Национальный вопрос





Скачать 139.7 Kb.
НазваниеНациональный вопрос
Дата публикации06.08.2013
Размер139.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС




А.Д. Егоров
доктор исторических наук, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего образования России, действительный член Российской Академии Естественных Наук, Российской Академии Естествознания, профессор ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет
Типы еврейских школ


В XIX веке у евреев существовали общественные школы, содержимые на средства еврейских общин: хедеры, Талмуд-Торы, иешиботы, раввинские училища. Первые три рассмотрены ниже.
Ключевые слова: хедер, Талмуд-Тора, иешиботы.


а) Хедер

Слово «хедер» – изба, комната – вероисповедная школа, низшая и средняя [11, с. 5], ранее называвшиеся – «бет-сефер» – дом книги, «бет-раббан» – дом учителя.

Эздра, как уже говорилось, принял меры к распространению знаний священных книг в народе после возвращения евреев из Вавилонии. Детей учили дома отцы.

Обязательное школьное обучение было введено в царствование Агриппы II первосвященником Бен Гамла, который около 63 г. до Рождества Христова издал постановление, что каждая община должна открыть у себя школу для детей. Затем школы стали открывать повсеместно. Так, в г. Бетаре перед восстанием Бар-Кохбы (II cтолетие после Рождества Христова) было около 400 школ [11, с. 8].

Первые школы помещались в молитвенных домах, называвшихся «Bote-hakneses» и «Ве-Кnischto».

Звание учителя было очень уважительным, так как учитель учил бескорыстно, а средства на пропитание себе и семье добывал другим ремеслом. Однако со временем учителям было разрешено принимать плату за свои труды на ниве просвещения, но при этом плата принималась «не за обучение, а за затраченное время» [11, с. 10].

В школу поступали в возрасте 6 или 7 лет и изучали предметы:

1) Микра – первоначальное чтение, молитвы и Святое Писание;

2) Мишна – свод законоположений, составленный в 180 году после Рождества Христова патриархом Иудеи Рабби Иегудою Святым;

3) Гемара – толкование Мишны.

Каждый курс изучался в течение 5 лет и делился на отделения или классы.

4) списывание из книги важнейших отрывков из Святого Писания;

5) изучались другие науки: математика, астрономия, естествознание и прочее, необходимое для понимания Мишны и Гемары.

Ученикам запрещалось «сидеть на месте учителя, ходить рядом с ним, оспаривать его мнение и называть его по имени даже за глаза» [11, с. 13].

Школы первоначально появились в Палестине, Персии и Вавилонии. В конце Х столетия школы вместе с Талмудом были перенесены в Испанию, Италию, Францию, Германию и др. страны Европы.

Заметим, что «когда первые зачатки европейского просвещения таились в темных кельях монастырей, еврейско-испанские школы, наравне с арабскими, были единственными рассадниками и хранителями науки», – писал А.И. Паперна [11, с. 14].

Но с XVII в. начинается упадок еврейских школ в Европе (кроме Голландии, где числилось большое число еврейских общин): в высших школах возобладал мистицизм, в низших и средних – отсутствие порядка (Талмуду обучали детей слишком рано, книги Пророков и Гагиографов, грамматика еврейского языка и история еврейского народа из программы постепенно были исключены; Пятикнижие изучалось в отрывках). «Толкование Библии, основанное на схоластической и легендарной части Талмуда, было натянуто, полно предрассудков, неестественно и не соответствовало духу простоты Святого Писания» [11, с. 18].

Против этого выступали в XVII и XVIII вв. Иешая Гервиц, Ш. Горвиц, Р. Яков Эмден и другие авторитетные раввины.

Переселение еврейских общин в Царство Польское, Литву, Волынь и Подолию из Германии вызвало и перенесение хедер со всеми их недостатками, в том числе и с преподаванием на испорченном немецком жаргоне, а не на местном языке.

В России (на примере исследований А.И. Паперны в Полоцке) хедеры делились на 3 разряда:

- низшие (возраст учеников от 4 до 7 лет),

- средние (от 7 до 9 лет),

- высшие (от 9 до 15 лет).

В низших учили азбуке и чтению еврейского языка; в средних – Святому Писанию; в высших – Талмуду; часто низшие и средние, средние и высшие соединялись вместе, но все ступени вместе никогда не объединялись.

В Талмуд-Торах занимались все возрасты. Например, в Полоцке в 1882 г. было 38 хедеров, в которых числилось 714 учеников (653 мальчика и 61 девочка). В хедере низшего разряда – 355 учеников училось первоначальному чтению, в 10 хедерах среднего разряда – 155 учеников изучали Святое Писание, в 14 хедерах высшего разряда – 191 ученик изучал Талмуд [11, с. 31].

Плата за учение была в пределах 1 – 3 руб. в месяц.

Учебниками еврейского языка были:

«Амон» - Педагог, автора А. Ману;

«Месилот» - Галимуд, автора Бен-Зеева;

«Ханох» - Ланааар, автора А. Ману.

В качестве руководств по еврейскому языку использовались:

книги Клячко;

«Месила Хадаша», автора М.И. Вольпера;

«Ган-Шаашуим», автора Розенфельда;

«Меламед Легоиль», автора А. Шварценберга;

«Хинух-Неарим», (издание министерства народного просвещения, Вильна, 1949 г.);

«Море-Сефат Иврит», автора Нейвиделя;

«Гамедабер-Бильшон-Амо», автора Голденберга;

«Микра-Мефорош I», автора Клячко;

«Алуф-Неурим», автора Бендетсона;

«Пи-Олелим», автора Бонди [11, с. 34-35].

Известно, что Моисеев Закон, регулировавший жизнь евреев, был изложен в Священном Писании, но в Священном Писании многие вопросы не разъяснены, для чего использовался «устный Закон», передаваемый из поколения в поколение.

По возвращении из Вавилона, Эздра и Неемия, как известно, стали возрождать иудаизм, издавая Постановления, ограждающие иудаизм от язычества. Эти-то Постановления и были собраны во II столетии после Рождества Христова в Мишне (на русском языке см.: трактат «Берахот» Волема и Кагано (Вильна, 1869 г.) и трактат «Аббот» Левина (Спб., 1868)).

Вавилонские ученые изучали Мишну, устраняя в ней противоречия, т.е. появились новые законоположения, комментарии, постановления, которые в V столетии после Рождества Христова были собраны в одну книгу – «Гемара».

Мишна и Гемара составили «Талмуд», содержащий 63 трактата на 3 000 страницах in folio. «По разнообразию материала Талмуд можно сравнить с энциклопедиею, по форме же изложения – с протоколами о прениях в ученых собраниях» [11, с. 42]. Поэтому в хедерах изучают лишь избранные места из Талмуда, но не весь Талмуд.

Мнение, что Талмуд учит ненавидеть христиан не совсем верно, так как все законоположения Талмуда направлены на идолопоклонников. Когда писался Талмуд, евреи мало соприкасались с христианами. Существует мнение, что «Еврей, обманывающий христианина, обманет также при первом случае и своего единоверца; но как в том, так и в другом случае он это совершает не как еврей или талмудист, а как торговец» [11, с. 46-47].

Лишь в 60-х годах XIX в. евреи активно стали поступать в гимназии. Попытки правительства как-то упорядочить работу хедеров и учение в них вызывало, как писал С.В. Познер, к нему (учителю хедера – А. Е.) «симпатии населения, его популярность росла; в глазах массы он являлся хранителем и наставником вероучения отцов среди детей и юношества. Для представителей власти борьба с меламедом обращается в борьбу со всем еврейским населением, борьбу, которую население … ведет по-партизански и одерживает победу» [12, с. 77].

Как же обстояло дело с внутренней обстановкой в хедерах? Все обследования отмечали размещение хедеров в малых жилых комнатах, наблюдались грязь и скученность, отсутствие свежего воздуха (см.: доклад доктора Жолкова, читанный в Екатеринославском медицинском обществе «К вопросу о санитарных условиях воспитания еврейского юношества» («Восход», книга IV за 1899 год), а также статью А. Паперна «Общинные учреждения Царства Польского» («Восход», книга XI за 1901 год) и др.). Это происходит от того, что меламду невыгодно нанимать большое помещение за ту плату, которую он берет за учение, при этом страдают дети, «страдают уже веками, а в последнее время (1904 г.), при усилившейся в городах черты скученности, еще в большей мере, чем когда-либо…» [14, с. 302]. В неменьшей степени учащиеся страдали от неудачных программ хедеров. Л. Леванда писал, вспоминая тогдашний хедер и отношение к нему детей: «Хедеры, несмотря на свое, по-видимому, совершенно свободное преподавание, тоже имели свои программы… и что всего хуже, пользовавшиеся тою же деспотическою властью, которая к лицу разве программам школ казенных. Программы были обязательны, а что обязательно – против этого, как известно, спорить не приходится…» [10, c. 66].
б) Талмуд-Тора

