Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации25.11.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по литературе и скорректирована на её основе. Обучение учащихся 9 класса ведется по учебнику: Коровина В. Я., В. П. Журавлев, В. И, Коровин. Литература:9кл.: Хрестоматия..: В2ч.-М.: Просвещение, 2002 , поэтому в качестве основы выбрана Программа по литературе 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента.

Цель изучения литературы в общеобразовательной школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В учебном материале данного курса затронута одна из ведущих проблем – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Курс 9 класса построен на смене эпох развития литературы, представленных общим планом обзора и крупным планом изучения монографической темы. Обилие зарубежного материала объясняется тем, что некоторые эпохи – античность, Возрождение – русская литература или миновала, или переживала в иных формах и позднее, чем Европа. Однако везде, где это возможно, мы стараемся сопрягать русское и европейское литературное развитие, дабы показать и общие тенденции, и самобытность русского искусства. Новой задачей 9 класса оказывается освоение таких явлений, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм предстают перед учениками как наследники и антиподы. При этом можно показать, что система « правил» каждого направления неизбежно сдвигается и варьирует индивидуальным творчеством писателя.

Рассмотрение творческого пути писателя возможно в какой-то степени в рамках разных монографических тем, но наиболее закономерно предстает в теме «А. С. Пушкин». Здесь уроки творческой эволюции писателя наиболее поучительны и открыты ученикам, здесь стремительность взлета русского искусства от замкнуто-отечественного своеобразия к общественному уровню особенно заметна. Труднее всего показать нравственное и художественное движение поэта в органическом единстве. 9 класс может быть для многих учащихся завершением их школьного литературного образования.

Данная рабочая программа составлена для обучения учащихся 9 класса.

Кратная характеристика знаний, умений, навыков по литературе на начало учебного года учащихся 9 класса. По итогам 2010 -2011учебного года учащиеся при 100% успеваемости показали 73 % качества знаний, ряд произведений в прошлом учебном году вызвал у ребят интерес: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», лирика С.А.Есенина.

Программой отводится на изучение литературы по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них уроков внеклассного чтения 4, с использованием НРК - 8, уроков развития речи – 8, уроков контроля знаний (тестирование) – 3.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Литература:

1.Богданова О. Ю. Маранцман В. Г.Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

2. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2006.

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие – М.: Флинта. Наука, 1999.

4.Торкунова Т. В. Как писать сочинение. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 1997.

5.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 1996.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы


урока

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемый результат освоения материала

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

1


Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства.


1



Урок изучения нового материала


Обучение навыкам тезисного записывания лекции учителя

Знать основные темы, поднимаемые писателями XVIII, XIX, XX вв.

Уметь конспектировать, составлять план


Выборочная проверка составления тезисов учащимися в тетради

Прочитать статью стр.3-5

Подготовить пересказ статьи, записать главные мысли автора








2

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Комбинированный урок

Развитие устной монологической речи, работа над совершенствованием исследовательских навыков

Знать основные жанры древнерусской литературы и их особенности

Уметь наблюдать за сюжетом, составлять устный рассказ по иллюстрации

Фронтальный опрос

Работа над текстом.

Прочитать «Слово о полку Игореве»







3

Идейный центр поэмы – «Золотое слово Святослава». Образ автора «Слово о полку Игореве».

1

Комбинированный

Работа с текстом, умение отбирать главное, выразительное чтение монолога-плача Ярославны. Составление плана

Знать текст произведения, понимать прочитанное.

Уметь собрать цитатный материал о героях

Характеристика героев, устное иллюстрирование, определение средств художественной выразительности .Оценка материала, изложенного учащимися ( план сюжета и устное сочинение)

1.Подготовить устное сочинение на тему: «Каким вы предста-вляете себе автора?»

2. Выучить наизусть отрывок







4

Р.р. Величие и бессмертие древнерусской литературы. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок систематизации знаний

Использование цитат и их оформление на письме. Работа с текстом, поиск языковых и художественных

средств

Знать текст произведения

Уметь цитировать

Составление плана сочинения. Сбор материала к сочинению

Написать сочинение по одной из пред-ложенных тем; Подготовить сообщение о М.Ломоносове







5

Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.

1

Изучение нового материала

Составление плана лекции, опорных схем, работа с учебником.

Иметь представление о литературном направлении – классицизме

Уметь конспектировать, составлять план



Проверка записей тезисов в тетради ( выборочно).

Фронтальный опрос класса.

Чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение «Оды на день вошес-твия…»;







6

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.



1

Изучение нового материала

Работа над составлением связного текста, нахождение эпитетов, сравнений, выразительное чтение

Знать биографию Ломоносова и его творчество.

Уметь выразительно читать стихотворное произведения, находить средства выразительности.

Фронтальный и индивидуальный опрос, вопросы:

- какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве?

-Какие задачи ставит перед поэзией?

.Выучить отрывок из оды ,подготовить сообщение о Державине







7

У литературной карты Татарстана. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. «Памятник», «Властителям и судиям»

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная работа над сообщением. Работа над составлением вопросов. Работа по нахождению эпитетов в тексте.

Знать основные вехи его жизни, уметь находить эпитеты в тексте.

Уметь анализировать лирическое стихотворение.

Составление вопросов по сообщениям учащихся. Ответы на вопросы. Проверка домашнего задания, ответы на вопросы, анализ поэтического текста.

Выучить наизусть стих «Памятник». Прочитать стих К.Ф.Рылеева «Державин»







8.

У литературной карты Татарстана. А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1

Урок изучения нового материала.

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева. Умение рассуждать.
Работа с текстом, подбор цитат, работа над развитием связной речи.

Иметь представление о жизни и творчестве Радищева. Знать содержание глав . Уметь анализировать прозаическое произведение.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение наизусть.

Чтение 4,5 глав поэмы. Прочитать 6 гл. и составить викторину (1гр.), подготовить сообщение о лирических отступлениях в поэме (2гр.)







9

Особенности повествования в «Путешествии» и его содержательное наполнение.

1

Урок-беседа, изучение нового материала

Уметь анализировать и делать выводы

Проверка индивидуального задания «Литературное творчество Радищева».

Индивидуальное задание по карточкам.

Ответить на вопросы. П

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.М.Карамзина







10

Н.М.Карамзин. Личность, творчество, судьба. Стих-е «Осень»

1

Урок изучения нового материала

Составление тезисов лекции по плану. Выразительное чтение.

Знать литературоведческие термины – классицизм, сентиментализм. Уметь работать с текстом

Сообщение о тв-ве Карамзина. Словарная работа

Ответить на вопросы по повести: 1. Эраст – злодей или жертва своих страстей? 2. Как в повести выражено отн-е автора-рассказ-чика к происхо-дящим событиям?







11

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма в повести.

1

Комбинированный урок

Задание по группам-проанализировать следующие моменты:

1. Описание Симонова монастыря в начале повести.

2. Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом

3.Описание грозы.

Знать текст произв-я, Уметь пересказывать, комментировать эпизоды, портрет и пейзаж в произведении.

Задание по гр.: 1. Опи-сание Симо-нова мона-стыря 2.Лиза на берегу Москвы-реки ран-ним утром перед встречей с Эрастом 3.Описание грозы

Написать тв-ую работу на выбор: 1.Роль пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», 2. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (сочинение-размышление







12

Литература 18 века в восприятии современного читателя.

Итоговый урок по теме «Литература 18 века»

1

Урок обобщения. Контроль ЗУН

Подбор цитат, составление плана, отбор материала для сочинения.

Знать основные темы, поднимаемые писателями 18 в., уметь четко выра-жать свои мысли

Игра-викторина

Сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского







13

Литература XIX века.

Золотой век русской литературы. От класси-цизма и сентиментализма к реализму.


1

Урок изучения нового материала

Отработка навыков составления плана лекции.

Знать лит-ые понятия. Уметь понимать литературу разных направлений, составлять тезисы лекции

Составить тезисы лекции пот плану:

1. Основные историче

ские события, определившие развитие русской и европейской литературы

2.Последние годы сентиментализма.

3. Просветительство в литературе начала века.

Выучить лекцию о романтизме. Инд-но: подготовить сообщение на тему: Жуковский -переводчик»







14

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. (обзор). «Море». «Невыразимое».

1

Урок-лекция. Практикум.

Сообщения учащихся

Иметь представление о жизни и творчестве Жуковского, об особенностях его мироощущения. Уметь анализировать стихотворение.

Фронтальный опрос, чтение и анализ стихотворений.

Выучить наизусть одно стих-е по выбору («Вечер», «Море», «Певец во стане русских воинов»)







15

В.А. Жуковский. Знакомство с балладой «Светлана»

1

Беседа. Практикум.

Сообщения учащихся, анализ баллады, выразительное чтение.

Знать содержание баллады

Уметь анализировать произведение, отвечать на вопросы.

Индивидуальный опрос. Анализ произведения по вопросам ,выделение основной мысли.

Выразительное чтение баллады







16

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок изучения нового материала

Составление тезисов по данному плану. Индивидуальные сообщения

Знать о жизни и творчестве Грибоедова

Уметь составлять план лекции

Составление тезисов по плану. Ответы на вопросы

Перечитать «Горе от ума». Прочитать 1,2- д-я комедии и ответить на вопрос: где начинается завязка д-я?







17

Комедия «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции.

1

Урок применения знаний и умений


Заочная экскурсия во МХАТ.Чтение по ролям

Знать содержание 1 д-я; уметь выделять ключевые сцены в драм. произведении, составлять характеристики героям

Выбороч-ный пересказ отдельных сцен

Прочитать 2 ,3

д-я комедии. Составить характеристику Фамусова с использованием цитат. Выучить монолог Фамусова.







18

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

Сообщения учащихся, использование цитат для доказательных ответов.

Знать содержание прочитанного, уметь характеризовать героев, используя их речь

Монолог Фамусова наизусть. Комментированное чтение.

Подготовить развернутый ответ о Чацком.







19

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии.

1

Урок-дискуссия

Прослушивание подготовленных сообщений. Цитатный план-характеристика

Знать содержание комедии; уметь анализировать эпизоды

Доказательство собственной точки зрения на осмысление позиции главного героя по творческим группам.

Прочитать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», за-конспектировать






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск