Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе с учётом национально-регионального компонента и учебного плана школы.
По Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ для изучения учебной программы «Литература» на этапе основного общего образования в 7 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), по учебному плану школы -70 часов Таким образом, рабочая программа рассчитана на 70часов (2учебных часа в неделю, 35 учебных недель)
Содержание разделов и
№
| Наименование раздела
| Колич. часов по прогр.
| Колич. часов по учебн.прогр.
| уплотнение
| Вн чт
| сочин
| Р/Р
| 1
| Введение
|
| 1
|
|
|
|
| 2
| Русский фольклор
|
| 4
|
| 1
|
|
| 3
| Древнерусская литература
|
| 3
|
|
|
| 1
| 4
| Державин
|
| 1
|
|
|
|
| 5
| Жуковский
|
| 1
|
|
| 1
|
| 6
| Пушкин
|
| 5
|
|
|
|
| 7
| Лермонтов
|
| 2
|
|
|
|
| 8
| Гоголь
|
| 5
|
|
| 1
|
| 9
| Тургенев
|
| 2
|
|
|
| 1
| 10
| Некрасов
|
| 2
|
| 1
|
|
| 11
| Салтыков-Щедрин
|
| 3
|
|
| 1
|
| 12
| Толстой Л.Н.
|
| 2
|
|
|
|
| 13
| Поэзия о родной природе
|
| 2
|
|
|
| 1
| 14
| Чехов
|
| 5
|
| 1
| 1
|
| 15
| Бунин
|
| 2
|
| 1
|
|
| 16
| Горький
|
| 6
|
| 1
| 1
|
| 17
| Андреев
|
| 1
|
|
|
|
| 18
| Маяковский
|
| 2
|
|
|
|
| 19
| Платонов
|
| 4
|
| 1
| 1
|
| 20
| Твардовский
|
| 3
|
|
| 1
|
| 21
| Абрамов
|
| 1
|
|
|
|
| 22
| Носов
|
| 2
|
|
|
|
| 23
| Казаков
|
| 1
|
|
|
|
| 24
| Лихачёв
|
| 1
|
|
|
|
| 25
| Поэзия о родине
|
| 1
|
|
|
|
| 26
| Р.Гамзатов
|
| 1
|
|
|
|
| 27
| Зарубежная литература
|
| 7
|
| 1
|
|
|
| итого
|
| 70
|
| 7
| 7
| 3
|
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 7 классе основной общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся ; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
• освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; умение составлять сравнительную характеристику героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; систематизация представлений о родах и жанрах литературы, изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия) ,создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др ; правильно пользоваться русским языком.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
1. Тексты художественного произведения.
2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении, выявлять средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфа.
2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.
4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о художественном мире произведения в одном из аспектов( тематика, проблематика, сюжет , конфликт, композиция, образная система, авторская позиция ит.д.) героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. Сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с использованием литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, устных сообщений о писателе.
6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения
Учебно-методическая литература:
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010
Дополнительная литература
1. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2001
2. С.Б Шадрина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. –Волгоград.2011
3. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещ1985
4. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»
Тематическое планирование уроков литературы .7-ой класс
I-ая четверть
№
| Тема урока
| Колич-во часов
| Дата проведения
| Примечание
| План
| Факт
|
| 1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
|
1
| 1. 09
|
|
| 2
| Предания как поэтическая автобиография народа.
|
1
| 6.09
|
|
| 3
| Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». «Садко»
|
1
| 8.09
|
|
| 4
| Урок внеклассного чтения. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
|
1
| 13..09
|
|
| 5
| Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
|
1
| 15.09
|
|
| 6
| Древнерусская лит-ра «Повесть временных лет». Из «Поучения Владимира Мономаха
|
1
| 20.09
|
|
| 7
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских
|
1
| 22.09
|
|
| 8
| УРР. Письменная работа по УНТ и древнерусской литературе.
|
1
| 27.09
|
|
| 9
| Произведения русских писателей 18 в. М.В. Ломоносов. « К статуе Петра Великого», «Ода».
|
1
| 29.09
|
|
| 10
| Г.Р.Державин «Признание», «На птичку».
|
1
| 4.10
|
|
| 11
| Произведения русских писателей 19 в. В.А. Жуковский. «Лесной царь».
|
1
| 6.10
|
|
| 12
| А.С. Пушкин. Биография. Творческий путь «Медный всадник» (отрывок)
|
1
| 11.10
|
|
| 13
| А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник
|
1
| 13.10
|
|
| 14
| А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (отрывок).
|
1
| 18.10
|
|
| 15
| А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение маленького человека в произведении.
|
1
| 20.10
|
|
| 16
| Р/Р.Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. (дом. соч)
|
1
| 25.10
|
|
| 17
| М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и уда
лого Купца Калашникова».
| 1
| 27.10
|
| 18
| М.Ю. Лермонтов. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
|
1
| 1.11
|
|
| |