Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации30.03.2014
Размер0.55 Mb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Побединская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по литературе.

Тема: «Изображение Отечественной войны 1812 года

в произведениях русской литературы»


Работу выполнила

Фадеева Олеся Александровна

ученица 11 класса

МКОУ «Побединская СОШ».

Руководитель Хренова И.Н.,

учитель русского языка и литературы.


Победа, 2012

План.
I. Вступление.

II.Основная часть.

1.Война 1812 года в русской поэзии.

2.Тема войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова.

3.Отечественная война 1812 года в прозе.

III.Заключение.

Тема исследовательской работы:

« Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы».

Участники исследовательской работы:

Фадеева Олеся – ученица 11 класса, руководитель Хренова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Побединская СОШ».

Целями данной работы являются:

- углубление и расширение знаний о литературе периода Отечественной войны 1812 года;

- развитие творческих и познавательных способностей;

- конструктивное взаимодействие с историками, краеведами, музейными работниками, преподавателями


Актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:

- недостаточной изученностью литературы периода Отечественной войны 1812 года в школе;

- значением литературы для интеллектуального и нравственного уровня старших школьников;

- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном

обществе.

Предмет исследования - литература периода Отечественной войны 1812 г., формирующая систему ценностей в жизни каждого ученика на уроках литературы в школе.
Важнейшие источники исследования:

1. литература по вопросам теории и методики проблемы;

2. хрестоматии, справочники

I.Вступление.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни огромной страны. Вторжение неприятеля в пределы России, бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная борьба с Великой армией Наполеона вызвали могучий народный подъем. Все народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков.

Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников. Это прежде всего военный министр и главнокомандующий 1-й армией Барклай-де-Толли, любимец солдат главнокомандующий 2-й армией князь Багратион. В числе героев можно назвать генералов Дохтурова, Милорадовича, Раевского, Ермолова, братьев Тучковых, легендарного казачьего атамана Платова, партизанских вожаков – Давыдова, Сеславина, Фигнера и бесчисленное множество простых людей, вплоть до знаменитой старостихи Василисы Кожиной. Однако, среди всех них можно выделить одну фигуру – Михаила Илларионовича Кутузова.

Тема Отечественной войны 1812 года заинтересовала меня потому, что эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование.

Актуальность данной темы чрезвычайно велика для современного периода развития российского общества. Именно сейчас, когда утрачены основные ценности, потеряно национально самосознание; когда молодежь практически не интересуется историей своей страны, важно освещение героического прошлого России. Если человек не знает прошлого своей страны, он не может понять настоящее и предвидеть будущее. Воспитание патриота и гражданина начинается именно с изучения своей истории, и не только ее славных побед, но и горьких поражений.

Отечественная война 1812 года имеет обширную историографию, специально о войне написано более 10000 книг и статей, но она крайне неоднородна в подходах к данной теме.

События войны запечатлены в многочисленных произведениях литературы. Но многие из них нам не знакомы.

В данной работе целью моего исследования является попытка проследить за тем, как тема Отечественной войны раскрывается в произведениях русской литературы и какие авторы посвятили свои работы данной теме.

II.Основная часть.

1. Война 1812 года в русской поэзии.

Летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические и прозаические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью.

Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие.. Вспомним стихи Дениса Давыдова, знаменитого участника этой войны, вспомним гениальное “Бородино” Лермонтова. До сих пор творцы обращаются к теме войны 1812 года, когда хотят напомнить нам о мужестве и подвиге защитников Отечества. Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России:

Бородино! Бородино!

На битве исполинов новой

Ты славою озарено,

Как древле поле Куликово. (С. Е. Раич)

В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же, можно сказать, в самые первые ее дни. И первое слово о ней, как, вероятно, и всегда в такие времена, прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

(Ф. Глинка. «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)

В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы - вся история России, великие деяния ее «героев славы».

Стал выходить специальный журнал, созданный с целью выразить гнев и воодушевление, охватившее страну, духовно сплотить русское общество в час борьбы с грозным врагом. Он назывался «Сын отечества». Здесь были напечатаны и многие стихи об Отечественной войне, в частности басни Крылова, дифирамбы Востокова «К россиянам».

Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812) (приложение 1). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» имел необыкновенный успех и надолго определил поэтическую репутацию Жуковского. Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего его высокими художественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства - все это заметно выделяло «пэан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжелые латы классицизма.

Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну - ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Огромное многофигурное полотно, посвященное Отечественной войне, создает в это время сам Г. Р. Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества»(приложение 2). Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» - все это делает его «Гимн» одним из самых значительных произведений того времени. Есть в этом произведении и такое, в чем Державин превзошел всех писавших одновременно с ним о событиях 1812 года. Никто из них не показал роль народа в Отечественной войне так, как это сделал Державин. Патриарх русских поэтов дал в «Гимне лироэпическом» непревзойденную и непреходящую характеристику русского народа. Он увидел и прославил те качества русского национального характера, которые с такой силой, с такой бесспорностью были подтверждены на протяжении последующих эпох.

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина.

В юношеских своих стихотворениях А.С.Пушкин еще во многом следует традиции, своим знаменитым предшественникам - в особенности Державину, чья тяжелая лира слышится и в «Воспоминаниях в Царском Селе», и в стихотворениях тех же лицейских лет: «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году» и «Наполеон на Эльбе».

В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие верноподданные стихотворцы. А спустя шесть лет в оде «Наполеон» (приложение 3) он создал такой многогранный и проникновенный образ, дал такой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора, что и по сей день историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всех написанных о нем слов.

В стихотворении «Наполеон» (1821) принципиальным художественным открытием Пушкина стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит прежде всего в том, что он предал лучшие идеалы человечества, лучшие его надежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рожденного и вознесенного революцией.

Особый интерес к национальной истории проявлял и М.Ю.Лермонтов, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.

Важнейшие события национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году, воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка. Стихотворение "Бородино" было написано на 25-летие Бородинской битвы.

Исследователи Лермонтова не раз обращали внимание на то, что стихотворение «Два великана» (приложение 4)отчетливо и намеренно ориентировано на народно-поэтическую традицию. Здесь и сказочные или песенные формулы: «за горами, за долами», «дальнее море». И просторечная лексика: «хвать», «тряхнул», «ахнул». И сам образ «русского витязя» «в шапке золота литого» - былинный образ богатыря, торжествующего над силами зла. Конечно, антитеза «дерзкий» пришелец и старый, умудренный годами «русский великан» - продолжение устоявшегося, много и по-разному возникавшего в разных стихах противопоставления Наполеона и Кутузова («Ты сер, а я, приятель, сед...»), но лермонтовский образ шире, собирательнее. Русский великан - это не только Кутузов, это и русский народ, это и сердце России - Кремль, каким изобразил его Лермонтов позднее в поэме «Сашка».

2.Тема войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова.

На фоне высокоторжественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И. А. Крылова.

Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова - удивительное исключение. Ибо не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошел к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на нее с такою отчетливостью, с какою это сделал великий русский баснописец. Один из красноречивейших примеров в этом отношении - знаменитая басня «Ворона и Курица» (приложение 5).

Тонкая и острая эпиграмма скрыта в басне «Щука и Кот» (приложение 6), эпиграмма на адмирала Чичагова, неумелые действия которого позволили Наполеону выскользнуть из окружения на Березине. Басню же «Волк на псарне» (приложение 7) хочется назвать эпической - настолько отчетливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. Не случайно, как свидетельствует один из современников, она так нравилась самому Кутузову. «И. А. Крылов, собственною рукою переписав басню «Волк на псарне», отдал ее княгине Катерине Ильиничне, а она при письме своем отправила ее к светлейшему своему супругу. Однажды, после сражений под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посреди приближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню И. А. Крылова и прочел ее вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду».

Различные «реалии» эпохи прочитываются в подтексте и многих других басен великого русского баснописца, и проницательные современники всегда умели их прочитать.
3. Отечественная война 1812 года в прозе.

Одним из наиболее выдающихся литературных документов является «Дневник партизанских действий 1812 года» Дениса Давыдова (приложение 8), частично печатавшийся в 1820-1822 гг. в «Отечественных записках» П. П. Свиньина и впоследствии вышедший отдельным изданием. Продолжая линию военно-бытовых очерков, частично восходящую к «Письмам русского офицера» Ф. Глинки, Давыдов запечатлел в своем «Дневнике» героизм безвестного крестьянина Федора «из Царева Займища», оставившего жену и детей для того, чтоб добровольно сражаться в партизанском отряде.

Одной из характерных особенностей была мысль о том, что героизм народных масс, проявленный в 1812 году, был делом не только русского народа, но и других народов России. Денис Давыдов любил повторять, что он – «поэт не по рифмам и стопам, а по чувству» прежде всего – «по залету и отважности военных действий». Это было его стилем, его «почерком», который с блеском, с особой яркостью проявился в Отечественной войне, когда во главе крупных партизанских отрядов он совершал дерзкие рейды по тылам наполеоновской армии и одержал целый ряд блистательных побед. Во время службы в армии он продолжал заниматься литературным творчеством: писал стихи, мемуары, историко-публицистические статьи. Его перу принадлежат работы «Опыт теории партизанских действий», «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?».

Роман «Война и мир» (приложение 9) - произведение, равного которому нет во всей мировой литературе. С убеждающей силой рисует Лев Толстой храбрость и героизм русской армии, отразившей удары наполеоновских полчищ. Проникнутые сознанием правоты своего дела, русские воины проявляют на поле боя невиданное мужество. Батарея капитана Тушина, оставленная под Шенграбеном одна на поле боя, ведет целые сутки ураганный огонь по неприятелю, задерживая его наступление. Легендарные подвиги свершает русское войско на Бородинском поле, где решалась судьба Москвы и всей России. Лев Толстой показывает, что сила русской армии состояла не только в храбрости солдат и воинском искусстве полководцев, но и в поддержке всего народа.

Михаил Николаевич Загоскин – известный русский писатель, по праву считающийся основателем жанра русского исторического романа.

Книга «Рославлев, или Русские в 1812 году» (приложение 10) – об Отечественной войне 1812 года, участником которой был сам автор. Увлекательный сюжет и историческая достоверность, захватывающая интрига и правдивый колорит русской жизни принесли роману широкую известность.

На фоне событий войны разворачивается трагическая история отношений русского офицера Владимира Рославлева и его невесты Полины. Произведение повествует о противоборстве долга и страсти, роковой любви и нерушимой дружбе, истинном патриотизме и благородстве храбрых воинов.

Роман имел необычайный успех. А. С. Пушкин отметил “…неоспоримое дарование…” Загоскина, живость и занимательность воссозданных им сцен “…старинной русской жизни …” Высокую оценку роману дал В. Г. Белинский. Загоскин умело воспроизводил колорит старины, что сыграло известную роль в развитии русского исторического романа.

Григорий Петрович Данилевский, автор широко известных в свое время исторических романов, также откликнулся на события Отечественной войны 1812 года, написав роман «Сожженная Москва» (приложение 11), большое место в котором занимают описания бесчинств наполеоновской армии, картины народных бедствий и самоотверженной борьбы русских патриотов.

Вступая в Москву, Наполеон намеревался торжествовать окончательную победу, но оказался в западне. Опустошенный, разграбленный и полусожженный город стал «пределом нападения» для неприятеля, предвестником краха нашествия и владычества Наполеона в Европе. Роман Данилевского «Сожженная Москва» – это роман не только о городе, спаленном в огне, но и о национальном подъеме русского народа.

Сергей Николаевич Голубов – видный и популярный мастер исторического жанра в литературе, автор романа о Кавказской войне “Солдатская слава”, романа о декабристах “Из искры пламя”, повести из времен гражданской войны “Бекетовка” и других произведений. В 1943 году С.Голубовым был написан роман “Багратион” (приложение 12), принесший писателю широкую известность. Сергей Голубов начинает повествование о жизни генерала, талантливого полководца Петра Ивановича Багратиона за год до начала войны. С 1812 года история России неразрывно связана с судьбой П.Багратиона. Автор дает панораму военных действий, описывает важнейшие события военной истории. В марте 1812 года Петр Иванович Багратион командовал 2-й Западной армией, которую вывел с боями из-под удара превосходящих сил врага на соединение с 1-й Западной армией под Смоленском. В Бородинском сражении командовал левым крылом русской армии. Победой, завоеванной на Бородинском поле, Россия во многом обязана Петру Ивановичу Багратиону.

Писатель Н. А. Задонский известен читателям многими произведениями, посвященными героическому пошлому нашей страны («Горы и звезды», «Смутная пора», «Донская Либерия» и др.). Наибольшей популярностью пользуется его историческая хроника «Денис Давыдов» (приложение 13), воссоздавшая образ замечательного русского поэта, партизана, героя Отечественной войны 1812 года.

Жизнь Дениса Давыдова рисуется в книге на фоне того огромного патриотического подъема, который охватил русский народ в годы борьбы с нашествием полчищ Наполеона.

С волнением читаются и те страницы хроники, которые посвящены Денису Давыдову как поэту и человеку. Книга с интересом будет прочитана самыми широкими кругами читателей.

Роман Леонтия Раковского «Кутузов» (приложение 14) – одно из лучших произведений о великом русском полководце и выдающемся дипломатическом деятеле, об Отечественной войне 1812 года. Автор создал галерею образов прославленных русских военачальников и рядовых солдат. В работе над книгой автором использованы многочисленные исторические документы и мемуары участников Отечественной войны 1812 года.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск