Скачать 228.53 Kb.
|
Воробьёва Яна Игоревна МБОУ СОШ «Дневной пансион-84», Учитель русского языка и литературы Высшая категория Научно-методическая разработка. Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака (урок-практикум для учащихся 11-х классов). От автора: Изучение поэзии Б.Пастернака, как правило, вызывает у учащихся определенные сложности, что объясняется глубокой философской направленностью творчества писателя, насыщенной образностью его стихов, их многозначной метафоричностью, сложностью и многогранностью мироощущения самого автора. Данная методическая разработка – это попытка представить свой подход к анализу лирики Б.Пастернака, свой путь постижения всей сложности его художественного мира основанный на многоплановом исследовании поэтического текста и комплексном анализе лирического произведения. Это, на наш взгляд, должно помочь «разгадать» тайну художественного мира поэта, почувствовать всю красоту и живость его образов. Методическая разработка построена таким образом, что ее материалы э могут использоваться на уроках, посвященных изучению лирики Б.Пастернака, как в комплексе, так и фрагментарно, а также – служить дидактическим материалом для анализа поэтического текста на уроках развития речи при изучении основных литературоведческих терминов и научных определений. Учебное занятие рассчитано на класс с высоким уровнем подготовки. Форма урока: урок-практикум. Время урока 2 академических часа Цели урока: 1.Образовательная: -изучить содержательные и художественные особенности стихотворений Б.Пастернака.
- воспитать эстетическое отношение к поэтическому слову 3. Развивающая: - развивать навыки анализа поэтического текста; - развивать навыки выразительного чтения стихотворений; - формировать умение интерпретировать стихотворение. Подготовка к уроку. Предварительно дано домашнее задание изучить биографию Б.Пастернака по материалам учебника и дополнительной научной литературе, принести на урок сборники стихов Б.Пастернака. Индивидуально некоторым учащимся дается задание выучить и подготовить выразительное чтение стихотворений Б.Пастернака. Оборудование к уроку: Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. Ход урока:
Слово учителя. Б.Пастернак – один из необычных удивительных поэтов не только в русской литературе, но и среди поэтов ХХ века. В его поэзии звучит Голос. Это, прежде всего, голос души и сильной личности, не мыслящей себе вне связи с эпохой и страной, остро чувствующей все социальные и нравственные потрясения своего века. Это способность увидеть мир душой, стремление понять глубинные потоки жизни и бытия, законы жизни мирозданья. Каков же он, Борис Пастернак, и в чем необычность художественного мира его стихов? На эти вопросы мы сегодня должны постараться найти ответ. Обратимся к одному из ключевых стихотворений Б.Пастернака «Гамлет». Это стихотворение входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Данный цикл стихов является одной из глав всемирно известного романа писателя, ставшего своеобразным художественным воплощением жизненной позиции и мировосприятия писателя. О роли данного романа в судьбе и творчестве писателя нам еще предстоит сегодня поговорить. (возможен краткий доклад об истории создания произведения, его судьбе) 4.Чтение одним из учащихся стихотворение Б.Пастернака «Гамлет». 5. Анализ содержания стихотворения.
Слово учителя. Действительно, Борис Пастернак, пожалуй, как никто другой из поэтов, с особой остротой чувствует свою связь с собственным «веком», с эпохой. Чувство неразрывности и тесной связи человека и времени (в образе наполненного звуками и предчувствиями пространства, «тесной», «бешеной» эпохи звучит почти во всех его стихах, а взаимоотношения человека с миром всегда выступают в художественном мире поэта на первый план. При этом мир часто раздвигается до масштабов вселенной, а чувства лирического героя приобретают некую «космичность», особую философскую значимость. Все это позволяет многим исследователям определить направленность лирики Б.Пастернака как философскую. Как же рождался в Б.Пастернаке поэт? Почему философское осмысление жизни столь ярко проявляется в его стихах? Как это связано с биографией поэта? Попробуем составить литературный портрет писателя. 6. Анализ биографии писателя. (Учащиеся готовят ответы на предложенные вопросы по группам в течение 5 минут).
Литературоведческий практикум. (Работа с текстами стихотворений и научно-критической литературой оформляются в таблице). Форма таблицы.
7..Знакомство с отрывком из критической статьи А.Д.Синявского о философском характере лирики Б.Пастернака. (Цитата проецируется на доску с помощью видеопроектора). «Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б.Пастернака – поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности. Ему издавна близка (говоря словами самого Б.Пастернака) «та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни в любом направлении, без которой поэзия – одно недоразумение, временно не разъясненное». Во многих произведениях Б.Пастернака ощутимо устойчивое желание «докопаться до сути и, рассказывая о каких-либо вещах, не только представить нам, каковы они из себя, но выявить их настоящую природу». (А.Д.Синявский). (Запись в тетрадь основного вывода из цитаты Синявского: «Философское осмысление жизни, широта обобщений, стремление установить связи всего со всем»). Слово учителя: Одно из известных стихотворений поэта - «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Стихотворение входит в сборник «Когда разгуляется». Оно стало своеобразной попыткой представить жизненную и творческую «программу» писателя. В чем же заключается особенность отношения к жизни Б.Пастернака? Какое место он отводит себе в ней? Выразительное чтение стихотворения одним из учеников. 8. Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Знакомство с мнением Л.П.Панфиловой о данном стихотворении. Чтение выдержки критической статьи, которая проецируется на экране: «Особое значение для понимания смысла этого стихотворения имеет образ нити. Он означает в поэтической системе Б.Пастернака «измерить, познать, упорядочить Вселенную… Этот образ углубляет смысл слова «суть» и понятия «дойти до самой сути». Заключает стихотворение емкая метафора – тетива «тугого лука». Можно встретить и лук Одиссея, на который никто, кроме него самого, него самого натянуть тугую тетиву, и, конечно же, Аполлона, снаряженного луком и стрелами. Поэзия – пророческое, божественное предназначение. Это особая миссия творца мира». (Л.П.Панфилова). Запись в тетрадь основной мысли статьи. Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать о понимании миссии поэта на земле в данном стихотворении? Ответ: Поэт понимается Б.Пастернаком как создатель мира в поэтических образах. В этом его миссия сходна с миссией пророка. Он призван объяснить причину явлений, нарисовать в поэзии «суть жизни». Вопрос учителя: Какие великие предшественники Б.Пастернака размышляли о предназначении поэта? В чем размышления Б.Пастернака им созвучны? Ответ: О роли поэта размышляли А.С.Пушкин и м.Ю.Лермонтов. Они также выделяли пророческую роль поэта, важность его миссии на земле в раскрытии сути жизни. Особенность понимания поэта в лирике Б.Пастернака связана с его стремлением передать в стихах мысль о сути жизни в чувствах и ощущениях. С этой точки зрения интересно проанализировать стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…». 9. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Слово учителя: Данному стихотворению созвучно по тематической направленности и настроению еще одно стихотворение из сборника «Второе рождение». Стихи этого сборника раскрывают преображение души героя, а также - новый, неожиданный и оригинальный взгляд на мир, во многом являются попыткой резюмировать творческое кредо поэта. 10. Выразительное чтение стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» одним из учащихся. Вопрос учителя: Что общего в этих двух стихотворениях и чем они отличаются? Ответы учеников: Общей является мысль о предопределенности творчества и его тесной связи с чувствами. Искусство раскрывается в обоих стихах как миссия воспевания жизни, искреннего раскрытия чувств. Искусство рисуется как «почва и судьба». Отличается же во втором стихотворении интонация: оно более патетично, решительно, призывно, здесь появляются мотивы трагичности миссии поэта («Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом и убьют!»). Первое стихотворение можно считать, скорее, размышлением о связи жизни, чувств и поэзии, а второе – итоговым заключением. В связи с этим первое стихотворение более лирично. 11. Знакомство с высказыванием Л.П.Быкова о мировосприятии Б.Пастернака и его творческих принципах (высказывание проецируется на доску): «Жизневосприятие Пастернака сколь патетично, столь свежо и непосредственно. Будто все сущее не просто впервые увидено, но и поименовано только сейчас. Эта особенность его таланта побудит А.Ахматову сказать т поэте: «Он наделен каким-то вечным детством».Ощущая себе сыном многовековой культуры, Пастернак сохранил первобытный взгляд на реальность, свойственный далеким нашим предкам, которые все причинно-следственные связи в мире выводили из сопричастности явлений во времени и пространстве. Убежденность, что «все живое связано волной кругового, вихревого сходства», и обусловила «мощную силу сцепления», явленную пастернаковской метафористикой». Выпишите из высказывания Л.П.Быкова главную, по мнению критика, черту поэтики и мировосприятия Б.Пастернака. (Запись в тетради: «Детски первобытный взгляд на жизнь, случайность ассоциаций и образов, образованная связью всего со всем»). Слово учителя: Случайность, первозданность образов стала основой поэтического стиля Б.Пастернака. Такая разновидность образа свойственна особенно стихам поэта о природе и о любви. 12. Анализ стихотворения «Красавица моя –вся стать».
Запись основных принципов построения образов и раскрытия идей стихотворения в таблицу. Слово учителя: Таким образом, для Пастернака немыслимо раскрытие какой-либо темы отдельно, изолированно от других. Все единичное и частное связывается в его художественном мире с всеобщим, соединяется незримыми нитями с целым и разнонаправленным. Попробуйте назвать три составляющих художественного мира поэта, на которых держатся все связи. Ответ учащихся: Основными составляющими художественного мира Б.Пастернака являются поэзия, жизнь во всей ее сложности и полноте, голос времени и эпохи, бесконечность мирового пространства. (Запись в тетрадь). В этой модели мира поэзия неотделима от жизни, а жизнь – от поэзии, стихи разливаются в пространстве вселенной, звенят гулким эхом в эпохи и, отталкиваясь, несутся вдаль. Модель изначальной и вечной гармонии мира и вселенной представлена в стихотворении «Когда разгуляется». 13. Задание. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Попробуйте описать в нескольких предложениях образ мира, созданный Б.Пастернаком в этом стихотворении. 14. Самостоятельная работа учащихся с текстом. Чтение получившихся анализов-миниатюр. Примерный вариант: Окружающий мир бесконечно прекрасен. Он многолик, но многоликость не нарушает общей гармонии. Один образ мира плавно соединяется с другим, словно перетекая в него и становясь им. Жизнь этого таинственного пространства кажется вечной, и человек лишь завороженно взирает на него сквозь щелку своей эпохи, никогда не будучи способен до конца разгадать удивительную загадку вселенной и времени. 15. Проблемный вопрос: Как же удается Б.Пастернаку создать столь необычную модель мира в своих стихах? Какие художественные приемы становятся основой поэтики его стихотворений. Частично у вас уже появились записи в таблицах. Прочтите их, пожалуйста. Учащиеся читают содержание правой колонки таблицы, форма которой была дана в начале анализа стихов: - острая метафористичность поэзии; - «случайность» художественных образов; - принцип противопоставления в создании образов и системе; - стремление оживить целый мир; - поиск связи между несоединимыми понятиями. Вопрос учителя: Какие же образные средства необходимы поэту для воплощения этих художественных принципов? Ответ: Поэту нужны метафоры, олицетворения, оксюмороны, сравнения, метонимии, противопоставления. 16. Анализ изобразительно-выразительных средств. Найти примеры названных языковых средств в стихотворениях Б.Пастернака. Индивидуальная работа по вариантам. Запись в тетрадь найденных в тексте языковых средств.
Вопрос учителя: Какую особенность вы заметили в построении найденных образных средств? Ответ: Образные средства очень необычны, неожиданны, строятся по принципу несовместимости, сочетания противоположностей в единстве, которое и ведет к нестандартности формы, яркой индивидуальности авторского стиля. Слово учителя: Нестандартность, неповторимость поэтического языка и формы действительно является отличительной чертой лирики Б.Пастернака. Его стихам свойственен поток набегающих друг на друга метафор, которые, производя впечатление субъективных или случайных, поражают воображение, передают некую глубинную суть жизни, помогая поэту донести ее в исключительных образах. Связана она, как считают многие, со стремлением писателя зафиксировать бурный поток чувств. Любое явление поэт словно стремится застигнуть врасплох, описать, как он сам выразился «со всех концов разом»; сравнения и уподобления дробятся и множатся, обступая предмет со всех сторон, что создает ощущение пульсирующего, двигающегося мира. Кроме того, исследователи также отмечают необычность синтаксического строя стихов Б.Пастернака. По выражению В.Шкловского, строчки стихов Пастернака «рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда». Это сопровождается зачастую пропусками, нарушением логических связей, употреблением сказуемого без подлежащего. Понаблюдаем за особенностями синтаксиса в стихотворении «Определение поэзии». 17. Чтение стихотворения «Определение поэзии» и анализ синтаксиса в нем.
18. Итоги урока. Вопрос учителя: Какие выводы мы можем сделать о поэзии Б.Пастернака? Ответы учеников:
3. Жизнь предстает в художественном мире Б.Пастернака во всей ее полноте, динамике, первозданности. Образам поэта чужда всякая искусственность и напыщенность, что ведет к сочетанию простоты с необыкновенностью 4. Стихотворениям поэта присуща необычность художественной формы и поэтического стиля. 5. Творчество становится воплощением жизни души и мира в их гармоническом противоречии и одновременно неразрывности связей. Урок завершается выразительным чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво». Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Очарование жизни в поэзии Б.Пастернака». |
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | ||
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория | Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любушкина Л. Ю., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель русского языка и литературы, стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория | ||
Материально-техническая база мбоу таловской сош В мбоу таловской сош для осуществления образовательного процесса имеются 4 кабинета начальных классов, кабинеты биологии, технологии,... | Городской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя... Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко... |