Скачать 447.33 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:
Дидактическое обеспечение.
Методическое обеспечение.
Количество часов в неделю по программе 3 Количество часов в неделю по учебному плану 5 Количество часов в год 170 Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук. Л. Ф. Климанова). Данная рабочая программа рассчитана на 5 недельных часа учебного плана МБОУ Лицей №52. Информация о внесенных изменениях в программу. Изменено количество часов: в УМК «Перспектива» заложено 3 часа, в учебном плане МБОУ Лицей №52 на изучение «Литературного чтения» в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Добавлены темы: Башкирские сатирические сказки. Понятие о сатирических сказках. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию. Детский фольклор родного края. Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра. Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарным весенним праздником «Грачиная каша». Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана. Рассказ учителя о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Беседа с учащимися о Родине. Курс «Литературное чтение»ставит следующие цели: -целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к литературе как искусству слова; -духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников. Основные задачи: - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения 1. Развитие навыка чтения. — Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. — Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. — Полные ответы на вопросы по содержанию текста. — Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. — Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. — Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. — Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры речи и чтения. — Формирование умения слушать собеседника. — Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении. — Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения. — Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности. — Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому. — Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнений на целостное восприятие слов. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. — Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. — Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок. — Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев. 2. Слушание художественных произведений. — Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных. 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. — Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. — Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. — Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. — Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. — Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко точно изобразить природу. — Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. — Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их. 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. — Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. — Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. — Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). — Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (напрактическом уровне). Межпредметные связи:
Содержание учебного материала Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся. Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач. В 3 классе планируется: * овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями; * формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста); * развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст; * формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога. Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов: 1. Книги—мои друзья - 3 уроков. Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги. 2. Жизнь дана на добрые дела - 12 уроков. Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва. 3. Волшебные сказки - 14 уроков. Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка. 4.Люби всё живое - 15 уроков. Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал. 5. Картины русской природы - 8 уроков. Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения. 6. Великие русские писатели - 21 уроков. Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор. 7. Литературная сказка - 15 уроков. Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана. 8. Картины родной природы - 14 уроков. Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы. Требования к уровню подготовки обучающихся. Сформировать основные универсальные учебные действия. Регулятивные: *принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать); *планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы); *осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом). Познавательные: *осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати); *подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; *интерпретировать различные тексты; *устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета). Коммуникативные: *допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие; *формулировать собственное аргументированное мнение; *самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению; *строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге. Научить: *полноценно воспринимать художественное произведение; *эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения; *определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности. Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы. * Владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе чтения не менее 70 слов в мин. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
|