Скачать 0.56 Mb.
|
Анализ результатов учебной деятельности по предпрофильной подготовке и профильному обучению за 2011-2012 учебный годЦель: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым. В 2011-2012 учебном году перед коллективом учителей школы одной из главных задач было повышение качества образования в соответствии с требованиями национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями департамента образования и науки Костромской области, управления образования администрации города Костромы, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. На конец 2011-2012 учебного года в школе насчитывалось 755 учащихся. Из них: 1-4 классы – 333 человека 5-9 классы – 345 человек 10 классы – 77 человек Образовательное пространство школы охватывает детей с 6-7 летнего возраста до 17 лет. Учебный план школы на 2011-2012 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Классы сформированы с учетом обучения по вариативным программам в рамках базового образования. Общеобразовательные классы реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования. В начальной школе сложилась система работы по пяти учебным программам: «Перспектива», «Система В.Занкова», «Школа 2100», «Планета знаний», «Школа России». Такая система позволяет готовить учеников к выбору профиля в основной и старшей школе. В технологии «Система В.Занкова «сильной» стороной считается развитие речи, нестандартного мышления учащихся, В технологии «Перспектива» и «Школа 2100» - развитие математических способностей, логики. Классы, работающие по развивающим программам, имеют более высокий процент качества обученности учащихся. Таким образом, использование различных технологий позволяет уже в начальной школе готовить детей к социально-экономическому, социально-гуманитарному и естественнонаучному профилю. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Учебный план корректировался в зависимости от кадровой обеспеченности. Начиная с 5-х классов, компонент образовательного учреждения направлен на расширение знаний по базовым предметам (математике, русскому языку), в 6-8 классах – на подготовку к выбору профиля: социально-экономического (математика, обществознание) и естественнонаучного (математика, биология). В 9 классе ученики имеют возможность уточнить свой интерес к предмету, расширить возможности предпрофильной подготовки с тем, чтобы сделать правильный выбор профиля обучения на старшей ступени. В рамках реализации программы предпрофильного обучения на второй ступени образования разработаны и используются программы элективных курсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к вступительным экзаменам для продолжения образования в средних профессиональных учебных заведениях, а также специальный курс «Введение в профессию», ориентированный на получение начального профессионального образования. Профильное обучение и предпрофильная подготовка призваны организовать новую образовательную среду, которая создает условия для самоопределения школьников, обеспечит возможность осуществить профессиональные пробы, предоставит право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор. Работа по предпрофилной подготовке учащихся проходила в несколько этапов:
- Лодани И.А. – председатель, зам. директора по УВР Члены команды: - Золотченко С.В. – зам. директора по ВР - Музылева Н.Н. – социальный педагог - Софонова Т.Н. – психолог - Махалова О.В – классный руководитель 9 «А» класса - Ярошенко В.В. – классный руководитель 9 «Б» класса - Сорокина О.А. – классный руководитель 9 «В» класса. План реализации предпрофильной подготовки выполнен полностью: проведено два родительских собрания (сентябрь, ноябрь 2011 года), на которых родители девятиклассников были ознакомлены с особенностями предпрофильной подготовки учащихся, продолжено сотрудничество с ГОУ НПО ПУ №5. В рамках договора организована группа токарей. Еженедельно с учащимися на базе ПУ № 5 проводились теоретические и практические занятия. В течение года проводились встречи с руководством училища и мастерами производственного обучения по вопросам организации обучения учащихся школы. Согласно плану работы проводились классные часы по профориентации, встречи с представителями техникумов, колледжей, училищ, выход на Дни открытых дверей в учреждения начального и среднего профессионального образования. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся проводилось тьюторами, школьным психологом, классными руководителями. Кадровое обеспечение предпрофильной подготовки: - учителей высшей категории – 10 человек - учителей 1 категории – 3 человека - кандидаты наук – 2 человека - мастера производственного обучения ГОУ НПО ПУ № 5 Главным показателем эффективности предпрофильной подготовки является качество знаний учащихся и результаты государственной (итоговой) аттестации. На конец 2011-2012 учебного года учащиеся 9-х классов показали следующие результаты: Всего учащихся в параллели – 75 человек 0тличников – нет На «4» и «5» - 26 человек С одной «3» - 2 человека (Куксова Мария 9в - английский язык, Григорова Татьяна 9в – английский язык) С одной «4» - нет Степень обученности – 0,59 (9а – 0,54, 9б- 0,64, 9в- 0,60) % качества знаний – 33,3% (9а – 19%, 9б- 50%, 9в- 31%) Средний балл- 3,8 (9а- 3,6, 9б- 3,9, 9в- 3,8) Немалую роль в самоопределении учащихся 9-х классов сыграли элективные курсы, проводимые учителями школы. Они помогли ребятам не только углубить знания по отдельным предметам, но и проявить исследовательские навыки. А также подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены. Из приведенных таблиц видно, что на протяжении пяти последних лет уровень подготовки девятиклассников не снижается, а по некоторым предметам имеет тенденцию к повышению.
Этому способствует и общий уровень преподавания. Из приведенного мониторинга видны результаты работы учителей. За 2011-2012 учебный год учебный план реализован в среднем на 98%. По содержанию все учебные программы пройдены в полном объеме за счет корректирования рабочих программ по всем предметам. Практическая часть учебного плана выполнена также на 100%. Серьезной проверкой подготовки учащихся является итоговая аттестация. Всего в параллели 9-х классов - 75 учащихся. На индивидуальном обучении находились 3 ученика: Комарова Татьяна (9б класс), Сабуров Александр (9в класс), Комисарова Ксения (9в класс). Государственную итоговую аттестацию они проходили по щадящему режиму. Остальные 72 человека определились с выбором экзаменов следующим и образом:
Для подготовки к итоговой аттестации в школе были созданы все условия:
Выбор экзаменов по классам 2011-2012 учебный год
- физика – 13 чел. - история – 11 чел. - обществознание – 30 чел. Это свидетельствует о серьезном подходе учащихся к выбору профиля обучения в старших классах. 3. Учащиеся не боятся сдавать экзамены в новой форме (68 выборов) 4. По-прежнему остаются популярными среди учащихся 9-х классов следующие предметы: - ОБЖ – 35 чел. - Физкультура – 22 чел. Итоги выпускных экзаменов по выбору в 9-х классах 2011-2012 учебный год Итоговая аттестация в 9-х классах подтвердила уровень знаний учащихся и определила дальнейший выбор их места обучения. Из 75 выпускников основной школы в 10-й класс (профильные) – человека в 10-й класс школ города - 1 человек в техникумы - человек в училища - человек. Выводы:
Наиболее высокое качество знаний показали учащиеся по обществознанию (73,3 %), литературе (100 %), , информатике (80 %), физике (84,6 %). Низкие результаты по биологии и истории. Предложение: учителям Смирновой Е.Н. и Смирновой М.К.. отработать методику подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме, усилить контроль за качеством знаний учащихся.
Экзамены в традиционной форме учащиеся сдавали по билетам и в форме защиты реферата. Хорошую подготовку и высокое качество знаний показали ученики по истории, обществознанию, литературе, английскому, французскому языкам, физкультуре. Результаты ГИА в 9 классе по русскому языку за 2011-2012 учебный год Всего учащихся в параллели 9-х классов – 75 человек Сдавали экзамены в щадящем режиме –3 человека Сдавали экзамен по русскому языку в новой форме – 72 человека Выполнили без ошибок: Уровень А – 50 человек (69,4 %) , уровень В- 36 человек (50%), уровень С – 2 человека (Галкина в., Куликова А.) Итоговая аттестация по русскому языку в новой форме представляла собой экзаменационную работу за курс с 5 по 9 класс, состоящую из 3-х частей, |