Скачать 258.08 Kb.
|
Ирина Николаевна Лепихина, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ лицей №1 города Кунгура Реализация воспитательного потенциала предмета «Русский язык» (из опыта работы) Анализ текста как средство создания культурной речевой среды на уроке русского языка. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Именно необходимость изменить отношение к урокам русского языка (и учащихся, и самих учителей), вернуть детям интерес к родной речи - чтению и обсуждению прочитанного, которое рождает понимание и содержания, и средств создания этого содержания, - подталкивает думающих учителей к поиску нового типа урока. Импонирует такой подход к организации уроков русского языка, когда работа над освоением учениками определенного минимума «знаний - умений - навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей. Использование текста на уроках русского языка при определенных условиях способно обеспечить решение таких проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования. Основа современного урока русского языка - это развивающая речевая среда, основой которой является текст. Е.С. Антонова назвала новый тип урока уроком-коммуникацией. Такой урок русского языка должен дать ученикам возможность
Цель учителя - создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи. Это требует строго организованной учебной ситуации и в то же время способности учителя к импровизации. Поскольку основным методом такой работы является интерпретация текста, т.е. высказывание участниками обсуждения своих толкований, своего понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, то ход урока не может быть предсказуем от начала до конца. Это в значительной степени меняет подход к организации самого урока. Безусловно, необходима предварительная подготовительная работа с учащимися, своеобразная база, на которой можно строить обсуждение текста; с этой целью в начале учебного года обязательно планирую циклы лекций для десятиклассников «Выразительные средства языка», «О литературной правке», «Текст». Особый интерес представляет вопрос о критериях отбора текстов: ведь «качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды». Итак, необходимые качества текста:
На мой взгляд, прекрасно воспринимаются детьми «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, воспоминания об известных актерах, писателях, ученых, о явлениях русской культуры и истории (например, рассказы И. Андроникова, В.Рождественского, К.Паустовского, Ю. Германа, Е.Осетрова, Д. Гранина, В. Астафьева, воспоминания И. Бунина, М. Горького, К. Чуковского, И. Шнейдера и др.), публицистические и даже научные тексты, например, статьи из учебников по профильным для данного класса предметам. Безусловно, на выбор текста оказывают влияние и вкусы самого учителя. Думаю, что это правильно. О вкусах можно спорить, и споры эти, особенно когда речь идет о вкусах литературных, культурных, может быть интересным и чрезвычайно полезным для учащихся, становясь еще одним средством создания культурно-речевой среды. Так, будучи горячей поклонницей поэзии, я часто предлагаю учащимся для анализа стихи самых разных поэтов, прежде всего - незнакомых или малознакомых детям. Анализировать язык поэтических произведений на уроках - задача самая сложная: надо так формулировать задания, чтобы наблюдения над тем, как «живут» в стихотворении фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства языка, не были просто упражнениями по фонетике, лексике, грамматике. Главное - это найти путь к постижению содержания, к разгадке авторского замысла. Анализируя частное, отдельные составляющие, надо всегда помнить о целом, о единстве текста, в котором форма всегда содержательна, исполнена глубокого смысла. Внимание к языку художественных произведений - это как раз то, что помогает воспитать любовь к слову, почувствовать красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка. Еще в 20-е годы прошлого века М.М. Бахтин писал: «Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, ибо требования к нему максимальные: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов; поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого». На первых порах предлагаю задания, требующие частичного анализа. Например, стихотворение Б. Окуджавы «Батальное полотно» может быть использовано на уроках об односоставных предложениях или при изучении тем «Лексические средства языка», «Слово в художественном тексте». Булат Окуджава. Батальное полотно. Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане. Серая кобыла с карими глазами, с челкой вороною. Красная попона. Крылья за спиною, как перед войною. Вслед за императором едут генералы, генералы свиты, Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты. Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты. Блещут эполеты. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты. Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые. Только цокот мерный, флейты голос нервный да надежды злые. Все слабее запах очага и дома, молока и хлеба. Где-то под ногами и над головами - лишь земля и небо. Задания к тексту:
Анализ позволяет показать учащимся, как назывные предложения создают статичную картину; как постепенное введение глаголов и причастий «оживляет» картину, делает ее движущейся; как подбор эпитетов, синонимов, художественных деталей позволяет картину императорской прогулки превратить в картину будущей войны и - далее -в картину жизни, в которой самые трагичные потери - это потеря очага, матери, дома, Родины, жизни. Еще пример: М. Цветаева. Темнеет. Готовятся к чаю. Дремлет Ася под маминой шубой. Я страшную сказку читаю О старой колдунье беззубой. О старой колдунье, о гномах, О принцессе, ушедшей закатом... Как жутко в лесу незнакомом Бродить ей с невидящим братом! Одна у колдуньи забота – Подвести его к пропасти прямо... Темнеет. Сегодня суббота, И будет печальная мама. Темнеет. Не помнишь о часе. Из столовой позвали нас к чаю. Клубочком свернувшейся Асе Я страшную сказку читаю. Анализ этого стихотворения предлагаю начать с «эксперимента»: прочтите любое односоставное предложение из стихотворение и «замените» его двусоставным. Как меняется при этом ваше читательское восприятие? Попутно выясняем: что стоит за фразой «Готовятся к чаю» (звуки, движения, запахи, ощущения)? Как односоставные предложения помогают автору передать атмосферу страшной сказки? А атмосферу родительского дома? Постепенно выясняется роль односоставных предложений в создании «духа» детства, отчего дома, дорогих воспоминаний. Подобным образом предлагаю учащимся определить, какова роль лексических средств в стихотворениях Н. Асеева, С. Есенина, Л. Мартынова, М. Яснова, А. Ахматовой, К. Симонова; в чем состоит цель использования лексики разных стилей в стихотворениях В. Высоцкого, С. Есенина, В. Маяковского, Е. Евтушенко; какие смыслы может обретать одно и то же слово в стихотворении и как это обогащает художественный мир произведения (на примере стихотворений В. Высоцкого, Е. Евтушенко); каков эффект различных риторических фигур в поэзии М. Цветаевой; как использованы синтаксические средства языка в переводах «Рубаят» Омара Хайяма (переводчик - Г. Плисецкий). Любая работа с текстом заканчивается его выразительным чтением и/или записью (под диктовку или наизусть). Это делает естественно необходимыми орфографическую и пунктуационную работу, наблюдения над интонацией, синтаксисом, особенностью употребления различных форм слова, иногда - словообразовательный и морфемный анализ. Так постепенно дети готовятся к комплексной работе с текстом. Последовательность этой работы такова. Сначала - вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «средства связи». Непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике. Наконец - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора. Завершающим при работе с текстом может быть задание «Подготовьтесь к выразительному чтению текста». Тогда результаты всей предшествующей работы будут переданы при чтении текста вслух. Следующим этапом работы с текстом становится продуцирование собственных текстов по поводу прочитанного. Примерный план (а скорее, круг микротем) высказывания следующий: как ты понял мысль автора; какими средствами автор добивается воздействия на читателя; задела ли тебя авторская позиция; согласен ли ты с автором; и т.д. А далее - обычная работа: черновики, редактирование, составление тезисов и т.д. (работа над сочинением более подробно описана в следующей главе). В качестве примера приведу фрагмент плана урока «Рассуждение в публицистическом стиле», в рамках которого учащимся для анализа было предложено стихотворение А.С. Пушкина: «Все мое!» - сказало злато. «Все мое!» - сказал булат. «Все куплю!» - сказало злато. «Все возьму!» - сказал булат. Беседа с целью подготовки к анализу поэтического текста. В ходе беседы проводятся наблюдения над формой и содержанием стихотворения по следующему плану (попутно проводится орфографический и лексический разбор выделенных слов):
Беседа с целью подготовки к написанию сочинения - рассуждения:
жизненного успеха светского человека). Как воспринимается это сегодня? (Желание достичь цели любыми способами).
