Скачать 273.53 Kb.
|
Брюханова Н.В., учитель гимназии № 1 Анализ работы методического объединения учителей начальных классов В 2008/2009 учебном году Методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня работало по теме «Современные инновационные процессы в практике обучения младших школьников». Соответственно теме была определена цель работы МО: «Создать единую образовательную среду для успешной самореализации личности каждого ученика», поставлены следующие задачи: - использовать в работе продуктивные способы обучения для развития личности каждого ученика; - развивать творческий потенциал педагогов, способствовать рефлексивной оценке своих достижений; - развивать положительную мотивацию учителей и стремления к профессиональному росту; - активизировать работу учителей и воспитателей групп продлённого дня над методическими темами. *** Все педагоги в 2008/2009 учебном году работали по программам, соответствующим обязательному минимуму Федерального компонента государственных образовательных программ (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.04г.). С этой целью в сентябре 2008 года педагоги провели анализ и корректировку учебных программ. В 2008/2009 учебном году обучение в начальной школе продолжилось по новому Региональному базисному плану. Впервые в городе и в гимназии 1-а и 1-б классы начали заниматься по программе «Школа 21 века». Во 2-а и 2-б классах по дидактической системе Л.В. Занкова. Обучение по этой системе предполагает высокий уровень формирования теоретических знаний. В 3 - 4 классах обучение осуществлялось по учебно-методическому комплекту «Школа России». Основным достоинством системы «Школа России» является её открытость, способность впитывать в себя новые общедидактические и методические идеи. С целью обновления содержания образования во 2 - 4 классах в учебный план включены информатика (авторы Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.), английский язык (автор Биболетова М.З.). *** Учителя начальных классов успешно используют в практике своей работы различные технологии обучения, применяют такие методы и приёмы в обучении, которые способствуют всестороннему раскрытию личности младшего школьника. Нетрадиционные формы проведения уроков используют все учителя. Например, урок-сказка в 1-а классе по русскому языку «Сочиняем сказку про себя»; урок-исследование в 1-б классе по технологии «Как устроены разные изделия»; урок-путешествие во 2-а классе по литературному чтению «Истоки русской литературы»; урок открытых мыслей во 2-б классе по окружающему миру «Жизнь – особенность нашей планеты»; урок-театр в 3-а классе по литературному чтению «Играем Драгунского; урок-турнир в 3-б классе по математике; урок-игра в 3-в классе по математике «Счастливый случай»; урок-КВН в 4-а классе по литературному чтению «Гарри Поттер»; урок-аукцион в 4-б классе по русскому языку «Глагол. Обобщающий урок». Итогом творческой работы по трудовому обучению и изобразительному искусству являются тематические и итоговые выставки работ. В методике проведения уроков учителя начальных классов учитывают возрастные особенности и возможности детей младшего возраста, успешно применяют различные технологии обучения. Это технология проблемного обучения (Карабань А.А.); технология личностно-ориентированного обучения (Обрядина Е.В.); технология укрупнённых дидактических единиц (Косых Т.И.); игровая технология (учителя Соловьёва С.П., Кривонос Г.Г.); технология интегрированного урока (учитель Берёзкина Г.А.); информационно-коммуникативная технология (учителя Брюханова Н.В., Ковшевная Е.Г.); метод проекта (учитель Тухова М.И.); здоровьесберегающие технологии. Проанализировав отчёты учителей, можно сделать вывод, что в соответствии с «Законом об образовании» и учебным планом гимназии, программы по всем предметам выполнены полностью. Результаты обучения учащихся по классам. Математика
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Информатика
Качество обучения составляет 94%, обучающихся на «отлично» - 25%. По сравнению с прошлым учебным годом качество обучения снизилось незначительно - 95%, а количество обучающихся на «отлично» выросло и составляет 25%. Результаты качества обучения и обучающихся на «отлично» остаются стабильно высокими. Учителя обеспечивают хороший уровень усвоения учащимися программного материала. *** Изменения, произошедшие в содержании современного образования, влекут за собой и изменения системы оценивания. Учителя начальных классов используют безотметочное обучение в 1 – 2 классах по всем предметам, в 3 – 4 классах – по изобразительному искусству, трудовому обучению. Руководствуясь Информационным письмом МО РФ от 03. 06. 03 % 13-51-1220-13 учителя используют вместо отметок следующие приёмы: - текущую оценку фиксируют с помощью особых условных шкал (учителя Карабань А.А., Обрядина Е.В.); - учителя Кривонос Г.Г., Ковшевная Е.Г. отмечают продвижение в обучении своих учеников в специальных «Листах достижений»; - учителя Брюханова Н.В., Соловьёва С.П. успешно используют рефлексивные карты по изобразительному искусству и трудовому обучению; - учителя Берёзкина Г.А., Косых Т.И., Тухова М.И. создают вместе с родителями и учащимися индивидуальные «портфолио». Педагоги начальных классов используют различные формы аттестации учебных результатов учащихся. Учёт результативности обучения школьников традиционными формами оценки: текущая успеваемость, рубежный контроль, типовые контрольные и тестовые работы, диагностические работы, организуемые в соответствии с планом проведения контрольных работ и по плану работы администрации. Также учителя начальных классов применяют и нетрадиционные методы оценивания: олимпиады, конкурсы, защита проектов, выставки детских работ. Умело используемые приёмы оценивания предоставляют учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка и способствуют участию детей в оценке собственной работы. Тем не менее необходимо систематически проводить углублённый анализ соответствия оценки знаний государственным стандартам. Стоит вопрос о более широком применении контрольных измерительных материалов в начальной школе для подготовки учащихся к аттестационному экзамену. *** С целью формирования общеучебных умений и навыков, расширения кругозора, углубления научной базы школьников учащимся 3 – 4 классов были предложены следующие факультативные курсы.
Факультативы посещают все учащиеся 3 – 4 классов. Учителя используют разные формы проведения факультативов. Берёзкина Г.А. часто на занятия приглашает гостей, которые любят и знают природу и культуру нашего края. Они рассказывают интересные факты, связанные с историей и природой Кольского полуострова. Ученики Косых Т.И. на факультативе учатся правильной и красивой речи. Выступления детей становятся украшением любого праздника. На занятиях по «Наглядной геометрии» ученики Туховой М.И. создают разные интересные проекты. Соловьёва С.П. удачно интегрирует содержание факультатива «Наглядная геометрия» с математическим содержанием. Брюханова Н.В. умело развивает основные мыслительные операции через занимательные поисково-творческие задания, предлагаемые учебно-методическим комплектом «Интеллектика» Учителя стремились к тому, чтобы сделать факультативные занятия увлекательными, направленными на удовлетворение запросов школьников. Организация и содержание факультативных курсов активно развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. *** Организованная учителями начальных классов внеклассная работа была направлена на развитие творческих способностей школьников, их наклонностей, интересов, на формирование устойчивого интереса к знаниям, навыков самообразования. Нужно отметить богатое разнообразие форм внеклассных мероприятий: игры, КВНы, экскурсии, конкурсы, викторины, уроки творчества, уроки-путешествия и т.д.
Традиционным стало проведение праздников «Прощание с Азбукой» (1-е классы), экскурсий в Музей камня, познавательных экскурсий в природу, праздников, посвященных Дню матери и Дню Защитника Отечества, школьных олимпиад по математике и русскому языку. Накануне праздника Победы ученики начальных классов возлагают цветы к памятнику защитников Заполярья. Педагоги и ученики начальных классов являются активными участниками многочисленных конкурсов и акций, проводимых на разных уровнях. Тесно сотрудничают классные коллективы с учреждениями дополнительного образования: «Полярисом», экологическим центром, с филиалами ЦБС № 4, 6. Ученики 4-х классов продолжили заниматься в Музее камня по программе «Наш Кольский край». Продолжено и сотрудничество с детским журналом «Добрята». На страницах этого журнала напечатаны статья (№ 6, сентябрь, 2008года) ученика Андреева Романа (учитель Брюханова Н.В.), стихотворение (№7, октябрь,2008года) Прядкиной Ангелины (учитель Тухова М.И.). Мы получили благодарственное письмо от редактора журнала Горчаковой Т.В. и её предложение о дальнейшем сотрудничестве. Система воспитательной работы в начальной школе имеет гуманистическую направленность и ориентирована на максимально полное развитие индивидуальности ребёнка. В своей работе педагоги исходят из необходимости развития у детей качеств, помогающих реализовать себя. *** Большое внимание педагогами уделяется развитию творческого потенциала учащихся, способным детям. Результатом индивидуальной работы с одарёнными учащимися можно считать участие школьников в различных конкурсах.
С целью развития интеллектуальных способностей учащихся, выявления одаренных детей в области математики и русского языка, в рамках Дня науки во 2 - 4 классах были проведены предметные олимпиады. 42 ученик стали участниками олимпиад по русскому языку и по математике. В олимпиаде по математике приняли участие 21 учащийся. Из них 11 – призёры.
В олимпиаде по русскому языку приняли участие 21 учащийся. Из них 13 – призёры.
|