Скачать 0.71 Mb.
|
Дисциплина Факультетская педиатрия, эндокринология Специальность 060103 Педиатрия Факультет Педиатрический Кафедра Факультетской педиатрии Курс IV-V Семестр VII-X Лекции 84 (час) Практические (семинарские) занятия 180 (час) Самостоятельная работа 96 (час) Зачет VII, VIII(семестр) Экзамен X (семестр) Всего 432 (часа) 12 ( з. ед.) Разработчик программы О.Г.Степанов Зав.учебной частью кафедры О.Г.Степанов Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры: протокол № 1 от 30 августа 2012 года Зав. кафедрой И.А.Федоров СОГЛАСОВАНО Заведующий УМЦ В. Б. Патрушева ОГЛАВЛЕНИЕ
5 МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 22 5.1 Разделы дисциплины 22 5.2 Матрица разделов учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций ..24
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Цель преподавания дисциплины. «Факультетская педиатрия, детская эндокринология» – клинический раздел дисциплины «Детские болезни», изучающий патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских заболеваний с учетом возрастных особенностей организма ребенка в их классическом варианте. Цель изучения. Дать студентам фундаментальные знания патологии детского организма с его возрастными особенностями и научить владеть необходимыми практическими навыками в диагностике, лечении и профилактике детских заболеваний. В течение VII, VIII, IX, X семестров на IV и V курсах соответственно студенты последовательно изучают основные неинфекционные заболевания детей по принципу распределения патологии по периодам детства и по принципам органной патологии. На лекциях и занятиях большое внимание уделяется вопросам этиологии, патогенеза, механизмам развития отдельных синдромов и симптомов, подробно изучается клинические проявления, диагностические алгоритмы, вопросы лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. Учебный процесс скоординирован таким образом, чтобы увеличить время на овладение практическими умениями. 1.2 Задачи изучения дисциплины. Основными задачами являются: Задачи обучения студентов на IV-V курсе (VII-X семестр): Добиться знания симптомов и синдромов основных заболеваний детского возраста, причин и основных этапов патогенеза заболеваний. Освоить методику обследования пациентов с определенной патологией, показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования. Изучить алгоритмы проведения лечения, показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии. Научить собирать анамнез жизни и заболевания ребенка, проводить осмотр и физикальное обследование различных возрастных групп от рождения до подросткового периода, назначить обследование больного. Научить анализировать и интерпретировать данные лабораторных и инструментальных исследований. Овладеть знаниями: по постановке диагноза, формулировке его в соответствии с общепринятыми классификациями, назначению питания, лечения, профилактических и реабилитационных мероприятий. Изучение каждой нозологической формы заболевания ставит задачи, предполагающие усвоение следующих вопросов.
Цикл клинических дисциплин (общепрофессиональные): факультетская педиатрия. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями согласно ФГОС ВПО по специальности «Педиатрия» от 2010г: 2.1 Общекультурными: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). 2.2 Профессиональными: способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно- инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК- 5); способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно- половых групп (ПК-6); способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12); способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15); способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18); способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК- 19); способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-20); способностью и готовностью осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке (ПК-21); способностью и готовностью назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у детей и подростков, страдающих различной патологией (ПК-22); способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний (ПК-23); способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26); способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31); |