Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока





Скачать 34.74 Kb.
НазваниеРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока
Дата публикации09.08.2013
Размер34.74 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока русского языка в 5 классе

по теме «Антонимы»

Цели урока:

-закрепить знания учащихся об антонимах;

-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение антонимов;

-определять смысловые и стилистические отличия антонимов в тексте;

-формировать умение употреблять нужный антоним в зависимости от разных целей;

-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

3.Практическая проверка знаний

1).Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению ученик должны определить слова и записать их в тетрадь.

Раздел науки о языке, изучающий слова.

(Лексика)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)

Словарный запас человека

(Лексикон)

Слова, имеющие одно лексическое значение

(Однозначные)

Слова, имеющие много лексических значений

(Многозначные)

Слова с противоположным лексическим значением

(Антонимы)

4.Итак, тема нашего урока - «Антонимы. Разнокорневые и однокорневые антонимы»

Слово «антоним» греческого происхождения и состоит из двух корней: anti – «против» и onyma – «имя».

Большая часть антонимов называет противоположные качества или свойства: лёгкий-тяжёлый, твёрдый – мягкий, умный – глупый.

Но они могут и обозначать и противоположные действия, например, отпирать – запирать, состояния (радоваться – горевать), пространственные и временные отношения ( верх-низ, день-ночь, рано-поздно), называть количество (много-мало).

Антонимы по своей структуре бывают разнокорневые (хорошо - плохо, чистый-грязный, друг-враг) и однокорневые (добрый – недобрый, красивый – некрасивый, вкусный – безвкусный).

Однокорневые антонимы создаются в языке в результате не только русских приставок не- и без-, но приставок иноязычного происхождения –анти-, контр-, например, религиозный –антирелигиозный, революционный –антиреволюционный.

5.Закрепление материала
а) В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют (устно).

Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища.

Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.

Молод годами, да стар делами.

Язык длинный, мысли короткие.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
б) Выпишите из пословиц и поговорок антонимы.

Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

Рано оседлали, да поздно поскакали.

Меньше говори, да больше делай.

На чёрной земле белый хлеб родится.
в) Определите, по какому признаку можно классифицировать антонимы в следующих пословицах.

Не щади врага – сбережёшь друга.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Друг до поры – тот же недруг.

Трусливый друг опаснее врага.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.
г) С помощью какой приставки, кроме не- , можно образовать антонимы к словам честный, спокойный? Придумайте предложения с данными антонимами.

д) К словам левого столбца подберите разнокорневые антонимы, к словам правого столбца – однокорневые.

счастье-… счастье-…

правда-… правда-…

мягкий -… одарённый -…

молодость -… спорный-…

тепло -… порядок -…

здоровый -… здоровый -…

красивый -… красивый -…

-Подумайте, ребята, к каким из приведённых слов можно подобрать два однокорневых антонима?

6. Итоги урока

-В русском языке много слов-антонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Антонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи.

В художественных, публицистических, научно-популярных произведениях, в устной речи слово приобретает особое звучание, раскрывается во всей полноте при столкновении его со словом, противоположным по значению. Поэтому антонимы используются как особый стилистический приём оценки различных предметов и явлений.

7. Домашнее задание

Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1….дело лучше …безделья.

2….сторона – мать, а … - мачеха.

3.У мудрого человека…уши и …язык.

4….земля…рук не любит.

Слова для справок: длинный - короткий, родной-чужой, маленький – большой, чёрный – белый.

Допишите пословицы. Подчеркните разнокорневые антонимы одной чертой, однокорневые – двумя.

1.Не было бы счастья, да … помогло.

2.Учёный водит, а …

3.Мы ценим и любим не праздность, а…

4.Ученье – свет, а …

5.Не верь началу, верь…

6.Не отведав горького, не…

Слова для справок: труд; несчастье помогло; концу; узнаешь сладкого; неученье – тьма; неучёный сзади ходит.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconРазработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт (...
Русский язык: Учеб для 2 кл нач шк. В 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов- м.: Вентана- граф, 2008
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconУрока письма в 1 классе (система Занкова Л. В.)
Цели урока. Научить писать заглавную букву З. Познакомить с понятием «антонимы»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconУрок по теме. Цели и задачи: обучающие
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconКонспект урока английского языка в 4 классе по теме «одежда. Национальный...
Развитие интереса к предмету и поддержание высокого уровня мотивации для изучения иностранного языка
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconМетодическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Анализ текста»
Межшкольный методический мост образовательных учреждений комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск