Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муралинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ» Рассмотрено и согласовано Согласовано Утверждаю на заседании РМО учителей Зам директора по УВР Директор школы русского языка и литературы ---------- Сайфутдинова А.М. -------------- Мингазова Л.Т. 25 августа 2011г. 26 августа 2011г Пр № 35 от 01 сентября2011г. Рабочая программа по литературе (8 класс) на 2011 - 2012 учебный год количество часов в неделю: 3 часа учитель: Назеева Лилия Рифхатовна Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.). Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе. Структура документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; произведения для заучивания наизусть; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними. При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Цели обучения Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются: - выявление характерных причинно-следственных связей; - сравнение и сопоставление; - умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезиса, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VIII класса. В 8 классе ученик должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений. Ученик должен уметь: - определять связь литературного произведения со временем, понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано - использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ. - определять авторскую позицию писателя. - создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи. - пользоваться различными справочными изданиями. - использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе. Раздел III. Учебно-тематический план.
Раздел IV. Содержание учебного предмета. ВВЕДЕНИЕ Урок 1. Художественная литература и действительность. Понятие о художественном образе Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Знакомство с программой по литературе для 8 класса. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА. Урок 2-3. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар». Стихотворная строфа. Уроки 4-5 А.С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". (Историческая основа повести) Лекция учителя об исторической основе повести. Выяснение смысла пословицы, взятой А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа. Рассказ учащихся о жизни Петруши в родительском доме. Анализ действий Пугачёва и правительственных войск. Рассказ учащихся о судьбе коменданта Белгородской крепости, его жены Василисы Егоровны и дочери. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически оправдано. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота Своеобразие композиции. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов. Урок 6 «История пугачевского бунта» (отрывки) Уроки 7 – 8 «Станционный смотритель». Рассказ учителя о сборнике "Повести Белкина". Изображение "маленького человека", его положения в обществе. Повесть как жанр литературы (развитие понятия). Урок 9. Урок развития речи Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка": 1. Мои любимые страницы повести. 2. Образ Пугачёва 3. Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской воине назвал "Капитанская дочка"? 4. Формирование характера и взглядов Петра Гринёва. 5. История Маши Мироновой. Урок 10. Михаил Юрьевич Лермонтов - певец свободы. Лекция учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, сопровождаемая чтением стихотворений, выступлениями учащихся. Темы для выступлений учащихся: 1. Лермонтов на Кавказе. 2. Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова. Сравнение как основной композиционный приём в стихотворениях. Уроки 11 -12. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри" Слово учителя об истории создания поэмы, её теме и идее. Выразительное чтение поэмы "Мцыри", комментарий по ходу чтения. Работа с трудными словами: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Работа с иллюстрациями. Идейное содержание поэмы. Главный герой Мцыри. Художественный рассказ о жизни Мцыри в монастыре и во время скитаний. Беседа. Чтение наизусть выученных глав. Реферат или индивидуальные сообщения учащихся на тему "Особенности построения поэмы (роль вступления, лирического монолога, пейзажей)". Обобщения и выводы. В образе главного героя поэт выразил свои мечты о человеке, который стремится к свободной жизни и готов к борьбе за неё. Значение поэмы. |