внутри нас. Свободными нас делает честность, способность к какому-либо делу, стойкость, верность идеалам). • В свете всех этих раздумий - перечитайте стихотворение. Не изменилось ли ваше представление о его героях? Вывод: Напрасно так самоуверенны герои-маски. Не все подвластно злату и булату. Диалог монстров превращается в диалог глупцов. Последняя часть урока (или второй урок пары) посвящена тренировочной работе: формулировке тезисов, в том числе с использованием художественных средств; композиционному оформлению сочинения; написанию вариантов вступления и заключения и т.д. Учащиеся работают самостоятельно, слушают варианты друг друга, вместе с учителем оценивают полученные работы. Домашнее задание. Рассуждение в публицистическом стиле по данному тексту: «Какие мысли и чувства вызывает у вас стихотворение А.С. Пушкина? Есть ли актуальность в этих строчках?» Безусловно, это лишь канва урока. В действительности многие моменты урока на ходу приходилось корректировать исходя из ответов учащихся, которые аргументировали свои суждения примерами из их любимых фильмов, жизненных наблюдений и даже собственного опыта. Так на уроке была создана речевая ситуация, заинтересовавшая всех без исключения: учащиеся говорили много и искренне. Думаю, урок достиг и обучающих, и развивающих, и воспитательных целей. Это подтвердили и качественно выполненные домашние задания. Вот отрывки из ученических работ: «Мир держится на людях, которым дороги любовь, дружба. К ним не относятся герои стихотворения А.С. Пушкина. В стихотворении - диалоге представлен, казалось бы, горячий спор между златом и булатом, но от него веет холодом. [...]Умышленное использование Пушкиным обедненной лексики подчеркивает ограниченность такого типа людей». (Мария Федотова) «Я думаю, ценно то, что вечно; золото и силу можно потерять, а чувства - нельзя, они навсегда останутся в сердце человека; память же о человеке остается и после его смерти». (Екатерина Старкова) «Обезличенные, холодные герои ведут горячий спор, который бессмыслен и непонятен живому человеку. Золото блестит, но не согревает; однако, как лед тает под солнцем, так и злато может расплавиться под влиянием светлой мечты» (Наталья Шляпина) «Но не все продается, не все можно взять силой. Нельзя разрушить любовь или купить дружбу. Человеку, который познал истинные ценности, этот диалог кажется пустым и бессмысленным, ведь его жизнь полна красок и интересов».(Алина Антипина). «Спорят бездушный богач и холодный агрессор. На первый взгляд, их спор страшен, они не думают о людях, о человеческих судьбах. Но я считаю, что смешно говорить о силе денег и оружия, потому что настоящая сила - сила любви, дружбы, таланта. Настоящее чувство – вот сила, которая заставляет нас жить, творить, действовать». (Сергей Якушевич) «Всего четыре строчки... Шестнадцать с лов... Казалось бы, что можно выразить в столь коротком произведении? Многое, ведь его автор - А.С. Пушкин.[...]С одной стороны, стихотворение сатирическое, главные герои в нем высмеиваются. Обезличенные, невыразительные, они говорят короткими, одинаковыми фразами, подчеркивающими пошлость и обыденность мира главных героев. С другой стороны, это стихотворение -трагедия. Написанное в XIX веке, оно не потеряло своей актуальности и сегодня. По-прежнему процветают бюрократия и взяточничество, по-прежнему многие политические споры решаются с позиции силы».(Евгений Ильин). Таким образом, в процессе анализа текста ученики
— создают собственные тексты при помощи осознанного отбора адекватных языковых средств. Опыт показывает, что содержание художественного текста упражнения каждый раз расширяется и обогащается, в чем и проявляется его главное качество - художественность: ведь автор творит свое произведение только совместно с читателем. |