Временные Правила о подчинении ученых и учебных заведений, равно как и домашних учителей, надзору министерства народного просвещения, утвержденное 13 ноября 1844 года, определило целью талмуд-торы: «призрение сирот и детей бедного состояния, с доставлением им безмездного наставления в вере» (Цит. по: «Сборнику постановлений министерства народного просвещения за 1844 г.», с. 528 - 538).

Талмуд-Торы остаются под заведыванием избираемых от общества старшин, а по части обучения – подчиняются общему учебному начальству.

В Талмуд-Торе на одного учителя приходится по 25 учеников. Один из учителей назначался старшим, надзиравшим над училищем и другими учителями.

Курс учения ограничивался предметами, которые преподавали еврейские учителя первоначальные («дардеке-меламдим») и второстепенные («ирбувия-меламдим»).

Каждый класс имел отдельное помещение и особого учителя (согласно статье 14 Временных Правил от 13 ноября 1844 года).

Старшины Талмуд-Тор должны были следить, чтобы дети свыше 8-ми лет обучались русскому языку.

Старший учитель два раза в год, перед наступлением еврейских праздников, представлял материалы о состоянии вверенного ему заведения, указав число классов, число учеников в классе и их успехов, число окончивших заведение.

В конце года проводился публичный экзамен (испытание).

Преподавались следующие еврейские предметы:

в Талмуд-Торах первоначальных:

а) чтение на древне-еврейском языке и начала чтения без пунктов; также – письмо еврейскими буквами;

б) изучение молитвенника;

в) упражнение в переводах двух первых книг Моисеева Пятикнижия, с объяснениями Раши;

г) из Мишны: трактат Саббаф (о субботе) с объяснением Раши;

для Талмуд-Тор второстепенных:

а) из Библии: Пятикнижие Моисея; книги: Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств; также пророков Исаии и Иеремии; псалтырь, притчи Соломона и книга Эсфирь – все с объяснениями Раши;

б) из Мишны: трактаты Берахот (о молитвах), Седер-Моед (о праздниках), Седер-Незиким (о ветхозаветных законах), Седер-Кодошим (о богослужении и обрядах), с объяснениями Бартеноры;

в) из Гемары: трактаты Беза (о праздниках) и Сукка (о празднике Кущей), Песахим (о Пасхе), Саббаф (о субботе), с принадлежащими к оным объяснениями и примечаниями;

г) из Шульгхан-Аруха (свода еврейских законов): Орах-Хаим 1 часть, Симаны или §§ 1 – 10, 46 – 127, 153 – 190, 202 – 216, 245 – 345 (о молитвах и субботе);

д) чтение Сидры и Гафтары (субботней главы из Пятикнижия и Пророков), с объяснениями Раши, и нравоучительное сочинение Абоф, или иное, по назначению учебного начальства.

Талмуд-Тора готовила учащихся для поступления в иешибот [15, с. 723].

Талмуд-Тора по Правилам 1844 года содержалась на средства частных лиц или еврейского общества.

К преподаванию допускались лица, имевшие звание не ниже «частного начального еврейского учителя». В исключительных случаях преподавание вели меламды, владевшие русским языком.

До 1880 г. Талмуд-Тора ничем не отличалась от общественных бесплатных хедер, но имела лишь больше учеников и учителей.

Талмуд-Торы располагались в простых комнатах при богадельнях или молельнях, а преподавателями были малограмотные меламды. Так, в 1898 г. Еврейское колонизационное общество обследовало 507 населенных пунктов в черте оседлости и установило 213 неорганизованных Талмуд-Тор, в которых училось 8 565 мальчиков, т.е. в среднем по 40,2 ученика в одной Талмуд-Торе [15, с. 724]. И лишь 94 организованные Талмуд-Торы – на 15 губерний. Причем большая часть их организована была в 80-х и 90-х годах XIX века.

В организованных Талмуд-Торах, кроме еврейских предметов, преподавались: русский язык, арифметика, история, география, естественная история, рисование, чистописание, пение, гимнастика и рукоделие. Из еврейских предметов: Библия, молитвы, древне-еврейский язык, история, в некоторых школах – «жаргон».

Практически все преподаватели имели звание начального учителя или домашней наставницы. На одного преподавателя в среднем приходилось до 30 учеников.

В мужских Талмуд-Торах были ученики в возрасте от 6 до 12 лет.

Как правило, училища имели 4 класса.

В конце XIX века обучение становилось платным и составляло 40 - 50 руб. [15, с. 725].

В 1898 г. во всех общественных еврейских школах обучалось 19 803 человека, из них 15 668 мальчиков и 4 135 девочек [15, с. 725]. Однако желающих учиться было много, и примерно половине было отказано, но и отсев был большой: заканчивало Талмуд-Торы лишь 10% . Большинство учеников покинуло школу в возрасте 10 – 12 лет, чтобы приступить к обучению ремеслу.

В 1898 г. треть преподавателей (меламды) не имели никаких свидетельств, треть – звание начального учителя и около 31% – среднее образование, 5% – высшее [15, с. 725].
в) Иешиботы

Иешибот – высшее талмудическое учебное заведение; термин «Jeschibah» означал в Талмуде заседание, совещание или собрание учащихся, где председательствовал «старший».

Ученики собирались, если их было немного, на занятия в бет-га-мидраше. При большом числе – в особом помещении при бет-га-мидраше, которое называлось «Jeschibah» [2, с. 725-726].

В России иешиботы появились с переходом польских евреев в русское подданство. Иешиботы готовили учителей и раввинов.

По характеру иешиботы делились на две категории:

1) готовившие учеников для «местных потребностей» и

2) имевшие общееврейское значение.

Первая категория иешиботов готовила юношей к поступлению на службу в местные хедеры и Талмуд-Торы, где учителя – «рош-иешива» читали ежедневную лекцию «шиур» и затем ученики самостоятельно, но под наблюдением учителя, изучали Талмуд.Жили ученики в самих молитвенных домах, а обедали поочередно у обывателей «баале-батим».В конце первой половины XIX в. стало наблюдаться уменьшение небольших иешиботов в России [2, с. 635], поскольку эти школы не имели конкретной программы и системы обучения.

Вторая категория иешиботов привлекала к себе учеников, как правило, тем, что в этой школе руководил учениками выдающийся талмудист, имя которого было широко известно, благодаря чему школа получала большие пожертвования и другие средства. Примерами таких школ служили Воложинский иешибот, Мирский и Тельшевский иешиботы. Временные Правила 1844 г. урегулировали деятельность школ именно этой второй категории. Стоявший во главе иешибота ученый раввин составлял программу предметов. Основное внимание при учении отводилось галахической части Талмуда с комментариями, при этом «не только Библия, но и Агада, были в загоне» [2, с. 736].

«Метод преподавания был в большинстве случаев пильпулистический, схоластический. Источники Галахи – как Сифра, Сифри, Мехилта и То-сефта – не изучались, Иерусалимский Талмуд так же был устранен, а в Вавилонском Талмуде обращалось внимание не на приобретение по возможности больше сведений…, а на скрупулезный анализ и остроумное толкование отдельных мест…» [2, с. 736].

В 1851 г. правительство обязало вести в иешиботах преподавание русского языка, но это не было сделано.

Передовая часть еврейской общественности требовала, чтобы в иешиботах стали преподавать общественные предметы. Раздавались требования реформы еврейской школы. Петербургский меценат Л. Фридлянд обещал щедрые пожертвования, если мирской рош-иешива введет в своем иешиботе общеобразовательные предметы, но раввины воспротивились этому. И лишь в 1887 г. русский язык был введен в иешиботах, и то в объеме курса I класса. При этом оговаривалось, что преподавание русского языка должно было вестись в отдельном здании, под надзором рош-иешивы, дабы в иешибот не проникли «еретические сочинения».

