Рассмотрено на совете «Согласовано» «Утверждаю»
методического объединения Заместитель директора Директор школы:
Руководитель:_______/Н.К.Галеева/ по учебной работе: __________/Ф.Ф.Мисалов/
Протокол №1 28 августа 2012 г. __________/А.М.Мисалова/ Приказ № 53
29 августа 2012 г. 31 августа 2012 г.
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нижнеалькеевская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
на 2012-2013 учебный год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2012г.
Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Галиуллина С.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 10 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы по русской литературе под редакцией М.Г.Ахметзянова, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан
( Казань, издательство «Магариф», 2009 год ) и учебного плана ОУ на 2012- 2013 учебный год
Для реализации программы используется
Учебник: Русская литература: Учебник- хрестоматия для 10 кл .татар. сред. общеобразоват. шк. :В двух частях. Автор- составитель М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, М.В.Ведишенкова, Т.А.Карпеева. Под ред. М.Г.Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2009
Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, высокую человеческую культуру.
Учащиеся 10 класса должны владеть критериями оценки художественных произведений; уметь характеризовать главных героев произведений; знать их основные проблемы, и художественные особенности; самостоятельно оценивать непреходящее, общечеловеческое значение произведений. Программа предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественные произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать на диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Учебно - тематический план
-
№
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| Введение. Общая характеристика литературы XIX века.
| 1
| 2
| Литература XIX века.
| 21
| 3
| Русская литература второй половины 19 века.
| 73
| 4
| Зарубежная литература.
| 10
| 102 часа р\р-7. вн.ч.-3, к,р-2
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русской литературе за курс 10 класса:
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
-воспроизводить содержание литературного произведения; -анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь), - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; -соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; -определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; -аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Используемые средства обучения:
Учебно- методический комплект:
1.Базовый учебник: Русская литература: Учебник- хрестоматия для 10 кл .татар. сред. общеобразоват. шк. :В двух частях. Автор- составитель М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова и др. Под ред. М.Г.Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2009
Литература для учителя
1.Скиргайло Т.О.,Ахбарова Г.Х. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8- 9 классах.- Казань: РИЦ. Школа, 2008
2.Журнал «Магариф» Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Содержание тем учебного курса.
Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века..
| Александр Сергеевич Пушкин. Очерк жизни и творчества. Вольнолюбивая лирика: «Деревня», «К морю». Слияние личной и гражданской тем.Философская лирика: «Пророк», «Осень», «Вновь я посетил...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Поэт», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Сожженное письмо». Раздумья поэта о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта. Трагедия «Борис Годунов». Пpоблема народа и власти в трагедии. Царь Борис, его приспешники. Композиция и язык трагедии. «Медный всадник». Изображение исторической воли Петра.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы поэзии Лермонтова. Философская лирика: «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Гляжу на будущность с боязнью...», «Пророк», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Кинжал», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Валерик», «Сон», «Нет, я не Байрон...», «Завещание». Любовь к Родине, ее народу и природе, раздумья о судьбе поколения и личности. Мотивы тоски, одиночества, мятежной души. Любовная лирика: «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы: но твой портрет...», «Как небеса, твой взор блистает...», «Они любили друг друга так долго и нежно...».
Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Петербургские повести». «Невский проспект». Трагическое и комическое в повестях, реальность и фантастика. Образ Петербурга как бездушного города. Образ художника Пискарева. «Шинель». Тема «маленького человека». Сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора. Образ «значительного лица», развязка повести. «"Шинель" — одно из глубочайших созданий Гоголя» (Белинский).
Русская литература второй половины XIX века. Александр Николаевич Островский. Очерк жизни и творчества. «Гроза». Причины конфликта Катерины с «темным царством». Обличение невежества, самодурства купцов. Речевая характеристика героев.
Гончаров. «Обломов». Роль других персонажей (Штольц, Ольга, Агафья Матвеевна) в раскрытии характера Обломова. Вытопись И. А. Гончарова-реалиста. Приемы раскрытия характера. Очерки «Фрегат "Паллада"».
Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети» (в сокращении). Характер конфликта между «отцами» и «детьми». Базаров: его взгляды и духовный облик. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева. Базаров и «базаровщина». «Нигилизм» Базарова. «Тайный психологизм» как один из приемов раскрытия характера героев. «Первая любовь». Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин» (по выбору).
Николай Гаврилович Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?» (главы). Общий обзор романа с чтением отдельных глав.
Углубление понятия о разных типах романа: нравственно-психологическом и общественно-психологическом.
Николай Алексеевич Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика. «Я не люблю иронии твоей...», «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Элегия» (1874), «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»), «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт...», «Еду ли ночью по улице темной...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Музе». «Кому па Руси жить хорошо».Народно-поэтическая основа, широта изображения народной жизни, многоголосие, элементы патетики и юмора, приемы сатирического изображения. Народный характер поэмы.
Федор Иванович Тютчев. Слово о поэте. Лирика. «Умом Россию не понять...», «О вещая душа моя!..», «0, как убийственно мы любим...»,«Я очи знал, — о, эти очи!..», «0, не тревожь меня укорой справедливой!..», «Предопределение». Своеобразие пейзажа. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Драма любви.
Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Лирика. «Шепот, робкое дыханье...», «Какая ночь! Как воздух чист...», «Целый мир от красоты...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Как беден наш язык...». Единство внутреннего и внешнего мира в поэзии Фета. Метафоричность, музыкальность его лирики. Понятие о лирике как роде литературы, ее жанры, специфика. Метафоричность поэзии. Связь поэзии и музыки.
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Лирика. «Коль любить, так без рассудку...», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», «Дождя отшумевшего капли...», «Острою секирой ранена береза...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...». Стихи о любви и природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты родной природы.
Николай Семенович Лесков. Очерк жизни и творчества. «Однодум». Сказание о правдоискателях, народных праведниках. Автор о ежедневном будничном подвиге праведников. Праведник Рыжов - главный герой рассказа. « Кадетский монастырь» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Очерк жнзпи и творчества. «История одного города» (обзор с чтением и разбором отдельных глав). Своеобразие жанра произведения. Сатирическое обличение деспотизма, приемы фантазии, гротеска, иносказания. Проблема народа и власти.
| Федор Михайлович Достоевский. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Преступление и наказание» (главы). Тема «бедных людей» в романе. Сложность социально-психологического конфликта. Поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Изображение «маленького человека». «Бедные люди», «Белые ночи».
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности; начало творческой деятельности; участие в обороне Севастополя; 60-е годы. «Война и мир». Своеобразие жанра романа-эпопеи. Народ и личность. Духовные искания главных героев романа.
В.М.Гаршин. Человек на войне в рассказе «Четыре дня». «Гаршинский» стиль.
А.П.Чехов.». «Ионыч». Трагизм духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений. Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие конфликта пьесы. Судьба поместного дворянства. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. Тема современных хозяев жизни. Мотивы будущего в пьесе. Лиризм и мягкий юмор Чехова.
Зарубежная литература. Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Разлад между воображением героя и реальной жизнью как причина его комических неудач. Трагедия гуманного, благородного, возвышенного духом Дон Кихота, его столкновение с несправедливым и пошлым миром. «Здравый смысл» Санчо Пансы и «безумство» Дон Кихота.
Вильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. «Гамлет» (отрывки). Изображение феодального мира в трагедии. Образ гуманиста Гамлета, размышления героя о добре и зле, о силе жизни человека.
Джордж Гордон Байрон. Очерк жизни и творчества поэта. «Корсар» (в сокращении). Байронический герой. Противоречивость характера Конрада; индивидуализм, порывы могучего духа. Особенности стиля поэта (портрет, жест, местный колорит).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. «Фауст» («Пролог на небесах», сцены из 1 части по выбору). Смысл жизни, назначение человека - центральная проблема трагедии, ее связь с композицией произведения. Композиционная роль «Пролога на небесах» .
Оноре де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Творчество Бальзака — вершина французского критического реализма. «Евгения Гранде». Драма женщины в творчестве Бальзака. Крушение романтических устремлений. Гибель естественного начала под давлением денежных отношений.
| |