Воронежская область
Лискинский район
МКОУ «Добринская СОШ»
Внеклассное мероприятие по литературе Литературная викторина: Путешествие по стране
Разработала: учитель литературы -
Шайкина Н. В. Добрино 2012 год. Литературная викторина:
Путешествие по стране
Литература Цели:
в игровой форме проверить знание произведений и литературоведческих терминов, изученных на уроках литературы;
привитие интереса учащихся к художественной литературе;
раскрытие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- слайды;
- иллюстрации к теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов
19-20 века»;
- портреты русских поэтов и писателей;
- иллюстрации к произведениям.
Ход мероприятия Орг. момент: - приветствие;
-сообщение целей мероприятия;
В викторине участвуют 2 команды (по 5 человек), жюри ( 2 человека).
I. Приветствие команд.
У команд было домашнее задание: придумать название команды, девиз и эмблему. II. Путешествие по стране Литература. Первый город: Поэты и писатели
Задание: узнать по портрету поэта или писателя, назвать его
Ф. И. О. Правильный ответ: 1 балл.
А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. М. Горький, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок. Второй город: Произведение Задание: по отрывку из произведения узнать название и автора. Правильный ответ: 1 балл. 1. «12 августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра – Карл Иванович разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе».
«Детство» Л. Н. Толстой
2. «Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё врёмя отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварц 3. «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней».
«Муму» И. С. Тургенев 4. «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он придумал взять в дети сиротку».
«Серебряное копытце» П. П. Бажов 5. «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь 6. «Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно. Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит, - вот вам и нет галоши. Галошу потерять прямо пустяки».
«Галоша» М. М. Зощенко 7. «Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!»
«Борис Годунов» А. С. Пушкин 8. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
«Гроза» А. Н. Островский Третий город: Стихи
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворений: А. И. Фатьянов «Давно мы дома не были»,
И. Мордовина «Поклон ветеранам ВОВ». Максимальный балл: 5
«Давно мы дома не были» Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой...
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей фронтовой! Налей, дружок, по чарочке,
По нашей фронтовой,
Не тратя время попусту
Поговорим с тобой. Давно мы дома не были.
Цветет родная ель,
Как будто в сказке-небыли
За тридевять земель. Где елки осыпаются,
Где елочки стоят,
Который год красавицы
Гуляют без ребят. Зачем им зорьки ранние,
Коль парни на войне,
В Германии, в Германии —
Далекой стороне. В Германии, в Германии —
Далекой стороне,
Лети, мечта солдатская,
Напомни обо мне!
Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой...
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей фронтовой!
«Поклон ветеранам ВОВ»
Сердце словно опалило – Седина в висках. Прошлое рекой уплыло, Но душа в слезах. В бой за Родину солдаты Шли за шагом шаг. Верили в Победу свято – Не сломил их враг. Стон стоял по всей России: Голод, пытки, страх. Смерть косой людей косила В сёлах, городах. Отступали в сорок первом С ужасом в груди: – Автоматы, танки, где вы? С чем же в бой идти? Погибали в мясорубке: Фрицы шли стеной… Но не знали немцы русских, Ждал их страшный бой. За берёзы и пригорки, За родимый дом. За Кавказ, Кубань и Волгу, За великий Дон. Всем солдатам воевавшим Низкий наш поклон... По солдатам, в битве павшим, – Колокольный звон...
| Задание: продолжить стихотворение, назвать автора произведения. Правильный ответ: 1 балл.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Сергей Александрович Есенин Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
Фёдор Иванович Тютчев Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы.
Михаил Юрьевич Лермонтов Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Сергей Александрович Есенин Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!
Александр Сергеевич Пушкин Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому тёмная вода, - Ни приметы, ни следа. Александр Трифонович Твардовский Четвёртый город: Жанр Задание: по названию произведения определить его жанр. Дать определение. Правильный ответ: 1 балл + 1 балл за определение.
«Евгений Онегин» - 1-я команда
«Мартышка и очки» - 1-я команда
«Руслан и Людмила» - 2-я команда
Роман в стихах – большое эпическое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии.
Баллада – лироэпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, содержащее основные фабульные элементы.
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Поэма – один из видов лироэпических произведений, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором своих чувств.
Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Пятый город: Тропы Задание: по отрывку из произведения определить вид тропа. Дать определение. Правильный ответ: 1 балл + 1 балл за определение. Под эти вихри снежные… (1-я команда). Как дети сиротливые… (2-я команда).
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. ( 1-я команда).
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам… (2-я команда). Есть, право, менее булавочной головки. (1-я команда).
И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на дачу, -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу. ( 2-я команда). Эпитет (от греч. — приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы.
Метонимия (от греч. — переименование) — это перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности.
Литота (от греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета,
явления, действия.
Гипербола (от греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Шестой город: Иллюстрация. 1. Домашнее задание: конкурс рисунков на тему: «Природа в стихотворениях поэтов 19 и 20 веков». Максимальный балл: 5
2. Задание: по иллюстрации определить произведение и автора.
Правильный ответ: 1 балл. «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь
«Метель» А. С. Пушкина
«Василий Тёркин» А. Т. Твардовский
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
«Мцыри» М. Ю. Лермонтов
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков Седьмой город: Юные поэты. Задание: используя данные слова, сочинить стихотворение.
Максимальный балл: 5
Мел, двойка, море, пять, умел, урок, взор, опять, не мог, скрывал.
Заключение:
Подведение итогов.
Награждение.
|