С возникновением национального и палестинофильского движения ученики иешиботов стали увлекаться светской литературой. В ответ на это крайние ортодоксы стали открывать новые иешиботы, основанные «на началах аскетизма и строгого благочестия» [2, с. 737].

При финансовой поддержке Берлинского мецената, крайнего ортодокса О. Лахмана в Ковне, Слободке и др. местах в 80-е годы XIX века возникли иешиботы, насаждавшие аскетизм и отрицание просвещения, которые следовали идеям Рабби И. Салантера. Управление этими школами сосредоточилось в руках строгого раввина И. Блазера в Ковне.

В 90-х годах XIX века Ковенская касса расходовала до 100 000 руб. в год, поддерживая около 200 молодых «порушим». Иешиботники больше времени отдавали постам и молитвам, чем изучению Талмуда [2, c. 737]. В 1910 г. ученики иешибота получали: мало успевающие – 1-2 руб. в месяц, хорошо успевающие – 3-4 руб. Из дома иешиботники получали до 6 руб. в месяц.В конце XIX века хабадские хасиды во главе с цадиком Ш.Б. Шнеерсоном основали иешибот, который состоял из 4-х отделений и 4-х подготовительных классов. В подготовительные классы принимали детей в возрасте 11-12 лет; занятия проходили с 8 часов утра до 10 часов вечера. Отделения иешибота находились в разных небольших городах: в Городище Могилевской губернии, в Щедрине Минской губернии, в Любавичах, где находился сам Шнеерсон.

Основное внимание уделялось изучению хасидской литературы (не менее 4-х часов в день). В подготовительных классах начинали проходить Таньо – главный труд основателя хабадского учения, формируя с малых лет хасидское мировоззрение. Чтение произведений ново-еврейской литературы запрещалось.

В этой школе в 1910 г. обучалось до 400 человек, годовой бюджет достигал 37 000 руб. [2, c. 738].

С конца 90-х годов XIX века между учениками и администрацией иешиботов стали возникать разногласия: учащиеся требовали введения в школах преподавания общих наук, но ничего не добились.

В 1866 г. в Одессе А. Цедербаумом был основан свой иешибот.

В 1871 г. в иешиботе объем преподаваемых предметов соответствовал объему казенного еврейского училища, было введено преподавание русского языка, Библии и грамматики древне-еврейского языка.

Хотя Одесский иешибот пытался согласовывать Талмуд с современной наукой, но «по-прежнему больше походил на обыкновенную Талмуд-Тору» [2, с. 739].

Заметим, что многие иешиботники учились русскому языку втайне. Так, Р. Рывкин вспоминал, как по 2 часа в ночное время он учил другого иешиботника Д.-Х. Бирскера [13, с. 4].

Библиографический список
1. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. Т. I: А-Алмер / Изд. Общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз – Ефрон. – Спб., 960 с. [Александр I. – С. 797 – 808, Александр II. – C. 808 – 825, Александр III. – C. 825 - 839].

2. Еврейская энциклопедия: В 16 томах =Свод знаний о еврействе его культуре в прошлом и настоящем. Под ред. барона Д.Г. Гинцбурга и доктора Л. Каценельсона. – Спб.: Издание общества для еврейских изданий и издания Брокгауз и Ефрон – издание репринтное, М.: «ТЕРРА», 1991. - 970 с. – том 8.

3. Еврейская энциклопедия: В 16 томах =Свод знаний о еврействе его культуре в прошлом и настоящем. Под ред. барона Д.Г. Гинцбурга и доктора Л. Каценельсона. – Спб.: Издание общества для еврейских изданий и издания Брокгауз и Ефрон – издание репринтное, М.: «ТЕРРА», 1991. - 960 с. – том 13.

4. Еврейская энциклопедия: В 16 томах =Свод знаний о еврействе его культуре в прошлом и настоящем. Под ред. барона Д.Г. Гинцбурга и доктора Л. Каценельсона. – Спб.: Издание общества для еврейских изданий и издания Брокгауз и Ефрон – издание репринтное, М.: «ТЕРРА», 1991. - 960 с. – том 9.

5. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. – Спб.: Об-во для науч. еврейских Изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. [1908 - 1913]. (Т. 4 – [1910] - [8], 966 стб.).

6. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. – Спб.: Об-во для науч. еврейских Изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. [1908 - 1913]. (Т. 5 – [1910] - [8], 960 стб.). (1448)

7. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. – Спб.: Об-во для науч. еврейских Изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. [1908 - 1913]. (Т. 11 – [1910] – [8], 960 стб.).

8. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. – Спб.: Об-во для науч. еврейских Изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. [1908 - 1913]. (Т. 14 – [1910] – [8], 960 стб.).

9. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах. – Спб.: Об-во для науч. еврейских Изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. [1908 - 1913]. (Т. 15 – [1910] – [8], 960 стб.).

10. Леванда Л. Школобоязнь. // Историко-литературный сборник «Еврейская библиотека», Т. V. Изд. А.Е. Ландау. – Спб.: Типолитогр. А.Е. Ландау, 1875.

11. Паперна А. О хедерах вообще и хедерах г. Плоцка в особенности. – Плоцк, 1884. – 75 с. - [200 экз.]. (Cм.: Плоцкие губернские Ведомости за 1883 год).

12. Познер С.В. Меламед и Закон // «Книжки Восхода», 1903, № 9. С. 77 – 94.

13. Рывкин М. Последние годы Воложинского ешибота // «Восход», 1895, № 3. С. 1 – 17.

14. Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. В 2-х томах. Т. 2. – Спб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1904. – 391 с., прилож. 68 табл.

15. Талмуд-тора // Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 томах / Под ред. д-ра А. Гаркави и д-ра Л. Каценельсона; Изд. Общества для научных еврейских изданий и изд-ва Брокгауз и Ефрон. – Спб., [б/д]. Т. 14, (Талмуд-тора - стб, 723 – 725, Талмуд – 688 – 723, Тора - 907 – 908.


© Егоров А.Д., 2012


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный вопрос iconОмф ноу «мфпу «Синергия» Кафедра информационных технологий и математики...
Пример: № зачетной книжки: ом з м 0 1 – 1439, первый вопрос темы №1, второй вопрос темы №. 4, третий вопрос темы №3, четвёртый вопрос...
Национальный вопрос iconНациональный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс первого евразийца...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Национальный вопрос iconКонтрольная работа №1 по дисциплине
Вопрос Валовой внутренний продукт (ввп) и валовой национальный продукт (внп). Проблема Определения величины ввп. Добавленная стоимость....
Национальный вопрос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это не числительные, а наречия, которые мы будем проходить позже. Доказательство: числительные отвечают на вопрос, сколько?, какой...
Национальный вопрос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В районе созданы все условия для развития и созидательной деятельности всем народностям, проживающим на его территории, национальный...
Национальный вопрос iconКого, как и для чего мы воспитываем?
Этот вопрос живет в них постоянно. Вопрос: Существует как будто много ответов на этот вопрос. Есть ответы из философии, из разных...
Национальный вопрос iconЗадача, конечно, не слишком простая : Играя учить и учиться играя
Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков : с 80 (первый вопрос), затем 70 и т д до 0 очков (последний вопрос)....
Национальный вопрос icon«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России»
России по крестьянской проблеме. Крестьянский вопрос являлся ключевым в политическом развитии, общественном движении России в XIX...
Национальный вопрос iconЧаВо Часто задаваемые вопросы по подготовке исследовательских работ Вопрос
Вопрос: как найти преподавателя, который является руководителем моей курсовой работы?
Национальный вопрос iconРабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема...
Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй...
Национальный вопрос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура экзамена. Студент на экзамене отвечает на два билета. Первый билет содержит 1 вопрос из Части 1 Программы (Теоретические...
Национальный вопрос iconТитов В. П. Хрестоматия по игпр. Вопросы для заочников по курсу «История...
Форма отчетности – экзамен: 1 вопрос – теоретический (устно), 2 вопрос – реферат
Национальный вопрос iconО. В. Пуляева вопросы смысла истории в философии н а. бердяева
Вопрос о смысле истории и есть вопрос о происхождении зла в мире, о предмирном грехопадении и об искуплении 1
Национальный вопрос icon11. Что Решить еврейский вопрос. 11. Почему Еврейский вопрос
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Национальный вопрос iconУрока: Русский язык
Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?, учить находить их в тексте, классифицировать...
Национальный вопрос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед объяснением нового материала перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему война 1812 года является Отечественной? Поставленный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск