МОУ ЧУТАЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
«Рассмотрено» и
«Обсуждено»
Руководитель ШМО
_______Л.Г.Шафигуллина Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
по УР МОУ Нуринерская СОШ
_________Р.Х.Хабибуллина
«____»____________2012 г.
| «Утверждено»
Директор школы
_________Р.М.Хайруллина Приказ № ___ от «___»___2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »
В 4 КЛАССЕ Габделвалиевой Файрузы Мубаракзяновны
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Принято на педагогическом совете
протокол № от 2012 г.
2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету литературное чтение (4класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования 2004 года; на основании примерной программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования /“Сборник нормативных документов” начальная школа /сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М. : Дрофа, 2007г. и программы общеобразовательных учреждений «Концепция и программы для начальных классов» Москва «Просвещение», 2009 г.
Предмет литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения
Цель уроков чтения:
–развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-формировать умение самостоятельного чтения книг на русском языке, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
-приобщить детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
-развивать устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Планирование уроков литературного чтения в 4 классе по базисному учебному плану рассчитано на 2 часа в неделю, 68 часа в год, базовый уровень.
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение, 4 класс». Москва «Просвещение», 2011. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
| Содержание
| Кол-во часов
| 1
| Былины. Летописи. Жития.
Летописи. Жития. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина. Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя.
| 7
|
| Из русской классической литературы
| 11
| 2
| Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок. Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Волшебные сказки: народные и литературные. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. М. Ю. Лермонтов. Олицетворение -прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека.
М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана.
| 3
| Поэтическая тетрадь
Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь». Картины весенней природы в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...».Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».
| 5
| 4
| Сказки русских писателей
Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Описание. Его роль в раскрытии их характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Сказка П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
| 9
| 5
| Делу время – потехе час
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени Е. Л. Шварца. В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта. Многозначность слова как средство создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
| 5
| 6
| Страна далёкого детства
Плохое и хорошее в поступках людей. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.
| 5
| 7
| Поэтическая тетрадь
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
| 2
| 8
| Природа и мы
Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина – Сибиряка
«Приемыш».Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька».Писательская
наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». Рассказ о животных Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении.Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
| 6
| 9
| Поэтическая тетрадь
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу». Настроение, выраженное в стихах
Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Тема природы и Родины в стихах
Н. М. Рубцова «Сентябрь». Иносказательный смысл произведения
С. А. Есенина «Лебедушка».
| 3
| 10
| Родина
Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине». Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».
| 2
| 11
| Страна « Фантазия»
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычев «Путешествие Алисы»
| 3
| 12
| Зарубежная литература
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Тема первой любви в произведениях М.Твена «Приключения Тома Сойера». Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания.Сельма Лагерлеф «Святая ночь».
| 10
|
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Раздел программы
| Всего часов
| 1.
| Былины. Летописи. Жития.
| 7
| 2.
| Из русской классической литературы.
| 11
| 3.
| Поэтическая тетрадь.
| 5
| 4.
| Сказки русских писателей.
| 9
| 5.
| Делу время- потехе час.
| 5
| 6.
| Страна далекого детства.
| 5
| 7.
| Поэтическая тетрадь.
| 2
| 8.
| Природа и мы.
| 6
| 9.
| Поэтическая тетрадь.
| 3
| 10.
| Родина.
| 2
| 11.
| Страна «Фантазия».
| 3
| 12.
| Зарубежная литература.
| 10
|
| Итого:
| 68
| |