Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/21
Дата публикации14.03.2014
Размер1.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. В. М. ВЕЛИЧКИНОЙ»




Выпуск 12.

Ростов-на-Дону

2010

78

В 84
Все начинается с детства: сборник методико-библиографических и служебных материалов/ РОДБ им. В.М. Величкиной.- Ростов-на-Дону, 2010.- 75 с.

Редактор: Любченко С.И.

Технический редактор: Назмутдинова О.М.

Ответственный за выпуск: Томаева И.Н.

© Ростовская областная детская библиотека

им. В.М. Величкиной, 2010 г.
Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский 46 а

Тел. 8(863) 240-27-62

e-mail: rodbv@aaanet. ru


СОДЕРЖАНИЕ

Любченко С.И., Стоволосова М.А. Анализ библиотечного обслуживания детского населения Ростовской области в 2009 году…………………………….……………………....4

Положение о ежегодном литературно-творческом конкурсе (проект)……………………..14

Макотченко С.И. «В слове Мы сто тысяч Я» (методические рекомендации)……….........16
Охрименко Е.В. Календарь памятных литературно-художественных и краеведческих дат на 2011 год………………………………………...…………………………………….....……18

Охрименко Е.В. Списки литературы к знаменательным датам на второе полугодие 2010 года……………..…………...……...………………………………………….…..………32

Г.В. Зверева. Лия Борисовна Гераскина …………………………….. …….………...………49

Кирсанова Е.И. Чехов дарил нам книги…...………..…………...…….………...……....……56

Лепская И.В. Лихановские чтения…………………………………………………………….58

Бажанова Л.И. Творческое занятие с детьми 10-13 лет (цикл «Ступени»)……………..…62

Штыб Л.П. Методист – профессия творческая .......................................................................69

Коротко о главном ………………………………………………………….....………………...72


АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 Г.
Любченко С.И.,

главный библиотекарь отдела методической работы

ГУК РО «Ростовская областная детская библиотека им. В.М. Величкиной»

Стоволосова М.А.,

заведующий отделом комплектования и обработки фонда

ГУК РО «Ростовская областная детская библиотека им. В.М. Величкиной»
Основанием для анализа стали:

- свод показателей муниципальных библиотек РО (форма 6-НК);

- отчеты о работе в 2009 г. детских библиотек и детских отделов МЦБ (54 шт.);

- справки о состоянии библиотечного обслуживания детей на местах (во время командировок, подготовки и проведения мероприятий по повышению квалификации библиотекарей);

- детальное изучение отдельных направлений деятельности библиотек в течение года (при подготовке информаций в различные инстанции).
Статистические данные работы детских библиотек.
1. Количество детского населения (0-14 лет) по данным Ростовской Федеральной службы Государственной статистики по Ростовской области – 583113 чел. Впервые за несколько лет имеется общий прирост детского населения на 3744 человека в возрастных группах от 0 до 10 лет, снижение почти на 6 тыс. в группе 10-14 лет.

2. Сеть библиотек.

Общее число муниципальных библиотек Ростовской области – 1107. Из них детских – 101 сетевая единица (9% от общего количества муниципальных библиотек).

В 2009 году Донской государственной публичной библиотекой было проведено исследование нормативной обеспеченности сети муниципальных библиотек РО. Согласно выводам этого исследования по нормативам в сети библиотек для взрослых не хватает 234 библиотеки (существует 1006 библиотек вместо 1240), или 23%, в сети детских библиотек не достает 52 библиотек (существует 101 библиотека вместо нормативных 153), что составляет 34%.

Вместе с тем устойчива отрицательная динамика в состоянии сети детских библиотек: за последние 5 лет (с 2005 по 2009 гг.) она сократилась на 17 единиц, в том числе в 2009 году еще на 3 единицы.

До введения в действие Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Ростовской области было 56 центральных детских библиотек, в том числе в городах – 15 (кроме г. Азова), в районах – 41 (кроме Орловского и Семикаракорского районов).

На 1 января 2010 г. центральных детских библиотек осталось 17 (30% от прежнего количества), в том числе в городских округах – 11, в муниципальных районах – 6. Часть прежних центральных библиотек стали детскими отделами Межпоселенческих центральных районных библиотек – их 12, библиотеками – юридическими лицами 5.

К сожалению, потеряны в качестве центральных 2 городские детские библиотеки с прекрасным качеством работы – в гг. Красный Сулин и Сальск (первая из них –ДО МЦБ, вторая – ЦБО). На начало 2010 года уже есть факты продолжения этого процесса (Неклиновская ЦДБ стала ДО МЦБ, детская библиотека №2 г. Батайска – библиотекой семейного чтения с выходом из системы детских библиотек).

ДГПБ в анализе итогов работы библиотек в 2009 году констатировала: «С сетью неблагополучная ситуация». РОДБ сообщает об этом в течение нескольких лет.

Падение основных показателей работы детских библиотек за последние годы стало постоянным, и 2009 год не было исключением. По сравнению с 2008 годом число пользователей уменьшилось на 9100 чел., выдача документов – на 80280 экз. Прирост есть в количестве посещений – на 21100.

К сожалению, практически ни в одном отчете нет объяснения, тем более анализа причин снижения этих показателей. На наш взгляд, оно объясняется рядом причин:

- отсутствием прироста детского населения;

- недостаточным и все уменьшающимся финансированием комплектования и подписки на периодические издания, во многих библиотеках достаточно обширными списками отказов на литературу;

- смещением акцентов в ряде наиболее привлекательных занятий для детей и подростков, где книга не занимает лидирующее место;

- отсутствием в детских библиотеках современных технических средств.
Состояние документного фонда.
Библиотечный фонд определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей – читателей библиотеки.

Общедоступные муниципальные детские библиотеки, составляющие 9,1% от всей сети, владеют 14,7% (2976629экз.) совокупного библиотечного фонда документов.

При этом следует отметить характерные особенности:

- стабильное снижение объема совокупного библиотечного фонда. Вместе с этим, вследствие снижения актуальности документных коллекций в 2009 году, снизились показатели книговыдачи.

- рост посещений, не влияющих на выдачу документов, что обусловлено увеличением количества культурно-просветительных массовых мероприятий.


Год

Число читателей

Объем фонда

Книговыдача

Посещения

2008

276200

3151880

5661920

2422700

2009

267084

2976609

5581644

2443800


Тем не менее, библиотеки продолжают оставаться востребованными. Услугами общедоступных муниципальных детских библиотек пользуется каждый пятый ребенок области, что количественно составляет 267084 тыс. читателей. Каждый читатель (пользователь) в среднем посещает библиотеку 9,1 раз в год, использует 21 библиотечный документ.

Показателями, характеризующими состояние документного фонда библиотек, являются обновление фонда, достаточность книгообеспеченности (документообеспеченности).
Объем новых поступлений.

В фонд каждой среднестатистической муниципальной детской библиотеки области в 2009 году поступило 730 экз. новых документов.


Период

Поступило новых документов

Поступило

в 1 библиотеку

% от фонда

Поступило

на 1 читателя

2008

83980

807

2,6%

0,3

2009

73745

730

2,4%

0,2


Важнейшим показателем качества комплектования и обслуживания пользователей является количество новых поступлений. Оно определяется либо в зависимости от количества жителей детского возраста из расчета 250 книг на 1000 жителей, либо в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, предложенной сотрудниками Российской Национальной библиотеки: в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038W, где W – размер годовой книговыдачи (п. 7.1. «Руководство для детских библиотек России»).

Обновление фонда - это один из важнейших показателей качественной оценки деятельности библиотеки, процесс его формирования путем приобретения новых документов и исключения утративших читательский спрос, дублетных, непрофильных. Обновления фонда в 2009 году не произошло в библиотеках Боковского. Волгодонского, Егорлыкского, Октябрьского, Тацинского районов, г. Азова (выбытия не было).
Книгообеспеченность как основа комплектования библиотечных фондов, позволяет сравнивать насыщенность фонда однотипных библиотек.

Книгообеспеченность одного пользователя в 2009 составила 11,1 (нормативно этот показатель составляет от 5-7 томов на жителя в городе и до 9 - на селе), она остается по сравнению с 2008 г. в тех же параметрах (11,4). Этот показатель (в рамках 11-12 экземпляров) наилучшим образом способствует, с одной стороны, полноценному раскрытию библиотечного фонда перед своими пользователями, с другой – экономически оправдывает затраты на его содержание. Нужно отметить, что показатель книгообеспеченности нестабилен, он колеблется от 4,8 (Батайск) до 25,8 (М-Курган).

Видовый состав фонда достаточно однороден. В основном, это печатные издания на русском языке, в количестве 2964254 экз. Доля электронных составляет - 4031 экз. (количество электронных изданий во многом зависит от степени компьютеризации библиотеки, но следует иметь в виду стремление к постепенному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда), а аудиовизуальных - 8344 экз.
Процентное содержание структуры фонда в общем объеме его состава, использования и новых поступлений





доля в фонде

доля в поступлении.

доля в выбытии

доля в книговыдаче

обращаемость

печатные

99,5%

99 %

99,6%

99 %

1,9

электронные

0,1%

0,9%

0,05%

0,7%

10,5

аудиовизуальные

0,2%

0%

0,3%

0,1 %

1,2


Пытаясь заполнить пробелы в комплектовании, детские библиотеки делают ставку на активное использование подписных изданий. Периодические издания составляют до 40% новых поступлений. Уровень обеспеченности периодическими изданиями для детей колеблется от 6 до 212 названий. Некоторые библиотеки из-за недофинансирования остались без подписки (с. Дубовское, г. Шахты - 2 полугодие 2009 г.).

Отраслевой профиль фонда многих детских библиотек не скоординирован до 80% в нем составляет художественная литература. Наполнение отраслевых отделов по-прежнему оставляет желать лучшего. С одной стороны, такая ситуация связана с книгоиздательской политикой, а с другой зависит от качества комплектования и систематизации документов для детской библиотеки. Не сформулированы и не зафиксированы в нормативной документации каждой библиотеки критерии отбора изданий для детей и другие параметры, связанные с формированием фонда (сроки хранения, экземплярность, замена утерянных, обработка по специализированным таблицам для детских и школьных библиотек и др.) Членство в совете по комплектованию специалиста детской библиотеки часто формально. В результате – читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.
Использование фондов.
Реальным отражением использования фондов является размер книговыдачи. В 2009г. совокупный объем книговыдачи детских библиотек составил 5581644 экз. В среднем каждая библиотека выдала 55263 изданий, но абсолютные цифры при анализе книговыдачи малопоказательны. Воспользуемся относительными величинами. Используя показатель читаемости (отражающий соотношение книговыдач и количества пользователей), попробуем оценить объем информации, освоенной пользователями библиотек. Например, Заветинская и Чертковская библиотеки выдали в течение 2009 года почти равное количество изданий.(33480 и 33229 экз.), но эти цифры имеют разный удельный вес: в первом случае каждый читатель прочитал 24,7 экз., а во втором -18 экз.. И наоборот: в Боковской и Красносулинской библиотеках каждый читатель воспользовался 24.8 документами, и, несмотря на то, что книговыдача в Боковской библиотеке (39010 экз.), а в Красносулинской – 33651 экз., объем выданных документов с точки зрения продуктивности работы библиотеки можно считать равновеликим. Средний показатель читаемости в детских библиотеках области в 2009 г. -21. Он колеблется от 16,2 (Аксайский район) до 28.9 (Шолоховский район).

Объем книговыдачи является определяющим фактором при выявлении интенсивности использования фондовых ресурсов библиотеки. Обращаемость фонда, то есть годовая книговыдача одного документа, служит критерием эффективности управления ресурсами, показателем соответствия его состава потребностям читателей. Этот показатель в библиотеках области в 2009г. равен 1,8. Он колеблется от 1.0 (Егорлык, М-Курган, Ремонтное, Чертково) до 5 в библиотеке г. Батайска.

Высокая книгообеспеченность в совокупности с низкой обращаемостью (в библиотеках Егорлыкской, М-Курганской, Милютинской, Ремонтненской) свидетельствует о том, что значительная часть фонда не используется в силу морального устаревания, излишней дублетности или ветхости. Но мероприятий по изучению фонда в этих библиотеках проведено не было, хотя в Егорлыке прошла плановая проверка, которая обычно сочетается с изучением фонда.

Недостаточная книгообеспеченность при высокой обращаемости фонда говорит о большой нагрузке на фонд и представляет опасность для его сохранности. Такая ситуация сложилась в библиотеках гг. Батайска, Аксая, Шахт.

Низкая читаемость при достаточной книгообеспеченности свидетельствует либо о неудовлетворенности пользователей фондом библиотек, либо о слабой работе библиотекарей по пропаганде и раскрытию фонда (Целинский, Цимлянский, Чертковский, Волгодонской районы). Эта ситуация требует изучения.

Особо хочется сказать об использовании электронных изданий в наших фондах. В связи с принятием поправок к IV части Гражданского Кодекса Российской Федерации мы используем с января 2008 г. электронные документы только в библиотеке. Но в Егорлыкской, Б-Калитвенской, Морозовской, Константиновской, Новошахтинской библиотеках эта часть фонда не использовалась вообще.

Мероприятия по сохранности фонда проводились (проверки, сведения о физической защите фонда, работа профилактическая с задолжниками). Но во многих библиотеках не были проведены мероприятия, связанные с ответственностью читателей за потерянные, испорченные документы. Не производилась замена утраченных документов.

Мероприятия по изучению фонда представлены только количественными методами. Ни библиографические, ни социологические не применялись, либо о них не сообщается.

Анализ статистических данных позволяет говорить о том, что фондовое развитие библиотек осуществляется очень неравномерно, причем, не только в зависимости от конкретных экономических, социальных условий развития региона, от отношения органов управления культурой (учредителей), но и от самих библиотекарей. Сегодня уместно еще раз напомнить о несовершенстве учета проделанной работы, пренебрежительном отношении некоторых библиотек к статистическому анализу их деятельности (разночтения в цифровых данных, их отсутствие, нестыковка в количественных и качественных (относительных) показателях и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск