Рабочая программа «Литературное чтение» образовательной области «Филология» составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений О.В. Кубасовой, к.п.н., доцента, лауреата конкурса в области наук и технологий в сфере образования «Грант Москвы», по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов.
Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса и
его место в учебном плане
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей. Содержание программы реализует идеи стандарта нового поколения.
Особенностью данного учебного курса является отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися, что соответствует природе литературного творчества и чтения как акта сотворчества.
Отношение к чтению как к коммуникативному акту обусловливает усиление мотивационной стороны чтения-общения, большее внимание к личности автора-собеседника, повышение активности читателя в результате осознания себя собеседником, от которого ожидается отклик на полученную информацию. Кроме того, значительное внимание уделяется работе с внетекстовой информацией, помогающей ориентироваться в книгах с целью их выбора в качестве возможных собеседников.
Подход к обучению чтению как к обеспечению качественного литературного общения детей включает предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед началом общения через книгу, осмысление информации в процессе чтения и, наконец, осознание своего отношения к результатам общения, другими словами, предполагает формирование типа правильной читательской деятельности.
Деятельностный подход к обучению.
1. Наличие познавательного мотива (желания узнать, научиться).
Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствует наличие в учебниках произведений и заданий, стимулирующих позитивное отношение к чтению и книгам. Так, например, первые же страницы учебника для 1 класса содержат тексты (Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» и др.), а также специальные вопросы и задания («Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?», «Назови свою любимую книгу»…), формирующие мотивацию к чтению. Кроме того, большое значение в создании мотивации к чтению имеет работа с пословицами о пользе учения и чтения, находящимися в учебниках и тетрадях для 1 и 2 классов.
2. Осознание конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить).
Достаточно ознакомиться с содержанием учебника для 2 класса, который структурирован согласно актуальным для данной ступени обучения методическим задачам, чтобы убедиться в том, что учащиеся благодаря расположению учебного материала в учебнике осознанно осваивают читательские навыки и умения. Первый раздел названого учебника («Учимся читать») содержит подразделы, соответствующие всем четырем компонентам навыка чтения: «Читая – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно». Второй раздел («Учимся работать с текстом») направлен на формирование умения анализировать содержание (подраздел «Автор и его герои») и художественное своеобразие языка («Слова, слова, слова…»), а также на формирование таких универсальных учебных действий, как составление плана и пересказ прочитанного (подраздел «План и пересказ»). Третий раздел («В мире книг») обучает детей такому универсальному учебному умению, как ориентировка в мире книг по текстовым и внетекстовым элементам.
3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
На формирование данного умения направлены, в первую очередь, задания, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета, а также задания, предполагающие поиск и чтение дополнительной художественной литературы на определенную тему, заданного жанра или названного автора. В действующем комплекте подобные задания представлены, в основном, в методическом пособии учителя, однако в новом издании они будут находиться непосредственно на страницах учебника.
4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Учебник и рабочая тетрадь содержат многочисленные методические материалы, помогающие детям в освоении правильного выполнения способов действий, заявленных гос. стандартом и программой обучения чтению. Они реализованы в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках, обучающих, к примеру, чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, составлению плана, творческому, выборочному и краткому пересказам. В новое издание учебников добавлены еще и алгоритмы для составления вопросного, цитатного, сложного плана, создания сочинения по картине, написания отзыва, аннотации, составления диафильма, экранизации, подготовки презентации и др.
5. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие из перечисленных выше памяток. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, регулярно встречающиеся в учебнике и в рабочей тетради, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также неоднократное упоминание в методическом аппарате учебника для 2 класса о приеме «Чтение до первой ошибки».
6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствуют, во-первых, вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии. Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему?» - С. Баруздин, «Бревно»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом». - В. Драгунский, «Тайное становится явным»; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни» - А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» и т.п.
Идею развивающего обучения позволяет реализовать достаточное количество творческих заданий. Это, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация. Кроме того, учебники содержат задания, стимулирующие литературное творчество учащихся, например:
«Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (С. Маршак, «Я видел») - 1 класс;
«Придумай свою историю о слонике» (Г. Горбовский, «Розовый слон») - 2 класс;
Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» Начни, например, так: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…» (Е. Пермяк, «Некрасивая ёлка») - 3 класс;
Придумай свою историю с главной мыслью «У страха глаза велики». (И. Крылов, «Мышь и Крыса») – 4 класс.
Одна из важнейших особенностей нового стандарта – формирование у школьников умения учиться, то есть системы универсальных учебных действий.
Особое внимание на страницах учебника уделено формированию логических операций: анализу содержания (с 1 класса) и языкового оформления (со 2 класса) изучаемых произведений; сравнению персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по виду (познавательное или художественное – со 2 класса) и по жанру (с 1 класса); а также обобщению (со 2 класса) и классификации (с 1 класса).
Кроме того, в учебниках имеются задания, направленные на формирование таких универсальных учебных действий, как:
выделение опорных слов;
выделение главного;
сжатие информации;
составление плана разных видов, в том числе, сложного;
пересказ разных видов, в том числе выборочный и краткий;
умение работать с таблицей;
контекстный способ чтения;
ориентировка в книгах.
Значительная часть перечисленных УУД формируется при изучении раздела познавательной литературы «Когда, зачем и почему?». Внимание к духовно-нравственному воспитанию выражается, прежде всего, в отборе литературных произведений (от поучительной поэзии А. Барто до «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери). Это воспитательное направление настолько приоритетно, что отражено даже в систематизации учебного материала в учебнике для 3 класса, что становится очевидным уже при знакомстве с названиями тем, выраженных пословицами: «Жизнь дана на добрые дела», «Труд человека кормит, а лень портит», «Много хватать – свое потерять», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» и др. Специальные вопросы и задания помогают учащимся освоить духовно-нравственное богатство, содержащееся в произведениях, помещенных в учебник, например: «Какие качества помогли девице вернуть Финиста-ясна сокола?» (Р.н.с. «Перышко Финиста-ясна Сокола»); «Как ты думаешь, почему Баба-Яга говорит: «Не нужно мне благословенных!»? Какие силы – светлые или темные – помогают самой Бабе-Яге? Смогла ли Баба-Яга победить благословенные, светлые силы, помогающие Василисе?» (Р.н.с. «Василиса Прекрасная»); «Можно ли считать поступок этого парня подвигом или это обычное поведение порядочного человека и ничего героического в этом нет?» (С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»); «Что Сент-Экзюпери считает в людях важным, а что – нет? Где об этом написано?» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц») и др. |