

Войди в него и будь душой спокоен,

Как этот клен.

И если пыль на миг тебя покроет,

Не помертвей.

Пусть на заре листы твои умоет

Роса полей.

Когда ж гроза над миром разразится

И ураган,

Они заставят до земли склониться

Твой тонкий стан.
Но даже впав в смертельную истому

От этих мук,

Подобно древу осени простому,

Смолчи, мой друг.
Не забывай, что выпрямится снова,

Не искривлен,

Но умудрен от разума земного,

Осенний клен.

(Н.А. Заболоцкий)

Определите тему стихотворения.

Выберите стихотворение данной тематики поэта II половины 19 века (по своему усмотрению).

Сопоставьте два произведения.
II тур


        1. О каком историческом деятеле идёт речь в этих отрывках? Назовите автора и произведение.



а) Был он грозен в Киеве с врагами

И поганых ратей не щадил:

Устрашил их сильными полками,

Порубил булатными мечами

И на степь ногою наступил.

б) Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью россиян всё побеждать?
в) Его глаза

Сияют. Лик его ужасен,

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как Божия гроза.



г) Объездил страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели..



        1. Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Повесть о Петре и Февронье», «Недоросль», Бежин луг», «Борис Годунов », «Фелица».


        1. Какие герои русской литературы видят вещие сны или « сны в руку». Назовите произведения.

        2. Назовите жанр произведений:



а) «Слово о полку Игореве»

б) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

в) А.С. Пушкин «Арап Петра Великого»

г) В.А. Жуковский «Светлана»

д) Д.И. Фонвизин «Недоросль»


        1. Назовите синтаксический приём выразительности.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча

        1. Чьи строки, откуда?

а) «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

б) «Лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть? »

в) Ваш долг есть законы охранять,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

г) «Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги - ни с кем не делись. Всё себе возьми….

Не учись этой дурацкой науке.»

д) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

        1. Каким был герб Царскосельского Лицея?

а) сова, сидящая на лире;

б) двуглавый орел, державший в лапах свиток;

в) древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.

        1. Определите стихотворный размер отрывка:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто изгнанники…

        1. Напишите теоретико-литературную статью «Дружеское послание» для литературоведческого словаря. Приведите примеры произведений данного жанра



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5 класс I тур Анализ прозаического текста iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
5 класс I тур Анализ прозаического текста icon'''''Структурный анализ прозаического текста как методический прием раскрытия
Анализ основных открытий Н. И. Лобачевского и Н. Коперника в сравнении с существующими теориями Евклида и Птолемея
5 класс I тур Анализ прозаического текста icon5. Задача-ситуация (II тур)
Вам предлагаются тестовые задания (I тур) и задача ситуация (II тур). При выполнении работы над тестами (I тур) Вам необходимо
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconМетоды организации познавательной деятельности
Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5)
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconЛитература Заключительный тур
...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconИнформационные технологии и анализ художественного текста Выпускная...
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconКонкурс проводится в 2 тура I тур (заочный) и II тур (очный). I тур...
Экологическая олимпиада «Таганаит» это эколого творческий конкурс, рассчитанный на школьников среднего и старшего возраста
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconЛитература 11 класс. Лескова Т. Е
Цель: раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconТематическое планирование Русский язык. 9 класс
...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconК. И. Чуковского план викторины: Вступительное слово учителя. I тур...
Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconРабочая программа основного среднего общего образования «русский язык»
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 класс»...
5 класс I тур Анализ прозаического текста iconПрием «Шесть шляп»
Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск