Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена
На заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
Протокол от
« 25 » июня 2013 г.
№ 6
| Согласована
Заместитель директора по УВР
Тулинова Н.В._______
« 25 » июня 2013 г.
| Рассмотрена
На заседании педагогического совета школы
Протокол от
« 29 » августа 2013 г.
№_01______
| Утверждена
Приказом директора МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ от « 31» августа 2013 г.
№
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
6 класс (базовый уровень)
2013 – 2014 учебный год Раздел I
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе программы по литературе для 6 класса общеобразовательной школы / авт.-сост., С.А. Зинин. – 7-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Используется УМК под ред. Г.С. Меркина, рекомендованный Минобрнауки РФ и департаментом образования Белгородской области к применению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 год. В состав УМК Г.С. Меркина входит учебник (литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. \ С.А. Зинин, В.А. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2009 – 662 с.: ил.
Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения, оборудование и приборы.
Цель программы: изучение вершинных произведений классической литературы, формирование первоначальных представлений об историко-литературном процессе.
Задачи программы:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге.
Школьный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 6
классе в объеме 70 часов, т.е. 2 часа в неделю (35 учебных недель).
В связи с отсутствием у автора программы Зинина С.А. распределения часов по разделам, учебный материал распределен с учетом уровня подготовки обучающихся следующим образом:
№ п\п
| Наименование раздела (темы)
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| Обоснование
| 1
| Введение
|
| 1ч.
| Считаю, что данное количество часов достаточно для знакомства с материалом раздела
| 2
| Из греческой мифологии
|
| 2ч.
|
| 3
| Из устного народного творчества
|
| 3ч.+1ч. р.р.
| Данное количество часов на изучение раздела позволяет познакомиться с произведениями устного народного творчества
| 4
| Из древнерусской литературы
|
| 3ч.
| Считаю, что трех часов достаточно для характеристики древнерусской литературы как историко –культурного явления
| 4
| Из литературы XVIII века
|
| 2ч.
| Данный раздел представлен одним автором, поэтому достаточно 2 часов на изучение его творчества.
| 5
| Из литературы XIX века
|
| 27ч.+4ч.р.р.+2ч. вн.ч
| Часы распределены с учетом объема текстов, уровня подготовленности обучающихся и развития познавательного интереса к творчеству русских классиков
| 6
| Из литературы XX века
|
| 10ч.+1 ч. вн.ч.
| Исходя из перечня произведений писателей XX века,предложенного автором программы для изучения,считаю данное количество часов достаточным
|
| Из поэзии о Великой Отечественной войне (3+1)
|
| 4
| С целью обзорного изучения произведений данного раздела выделено 4 часа программного материала
| 7
| Из зарубежной литературы
|
| 9ч.+1вн.ч.
| Часы распределены с учетом объема текстов, уровня подготовленности обучающихся и развития познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей
|
| Итого:
|
| 70 часов
|
|
Объем усвоения теоретико – литературных понятий обучающимися 6 класса:
Жанрово – родовые понятия, категории и термины
| Структурно – образующие элементы
| Образный мир
| Выразительные средства художественной речи
| Миф, быличка, бывальщина
|
|
| Гипербола, деталь художественная
| Предание
| Исторический сюжет; легендарный сюжет
|
|
| Волшебная сказка
| Зачин, событие, отправка, преодоление препятствий, поединок, возвращение, счастливый финал, прием запрета
|
|
| Сказание
| Историческое предание
|
|
| Историческая повесть
| Сюжет в исторической повести
| Центральный персонаж – князь-воин
|
| Плач
| Вставной эпизод
|
|
| Стихотворение
| Композиция
|
| Поэтические фигуры (градация, риторический вопрос) и тропы (антитеза, инверсия)
| Элегия
| Мотивы
|
|
| Баллада
| Лироэпический текст; фабульные элементы
| Балладный герой
|
| Роман
| Замысел, тема, художественная идея, социальная и нравственная проблематика
| Образы центральные и второстепенные; авторская позиция
| Портрет
| Силлаботоническое стихосложение
| Стих, стопа
|
|
| Хорей, ямб
| Двусложный размер, пиррихий, спондей
|
|
| Героическая повесть
| Конфликт
| Героический характер
|
| Новелла
| Развязка
|
|
| Дактиль, анапест, амфибрахий
| Трехсложный размер, стихотворный ритм
|
|
| Автобиографическая проза
| Особенности сюжета
| прототип
|
| Рождественский рассказ
| Чудо в сюжете произведения
|
|
| График текущего контроля
Виды контроля
| В год
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Классные сочинения
| 3
| 1
|
| 2
|
| Домашние сочинения
| 1
|
| 1
|
|
| Итого:
| 4
| 1
| 1
| 2
| 0
|
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков являются:
различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
письменные ответы на вопросы;
классные и домашние сочинения разных жанров.
Срок реализации учебной программы: 2013 – 2014 учебный год.
Раздел II
Требование к уровню подготовки учащихся 6 класса по литературе В результате изучения курса литературы обучающийся 6 класса должен знать/понимать:
*образную природу словесного искусства;
*содержание изученных литературных произведений;
*основные факты жизни и творчества изучаемых писателей и поэтов;
*изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
*воспринимать и анализировать художественный текст;
*выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
*определять род и жанр литературного произведения;
*выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
*давать характеристику героев;
*характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
*сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
*выявлять авторскую позицию;
*выражать свое отношение к прочитанному;
*выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
*владеть различными видами пересказа;
*строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
*участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
*писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
Раздел III
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
| № урока
| Наименование раздела, темы
| Кол-во часов
| Сроки прохождения учебного материала
| Подготовка к ГИА
| Примечание
| По плану
| фактически
|
|
|
| 1
| Введение
| 1
|
|
|
|
| 1
| 1
| Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям
| 1
|
|
|
|
|
| 2
| Из греческой мифологии
| 2
|
|
|
|
| 2
| 1
| Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту
| 1
|
|
|
|
| 3
| 2
| Мифы о героях. «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту
| 1
|
|
|
|
|
| 3
| Из устного народного творчества
| 3 +1 р.р.
|
|
|
|
| 4
| 1
| Предания, легенды, сказки. «Солдат и смерть». Предание и его художественные особенности
| 1
|
|
|
|
| 5
| 2
| «Как Бадынко победил одноглазого великана». Народные представления о добре и зле
| 1
|
|
|
|
| 6
| 3
| «Сказка о молодильных яблоках». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели
| 1
|
|
|
|
| 7
| 4
| Р.Р. № 1 Классное сочинение на тему «Мой любимый герой народных сказок»
| 1
|
|
| Задание
С 1
|
|
| 4
| Из древнерусской литературы
| 3
|
|
|
|
| 8
| 1
| Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях
| 1
|
|
| Задание А 1
|
| 9
| 2
| «Повесть о разорении Рязани Батыем». Поучительный характер древнерусской литературы
| 1
|
|
|
|
| 10
| 3
| «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственная проблематика житийной литературы
| 1
|
|
|
|
|
|
5
| Из литературы XVIII века
| 2
|
|
|
|
| 11-12
| 1-2
| М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии : «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея
| 2
|
|
| Задание
А 1
|
|
| 6
| Из литературы XIX века
| 27+4р.р.+1вн.ч
|
|
|
|
| 13
| 1
| В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А. С. Пушкин
| 1
|
|
| Заданияе
А 1
|
| 14
| 2
| Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Тема любви в балладе
| 1
|
|
| Задание
А 2
|
| 15
| 3
| А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. Лицеист А.С.Пушкин в литературной жизни Петербурга
| 1
|
|
|
|
| 16
| 4
| Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро»
| 1
|
|
| Задание
А 3
|
| 17
| 5
| Интерес к истории России: «Дубровский»- историческая правда и художественный вымысел. Центральные персонажи. Основной конфликт. Ссора Троекурова и Дубровского.(глава 1). Суд и его последствия (главы 2-3)
| 1
|
|
|
|
| 18
| 6
| Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (главы 4-5). Пожар в Кистеневке (главы 6-7)
| 1
|
|
|
|
| 19
| 7
| Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник (8-10)
| 1
|
|
|
|
| 20
| 8
| Маша Троекурова и Дубровский (главы 11- 16)
| 1
|
|
|
|
| 21
| 9
| Р.Р. Подготовка к сочинению по повести «Дубровский»
| 1
|
|
| Задание типа С 1
|
| 22
| 10
| Вн. чт. «Повести Белкина»
| 1
|
|
|
|
| 23
| 11
| М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть
| 1
|
|
|
|
| 24
| 12
| Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус», «Листок».Многозначность художественного образа
| 1
|
|
| Задания
А 2, А 3,
А 4
|
| 25
| 13
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)
| 1
|
|
|
|
| 26
| 14
| «Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя
| 1
|
|
|
|
| 27
| 15
| Андрий и Остап
| 1
|
|
|
|
| 28
| 16
| Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя
| 1
|
|
|
|
| 29
| 17
| Р.Р. Подготовка к классному сочинению на темы: «Тарас Бульба- патриот русской земли», «Остап и Андрий как два типа исторического сознания», «Святые узы товарищества».)
| 1
|
|
|
|
| 30
| 18
| Р.Р. № 2 «Классное сочинение по повести «Тарас Бульба»( темы: «Тарас Бульба- патриот русской земли», «Остап и Андрий как два типа исторического сознания», «Святые узы товарищества».)
| 1
|
|
| Задание
С 1
|
| 31
| 19
| Вн. чт. по повестям из сборника Н.Гоголя «Миргород»
| 1
|
|
|
|
| 32
| 20
| И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции
| 1
|
|
| Задание А 1
|
| 33
| 21
| Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг. Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя
| 1
|
|
|
|
| 34-35
| 22-23
| Н.А.Некрасов. Гражданская позиция Некрасова в 60- 70 гг. Темы народного труда и « долюшки женской»- основные в творчестве поэта. Стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений : разоблачение социальной несправедливости
| 2
|
|
| Задание
А 2
|
| 36
| 24
| Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Маман», «Что за человек был мой отец», «Папа», «Юродивый»
| 1
|
|
|
|
| 37
| 25
| Анализ глав повести «Детство»: «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна»
| 1
|
|
|
|
| 38
| 26
| «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л. Толстого
| 1
|
|
|
|
| 39
| 27
| В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия
| 1
|
|
| Задания
А 1, А2,
А 3
|
| 40-41
| 28-29
| Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям
| 2
|
|
|
|
| 42-43
| 30-31
| А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы Чехова. «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость .Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям
| 2
|
|
|
|
| 44
| 32
| Р.Р. № 3 Классное сочинение. Написание юмористического рассказа на заданную тему.
| 1
|
|
| Задание
С 1
|
| 45
| 33
| Тестирование по теме «Из литературы 19 века»
|
1
|
|
|
|
|
| 7
| Из литературы XX века
| 10+ 1вн.ч.
|
|
|
|
| 46-47
| 1-2
| И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.Бунина. «Не видно птиц…». Рассказ «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя
| 2
|
|
|
|
| 48-49
| 3-4
| А.И.Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе
| 2
|
|
| Задания
А 1, А2,
А 3
|
| 50
| 5
| «Тапер». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия
| 1
|
|
|
|
| 51
| 6
| С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди, меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа – один из основных образов Есенина
| 1
|
|
|
|
| 52
| 7
| Вн. Чтение «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» (А.А.Блок, Ф.К. Сологуб, А.А.Ахматова, Б.Л. Пастернак и д.р.)
| 1
|
|
|
|
| 53
| 8
| М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка – быль «Кладовая солнца». Особенности жанра
| 1
|
|
| Задания
А 1
|
| 54
| 9
| Сказка – быль «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя
| 1
|
|
|
|
| 55
| 10
| Настя и Митраша. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе
| 1
|
|
|
|
| 56
| 11
| Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в стихотворениях «Звезда полей», «Тихая моя родина»
| 1
|
|
| Задание
А 3
|
|
| 8
| Из поэзии о Великой Отечественной войне
| 4
|
|
|
|
| 57
| 1
| Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Д.С. Самойлов «Сороковые». Изображение войны в стихах.
| 1
|
|
|
|
| 58
| 2
| В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.
| 1
|
|
| Задание
А 2
|
| 59
| 3
| Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
| 1
|
|
|
|
| 60
| 4
| Тестирование по теме « Из русской литературы 20 века»
| 1
|
|
|
|
|
| 9
| Из зарубежной литературы
(8 + 1 ч)
| 9+1вн.ч.
|
|
|
|
| 61
| 1
| Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде - мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика
| 1
|
|
|
|
| 62-63
| 2-3
| Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
| 2
|
|
|
|
| 64
| 4
| О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез ( дети и взрослые в рассказе).
| 1
|
|
|
|
| 65
| 5
| Внек. чтение Антуан де Сент- Экзюпери. Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц». Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.
| 1
|
|
|
|
| 66-67
| 6-7
| Джек Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге. Сюжет и основные образы.
| 2
|
|
|
|
| 68-69
| 8-9
| Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса
| 2
|
|
| Задание С1
|
| 70
| 10
| Заключительный урок «В мире художественной литературы 6 класса». Рекомендации на летнее чтение.
| 1
|
|
|
|
|
|