Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет философии
Программа дисциплины Базовый курс восточного (арабского) языка
для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
Авторы Аджави Х.А., Мищенко А.И., Чупрыгина Л.А.
(e-mail: l.chuprygina@gmail.com)
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры _____________________________ восточной филологии
Председатель Зав. кафедрой
_____________________________ к.ф.н. проф. Чернышев А.Н.
«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
« ____» ___________________200 г.
Москва Тематический план учебной дисциплины МОДУЛЬ 1
№
темы
| Название темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
практические занятия
| Самостоятельная работа
|
1.
| Введение. Общие сведения о литературном арабском языке.
Фонетика. Графика. Лексика
Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 1, 2; часть 1)
|
16
|
| 16
|
2
|
2.
| Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 3; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
|
3.
| Грамматика: вопросительное предложение.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 4; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
|
4.
| Грамматика: предикативная конструкция, полные и паузальные формы слов.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 5; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
|
5.
| Орфоэпические нормы литературного арабского языка.
Грамматика: атрибутивная конструкция.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 6; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
|
6.
| Грамматика: женский род именных слов.
Фонетика. Графика. Лексика.
(урок 7; часть 1)
Фонетика. Графика. Лексика
|
16
|
|
16
|
2
|
7.
| Грамматика: определенный артикль.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 8; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
| 8.
| Грамматика: вторая словоизменительная форма имен.
Фонетика. Графика. Лексика
(урок 9; часть 1)
|
16
|
|
16
|
2
|
9.
| Повторение материала. Подготовка к аттестационному зачету.
Письменная работа
Устный зачет
| 10
2
4
|
| 10
2
4
|
|
|
|
МОДУЛЬ 2
|
|
|
| 1.
| Грамматика: предикативная конструкция, форма двойственного числа именных слов, правила согласования по категории рода, двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных.
Фонетика, графика, лексика
(урок 10, часть 1; урок 1, часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 2.
| Грамматика: вопросительные предложения, вторая словоизменительная форма двойственного числа; имя вида и имя единичности; третья словоизменительная форма в предложной конструкции.
Фонетика, графика, лексика.
(урок 2,3; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 3.
| Грамматика: форма множественного числа, словоизменительные формы множественного числа мужского и женского рода. Личные местоимения.
Фонетика, графика, лексика
(урок 4,5; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 4.
| Грамматика: форма сравнительной степени прилагательного, множественное число, генитивная конструкция.
(урок 6; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 5.
| Грамматика: форма прошедшего времени глагола.
Лексика
(урок 7; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 6.
| Грамматика: две основные формы глагола, форма настоящего времени глагола.
Лексика
(урок 8; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 7.
| Грамматика: самодостаточные и несамодостаточные формы глагола, масдар, частицы
(урок 9; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 8.
| Грамматика: вторая словоизменительная форма.
Графика, лексика
(урок 10; часть 2)
|
16
|
|
16
|
2
| 9.
| Повторение пройденного и подготовка к экзаменам.
Письменный экзамен
устный экзамен
| 10 2
4
|
| 10 2
4
|
|
Содержание программы
МОДУЛЬ 1
1. Название темы:
| Введение. Общие сведения о литературном арабском языке и арабской письменности.
Грамматика. Предикативная конструкция. Вопросительное предложение.
| Содержание темы
| Фонетика: сегменты типа da.dØ, da.bØ, da.Øa.dØ, da.Øa
[d], [b], [a], [-a.Øa] = [a:]
[ð], [h], [m], [u], [-u.Øu] =[u:]
Графика: подготовительные каллиграфические упражнения
ا، ب، د، و، م، ه، ذ Лексика:
دبداب ، باب
Грамматика: предикативная конструкция типа
هذا باب
Вопросительное предложение типа
ما هذا؟
Лексика
ذا، ها، هذا، ذباب، هدهد، دود، بوم، ما؟
| 2. Название темы
| Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение
Фонетика, графика, лексика
| Содержание темы
| Грамматика: предикативная конструкция
هُنَا بَابْ
Вопросительное предложение
مَذَا هُنَا؟
Фонетика: [n], [w], [t]
Графика харфов ت، و، ن Лексика
نبات، هو، توت، مَاذَا، وَ، هنَا، بَانْ
| 3. Название темы
| Грамматика: вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексика.
| Содержание темы
| Фонетика: [l], [x], [i], [-i.Øi] = [i:], [y]
Графика харфов ي، خ، ل
Грамматика: вопросительное предложение типа
مَنْ هذَا؟
Лексика:
خَوخْ، بَيْتْ، تِينْ، مَنْ، تَخْتْ، وَلَدْ، بلْبلْ
| 4. Название темы
| Грамматика: предикативная конструкция. Полные и паузальные формы слов. Фонетика, графика, лексика.
| Содержание темы
| Фонетика: [k], [r]
Графика харфов ر، ك
Грамматика: предикативная конструкция типа
هَادِي هنَا
Лексика:
هنَاكْ، خَاتِمْ، مَكْتَبْ، دَرْبْ، كِتَابْ، ذَاك، كوبْ
Полные и паузальные формы слов
هنَاك، ذَاك
| 5. Название темы
| Орфоэпические нормы арабского литературного языка
| Содержание темы
| Фонетика: [g], [û]
Полные и паузальные формы слов; орфоэпия чтения и орфоэпия разговора.
Графика ٌ ، ه ، ج Грамматика: атрибутивная конструкция типа
مَكْتَبٌ جَدِيد
Лексика:
جَمِيلٌ، مجْتَهِدٌ، نَهْرٌ، دَلْوٌ، لَبَنٌ، جَدِيدٌ، درْجٌ
| 6. Название темы
| Грамматика: женский род именных слов.
| Содержание темы
| Фонетика: [s], Øa, [-at] → [ah]
Графика харфов: ة، ه، ي، س
Грамматика: женский род именных слов
Лексика:
كَبِيرٌ، تِلْكَ، جَرِيدَةٌ، هَذِهِ، بِنْتٌ، هِيَ، دَرْسٌ
| 7. Название темы
| Определенный артикль. Атрибутивная конструкция
| Содержание темы
| Фонетика: [f], протетический согласный [ء]
Ассимиляция [l] артикля ال
Графика харфов ء أ، ف
Определенный артикль
ألْ
Схема El + En → PC и ее реализации. Атрибутивная конструкция El + El → AC
Лексика:
أيْنَ؟، مَاء، دَفْتَرٌ، رَفِّ، (تَلْمِيذَةٌ)، تَلْمِيذٌ، بِنَايَةٌ، مَدْرَسَةٌ، مَجَلّةٌ
| 8. Название темы
| Вторая словлоизменительная форма имен
| Содержание темы
| Фонетика: [h]
Графика харфов ة ،ح
Вторая словоизменительная форма имен в сочетании с
كَمْ
(كَمْ حَرْفًا)
в наречных словоформах типа جِدًّا
и в конструкциях типа
إنَّ التِّلمِيذَ مُجْتَهِدٌ
Лексика:
سَاحَةٌ، لَوْحٌ، حَرْفٌ، كَلِمَةٌ، إنَّ، كَمْ؟، وَاحِدٌ، جِدًّا
| 9. Название темы
| Повторение, подготовка, аттестационный зачет
| Содержание темы
| Письменная работа — 2 часа; устный зачет — 4 часа
| Основная литература
| Г. М. Габучан, Литературный арабский язык в текстах, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; издательство «Менеджер», 2005 (Часть 1)
| Дополнительная литература
| С. А. Кузьмин, Учебник арабского языка; издательство «Восточная литература», 2005
|
МОДУЛЬ 2
1. Название темы
| Вопросительные предложения, форма двойственного числа, количественные числительные
| Содержание темы
| Фонетика: [θ], [ε], [ƒ]
Графика:
لا، ث، ش، ع
Вопросительные предложения типа
هَلْ هُنَا كِتَابٌ
Предикативная конструкция El+D+El → PC
Форма двойственного числа именных слов; правила согласования по категории рода.
Двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных.
Лексика:
هَل، هُنَا، (الأُولَي)، الْأَوَّلُ، (إَثْنَتَانِ)، إثْنَانِ، جُمْلَةٌ، حِبْرٌ، أَثَاثٌ، لاَ، عَرَبِيٍّ، نَعَمْ، شَارِعٌ، سَاعَةٌ، مَدِينَةٌ، سُورِيٍّ، هَاتَانِ، هَذَانِ، تَانِكَ، ذَانِكَ، مُفِيدٌ، (اَلثَّنِيةُ)، اَلثَّنِي، (ثَلاَثٌ)، ثَلاَةٌ، وَاسِعٌ
| 2. Название темы
| Вопросительное предложение, вторая словоизменительная форма двойственного числа, имя вида и имя единичности, третья словоизменительная форма имени.
| Содержание темы
| Фонетика: [t], [z], [d], [g]
Графика: ن، و، ز، ط، غ، ض
Грамматика:
Вопросительные предложения типа
أ كِتَابٌ هذَا أمْ دَفْتَرٌ؟
Вторая словоизменительная форма двойственного числа; имя вида и имя единичности; третья словоизменительная форма имени в предложной конструкции.
Конструкция типа:
يَا أُسْتَاذُ
Приложение типа:
اَلطَّالِبُ خَالِدٌ
Лексика:
حَائِطٌ، (مودَّبَةٌ)، (طَالِبَةٌ)، طَالِبٌ، أنَا، شَيْءٌ، (زَهْرِةٌ)، زَهْرٌ، خَرِيطَةٌ، أُسْتَاذٌ، جَامِعَةٌ، (اَلثَّالِثَةُ)، اَلثَّالِثٌ، (أَرْبَعٌ)، أَرْبَعَةٌ، أَنْتُمَا، أَنْتِ، أَنْتَ
| 3. Название темы
| Форма множественного числа
| Содержание темы
| Фонетика: [q], [s], [z]
Графика: إ، ق، ص، ظ
Грамматика:
Форма множественного числа (словообразовательные модели) по моделям:
فُعُولٌ، فُعَّلٌ، فَعَائِلٌ، أَفْعَالٌ
Множественное число неразумных существительных и категория согласования. Словоизменительные формы множественного числа мужского и женского рода. Словоизменительные формы личных местоимений.
Лексика:
طَابِقٌ، سَيِّدٌ، رَفِيقٌ، مِنْ، خَأرِجٌ، حَاضِرٌ، مَكْتَبَةٌ، قَلَمٌ،......... هُنَّ
| 4. Название темы
| Форма сравнительной степени прилагательного; форма множественного числа; генитивная конструкция.
| Содержание темы
| Графика:
ل+ال = لل، أَ+ا = آ
Грамматика: форма сравнительной степени прилагательного по модели
أَفْعَلُ
Формы множественного числа по моделям
فَعَالِلُ، (فَعَالِلَةٌ)، مَفَاعِلُ
Генитивная конструкция: EØ + El → GC (1), EØ + En → GC (n)
Лексика:
شَعَب، قَرِيبُ، صَدَاقَةٌ، اَلسَّابِعُ، نَافِذَةٌ …............ مُعَلَّقٌ
| 5. Название темы
| Форма прошедшего времени глагола
| Содержание темы
| Грамматика: конструкция типа:
كَانَ جَالِسًا
Форма прошедшего времени глагола
Лексика:
رَسَمَ، رَكِبَ، حِمَارٌ، لأَنَّ، ثُمَّ، ذَأتَ يَوْمٍ، اِبْتِدَائِيّضةٌ …........ طَيِّبٌ، تَعَالَ، رَسْمٌ
| 6. Название темы
| Две основные формы глагола
| Содержание темы
| Две основные формы глагола.
Форма настоящего времени глагола
Конструкция типа
لَيْسَ جَالِسًا
Лексика:
أُسْبُوعٌ، صَبَاحٌ، يَوءمُ الإثْنَيْنِ، يَوْمُ الاَحَدِ، أمْسِ، طِفْلٌ ….......... يَوْمُ الثُّلاَثَاء
| 7. Название темы
| Самодостаточные и несамодостаточные формы глагола; масдар;
| Содержание темы
| Грамматика: словоизменение, самодостаточные и несамодостаточные формы глагола
اَلْمُضَارِعُ
Масдар и масдарная частица أَنْ
Частицы لَنْ لَمْ
в конструкциях
لَمْ يَكْتُبْ، لَنْ يَكْتُبَ
| 8. Название темы
| Написание и чтение телефонных номеров; вторая словоизменительная форма имени
| Содержание темы
| Графика: направление написания и чтения телефонных номеров
Грамматика: вторая словоизменительная форма имени
صباحا
в предложении
Конструкции:
جَمِيلَةُ الْمَنْظَرِ ، اَلْاَزْهَارُ الذَّكِيَّةُ الرَّائِحَة
Лексика:
أرْضٌ، بَنَي، أنْشَأ، مَطْبَخٌ، بَهْوٌ، …............. نَاظِرٌ، نَنْظَرٌ
| 9. Название темы
| Повторение материала. Подготовка к экзамену.
| Содержание темы
| Формы контроля:
письменная работа — 2 часа; устный экзамен — 4 часа
| Содержание экзамена
|
Письменная контрольная работа:
Диктант и с расставлением огласовок
перевод 5 предложений с русского языка на арабский язык;
перевод 5 предложений с арабского языка на русский язык.
Устный экзамен:
чтение знакомого огласованного текста;
перевод 5 словосочетаний с русского языка на арабский язык;
перевод 3 предложений с русского языка на арабский язык;
перевод 5 предложений и/или словосочетаний с арабского языка на русский язык;
ответы на вопросы
| Критерии оценки
| Критерии оценки письменных работ: грамматическая ошибка = 1 полная ошибка
лексическая ошибка = 1 полная ошибка
орфографическая ошибка в написании (соединении) = 1/2 полной ошибки
пропуск огласовки в начале и середине слова = 1/2 полной ошибки
пропуск огласовки в конце слова = 1 полная ошибка
пропуск слова при переводе =1 полная ошибка
не переведено до 10% текста - общая оценка снижается на 1 балл
не переведено до 20% - общая оценка снижается на 2 балла Оценка
по 10-ти бальной шкале по 5-балльной шкале кол-во ошибок
8-10……………………… «отлично»……………... 2 полные ошибки
6-7 ………………………..«хорошо........................... 4 полные ошибки
4-5………………………...«удовлетворительно».... ..8 полных ошибок
| Основная литература
| Г. М. Габучан, Литературный арабский язык в текстах. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Издательство «Менеджер», 2005 (Часть 2)
| Дополнительная литература
| С. А. Кузьмин, Учебник арабского языка; издательство «Восточная литература», 2005
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет философии
Программа дисциплины Базовый курс восточного (арабского) языка
для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
Авторы Аджави Х.А., Мищенко А.И., Чупрыгина Л.А.
(e-mail: l.chuprygina@gmail.com)
|