РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
БЕЛЕДИНОВОЙ ОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
учителя высшей квалификационной категории
по русскому языку для 8 класса
учебник:«Русский язык» 7 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие»), авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова, и др.;Москва, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,2009.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______ от
«___» _________2013г.
2013-2014 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тро-стенцовой и др. (М.: Просвещение), а также с учётом положений ст. 12 ч. 7 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Особенности программы Данная рабочая программа адаптирована для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Темы «Наречие», «Служебные части речи» из тематического планирования 7 класса перенесены в 8 класс.
Программа 8 класса изучается полностью в 9 классе
Перераспределение учебного материала по годам обучения с 5 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в школе-интернате для слабовидящих детей. Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующаяфункция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Распределение учебных часов
по разделам программы Введение – 1 час.
Повторение изученного в 5-7 классах – 7 часов.
Морфология и орфография. Культура речи – часов 88 часов:
наречие – 30 часов
категория состояния – 10 часов
служебные части речи – 1 час
предлог – 12 часов
союз – 17 часов
частица – 15 часов
междометие – 3 часа
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах – 6 часов. Требования к уровню подготовки
учащихся к окончанию 8 класса Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Используемый учебно-методический
комплекс
учебник: «Русский язык» 7 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие»), авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, и др.; Москва, «Просвещение», ОАО «Московские учебники», 2009.
Тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Основные требования к
знаниям, умениям и
навыкам учащихся
| Вид контроля, самостояте-льной работы
| Домашнее задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1 четверть (27 часов) К.р. – 2
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
| 1
| Русский язык как развиваю-щееся явление
| Урок изучения нового материала
| Русский язык -один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
| Знать:содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке с течением времени
| Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка
| Упражнения учебника
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ ( 7 ч.)
| 2
| Синтаксис и пунктуация
| Комбини-рованный урок
| Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам.
| Уметь:определять грамматическую основу предложений; распознавать однородные члены в предложениях; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений
| Словарно-орфогра-фическая работа
| Упражнения учебника
| 3
| Лексика и фразеоло-гия
| Комбини-рованный урок
| Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование
| Уметь:определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочеты
| Словарный диктант
| Упражнения учебника
| 4
| Фонетика и орфогра-фия
| Комбини-рованный урок
| Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование
| Уметь:определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов
| Практическая работа
| Упражнения учебника
| 5
| Словообразование и орфогра-фия
| Комбини-рованный урок
| Словообразование и орфография. Состав слов. Морфемный и словообразователь-ный разбор слов.
| Знать:теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.
Уметь:выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова
| Словарно-орфогра-фическая работа
| Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
| 6
| Морфоло-гия и орфогра-фия
| Комбини-рованный урок
| Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение.
| Знать:теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.
Уметь:распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически
| Практическая работа
| Упражнения учебника
| 7
| Контро-льный диктант по теме «Повторе-ние изучен-ного»
| Урок контроля знаний
| Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
| Уметь:писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
| Диктант с грамматичес-ким заданием
| Задания нет
| 8
| Анализ контроль-ного диктанта
| Урок коррекции знаний
| Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
| Уметь:выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
| Работа над ошибками
| Работа над ошибками
| Наречие (30 ч.)
| 9
| Наречие как часть речи
| Урок изучения нового материала
| Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий
| Знать:понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.
Уметь:распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль
| Комплексный анализ текста
| Упражнения учебника
| 10
| Смысловые группы наречий
| Урок изучения нового материала
| Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное
исследование
| Знать:смысловые группы наречий.
Уметь:правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся
| Словарный диктант
| Упражнения учебника, выучить таблицу «Смысловые группы наречий»
| 11
12
| Сочинение по картине И. Попова
«Первый снег»
| Уроки развития речи
| Творческая история картины «Первый снег». Репродукция картины. Сочинение в форме дневниковых записей. Стиль и тип речи.
| Знать:понятие дневниковые записи; творческую историю картины «Первый снег» (кратко).
Уметь:писать сочинение в форме дневниковых записей на основе картины, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики
| Сочинение
| Сочинение
| 13
14
| Степени сравнения наречий
| Урок изучения нового материала
| Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование
| Знать:понятия сравнительная/ превосходная степень сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий.
Уметь:распознавать наречия в форме сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль; отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных
| Текущий контроль
| Упражнения учебника
| 15
| Морфологический разбор наречия
| Урок изучения нового материала
| Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфологического разбора наречий.
| Уметь:выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий
| Комплексный анализ текста
| Упражнения учебника
| 16
17
| Слитное и раздельное написание не с наречиями на -ои -е
| Урок изучения нового материала
| Правописание не с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему
| Знать:условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е.
Уметь:правильно писать не с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания
| Объяснитель-ный диктант
| Выучить правило, упражнения учебника
| 18
19
| Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицатель-ных наречий
| Урок изучения нового материала
| Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных
наречий. Правописание гласных е и ив приставках не-и ни- отрицательных наречий.
Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
| Знать:способы образования отрицательных наречий; правило правописания гласных е и к в приставках не-и ни- отрицательных наречий.
Уметь:правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически
| Тест
| Выучить правило, упражнения учебника
| 20
21
| Одна и две буквы н в наречиях на -ои -е
| Урок изучения нового материала
| Правописание одной и двух букв н в наречиях на -ои -е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких
причастий. Учебное исследование
| Знать:правило правописания одной и двух букв н в наречиях на -ои -е.
Уметь:определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н в нем нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия
| Объяснитель-ный диктант
| Упражнения учебника
| |