Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 416.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации08.03.2014
Размер416.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5—10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи — 12 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Еремина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки: книга для учителя / О. А. Еремина. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.

2. Коровина В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. (Базовый уровень). 10—11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010.

3. Кунарев А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл.: практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 2006. — 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.]; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. — М.: Айрис Пресс, 2009.

2. Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9—11 кл. / В. А. Крутецкая. — М.: Литера, 2010.

3. Харитонова О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5—9 кл. / О. Н. Харитонова. — М.: Феникс, 2010.

4. Харитонова О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10—11 кл. / О. Н. Харитонова. — М.: Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

— электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

— репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

— репетитор «Литература» (весь школьный курс);

— программа «Домашний репетитор».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ВЕКОВ (3 часа)

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Урок объяснения нового материала

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах1

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ века

Опрос по материалам лекции

Подготовка по материалам лекции, рефераты







2-3

Основные направления развития русской литературы

2

Урок объяснения нового материала

Понятие об основных направлениях развития русской литературы

Национальные особенности основных направлений развития литературы2

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Рефераты подготовленных учащихся

Подготовка к семинару «Поэтический мир И. А. Бунина»







Творчество И. А. Бунина (4 часа)

4

Поэтический мир И. А. Бунина

1

Урок объяснения нового материала

Дать понятие об особенностях поэтического мира И. А. Бунина; о понятии «музыкальность прозы» Бунина

Стилистические особенности прозы Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову, сравнения на основе зрительных ассоциаций)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Опрос по материалам урока

Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания







5

Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Комбинированный урок

Глубина социально-философских обобщений в рассказе И. А. Бунина

Соотношение текста и подтекста при сопоставлении рассказа «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения Бунина «Берег»

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения подготовленных учащихся

Подготовка к семинару







6

Цикл «Темные аллеи». Любовь в прозе Бунина

1

Комбинированный урок

Уточнение понятия «цикл рассказов»; «лики любви» в прозе И. А. Бунина

Реализация эстетических принципов писателя в цикле, способы достижения своеобразия рассказов при общей сюжетной схеме

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ рассказов «Чистый понедельник», «Поздний час», «Солнечный удар»

Анализ рассказа (по выбору учащегося)







7

Р/р. Анализ рассказа «Чистый понедельник»

1

Урок развития речи

Комплексный анализ текста

Лингвистический эксперимент: сопоставление рассказа со стихотворением Бунина «Эпитафия»

Уметь: выполнять комплексный анализ текста

Письменная работа

Сообщения о жизни и творчестве А. И. Куприна







Жизнь и творчество А. И. Куприна (3 часа)

8

Жизнь и творчество А. И. Куприна

1

Урок объяснения нового материала

Биография и особенности творческого пути А. И. Куприна

Сопоставление особенностей творческого мировоззрения И. А. Бунина и А. И. Куприна

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Хронологическая таблица

Повесть «Гранатовый браслет», анализ текса







9

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести

1

Комбинированный урок

Содержание, идейный замысел, творческая манера писателя. Поиски духовной гармонии.

Музыкальная инструментовка текста: ритмика абзацев, эмоционально окрашенные предложения-повторы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока







10

Повесть А. И. Куприна «Олеся»

1

Комбинированный урок

Поэтическое изображение природы в повестях А. И. Куприна

Мастерство Куприна-реалиста

Письменная работа

Индивидуальные задания







Жизнь и творчество В. Г. Короленко (2 часа)

11-12

В. Г. Короленко «Река играет», «Без языка». Письма к А. В. Луначарскому

2

Комбинированный урок

Общие эстетические принципы писателя и их реализация в творчестве

Мастерство писателей-реалистов рубежа веков

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания







Жизнь и творчество М. Горького (7 часов)

13

Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя

1

Урок систематизации ЗУН

Биография и особенности творческого пути М. Горького

Динамика мировоззрения писателя в период с 1892 г. («Макар Чудра») по 1916 г. («По Руси»)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Сообщения учащихся

Индивидуальные задания







14

Новаторство Горького-драматурга

1

Урок объяснения нового материала

Особенности драматургии М. Горького

Сопоставление основных принципов драматургии М. Горького и Б. Брехта

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание

Составление таблицы-схемы

Пьеса «На дне»; чтение и анализ содержания







15

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне»

1

Комбинированный урок

Глубина и своеобразие конфликта в пьесе

Сопоставление очерков В. А. Гиляровского «Трущобные люди», «Москва и москвичи»

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Беседа, сообщения учащихся

Сообщения учащихся, анализ текста







16

Философский аспект пьесы «На дне»

1

Комбинированный урок

Раскрыть глубину и своеобразие философского аспекта пьесы

Сопоставление пьесы «На дне» с пьесами А. П. Чехова; символизм М. Горького

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Сообщения учащихся

Анализ образной системы пьесы







17-18

Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне»

2

Урок объяснения нового материала

Проблема, идейный замысел пьесы, их аспекты

Проблема смысла жизни на страницах пьесы

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Письменная работа

Индивидуальные задания







19

Публицистика М. Горького

1

Урок объяснения нового материала

Особенности позиции Горького-публициста («Несвоевременные мысли и публицистика 30-х гг. XX в.)

Характеристика авторского стиля, идейное содержание «Несвоевременных мыслей» и «По стране Советов»

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа

Сочинение по творчеству М. Горького







РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (29 часов)

20-21

Декаденство в русской литера туре на рубеже ХIХ—ХХ вв. Русская поэзия Серебряного века

2

Урок объяснения нового материала

Понятия «декадентство в русской литературе», «особенности русской поэзии конца ХIХ — начала ХХ в.», «Серебряный век»

Своеобразие литературных течений «серебряного века», сопоставление их по отношению к реальности, взглядам на призвание поэта, исторический процесс, к культурным традициям, близким родам искусств

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам урока

Материал лекции, сообщения учащихся







22

Символизм как литературное течение начала ХХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Понятия «символизм», «символ»

Сопоставление русского символизма с французским (П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк), его своеобразие

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения учащихся

Материал лекции, анализ лирики







23

В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества

1

Урок объяснения нового материала

Общие эстетические принципы писателя и их реализация в творчестве

Сопоставление поэзии В. Я. Брюсова и французских символистов

Уметь: выразительно читать лирическое произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Беседа, анализ лирики («Кинжал», «Юношам», «В глуби тайныя Вселенной…»)

Письменная работа по материалам урока







Личность и художественный мир А. Блока (12 часов)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск